Особенности мотивации современных дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мотивация дошкольников.
Предмет исследования: мотивация поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
Проанализировать теоретические источники по проблеме мотивации;
Раскрыть специфику развития и формирования мотивации в дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение………………………………...…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации дошкольников
1.1.Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в
психолого-педагогической науке………………………………….……6
1.2.Развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста……….….11
1.3.Значение сюжетно–ролевой игры для развития
мотивации современного дошкольника………………………………17
Выводы………………………………………………...…………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
мотивов старших дошкольников
2.1.Основные этапы методики исследования............................................27
2.2. Результаты исследования, их анализ……………………………........30
Выводы…………………………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..…..38
Список литературы...............................................................................................44

Файлы: 1 файл

1курсовая работа. Быкова Е..doc

— 932.00 Кб (Скачать)

           Сюжетно – ролевая игра способствует развитию произвольности поведения и психических процессов; развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения; преодоление познавательного эгоцентризма ребенка; внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность); в процессе игры происходит развитие речи детей.

            В процессе игры дети познают  себя, окружающий мир, у них формируются  понятия человеческих взаимоотношений. Через игру можно развивать познавательные характеристики ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Таким образом, большинство исследователей, занимавшихся проблемой мотивации дошкольников, считают, что основными мотивами поведения выступают такие, как выделенные Л.И.Божович. Она считала, что любая деятельность побуждается двумя категориями мотивов:

1) мотивами, идущими от  самой деятельности, которые оказывают  непосредственное воздействие на  субъекта, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому её осуществлению;

2) мотивами, порожденными  всем социальным контекстом, в  котором протекает жизнь субъекта (широкими социальными мотивами); функция этого вида мотивов  в том, что они могут побуждать деятельность субъекта «посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к самой деятельности» (Л.И.Божович, 1972, с. 24).

В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается, прежде всего, потребностью в новых впечатлениях. Развитию мотивации способствует организованная игровая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению  мотивов поведения старших дошкольников

 

2.1. Описание методик  и ход проведения исследования

            Исследование особенностей мотивационной  сферы дошкольников проводилось на  базе МДОУ «Детский сад « Улыбка» Липецкой области  Измалковского района с. Пятницкое. В исследовании приняло участие две группы дошкольников, в количестве двадцати детей. Все дети воспитываются  в полных семьях.

            Методика №1. «Изучение действенности общественного и личного мотивов», предлагаемая Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

             Эксперимент состоит из двух  серий и проводится  с группой детей 5-6 лет. Для проведения исследования необходимо подготовить скорлупу грецких орехов, цветную бумагу. Выбор данной методики обуславливается, прежде всего, ее простотой и удобством применения с группой детей-дошкольников.

Цель исследования:
  • выявить особенности мотивационной  сферы дошкольников;
  • определить ведущий мотив поведения дошкольников;
Ход исследования:

            В первой серии, экспериментатор  учит детей делать лодочки  с парусом из скорлупы грецкого  ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде . После этого экспериментатор проводит повторное занятие с тем же материалом: «Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать лодочки, а мастерить их не умеют. Но если вы хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе».

            В конце занятия тем, кто решил  подарить игрушку, индивидуально  задается вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?»

            Во второй серии, экспериментатор  учит детей делать вертушку. Он  говорит: «Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, так это доставит им большое удовольствие. А можете оставить себе».

            Если ребенок пытается пойти  на компромисс («можно, я две сделаю»), нужно сказать, что больше нет материала, и он должен сам решить, кому достанется игрушка.

          После  проведенных этапов исследования  производится обработка полученных  данных. На каждом этапе подсчитывается  количество дошкольников, решивших  подарить игрушку малышам (действуют  по общественному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у дошкольников в разных ситуациях. [Результаты ответов в приложении 1,2]

             Методика №2.  Определение доминирующего мотива (познавательный или игровой) в мотивационно – потребностной сфере ребенка (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина).

Цель:

    • выявить ведущий мотив поведения старших дошкольников.

Ход исследования:

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется больше всего: поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Анализ результатов: дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер (то в одно играют, то в другое).

Результаты фиксируются в свободном протоколе (см.приложение № 3).

Методика №3. Изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей в совместной деятельности (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина).

              Эксперимент состоит из двух  серий и проводится  с группой  детей 5-6 лет. Для проведения исследования  необходимо подготовить бумагу, ножницы, клей. Выбрать тему для аппликации в зависимости от возраста детей и сформированности умений, например «Аквариум».

Цель:

    • Установить влияние разных по социальной значимости мотивов на деятельность детей.

Ход исследования:

             В первой серии эксперимента, детям предлагают самостоятельно сделать аппликацию по определенной теме, и говорят, что лучшие работы поместят на выставку.

            Во второй серии, экспериментатор  предлагает детям сделать коллективную  аппликацию на ту же тему в подарок товарищу, подчеркивая: «Нужно постараться сделать как можно лучше. Когда закончите, вы сами решите, можно ее подарить или нет».

 

Обработка и интерпретация результатов.

Анализ данных проводят по следующим критериям:

1.Отношение детей  к процессу деятельности и ее результату.

2.Отношение к  деятельности сверстников (указание  на недостатки, предложение оказать  помощь, обращение за помощью  к партнеру, поощрение сверстника и т.д.)

3.Наличие конфликтных  ситуаций, причины и способы их  разрешения.

На основании сравнения результатов по двум сериям устанавливают влияние разных по социальной значимости мотивов на деятельность детей.

 

 

2.2 Анализ  полученных результатов

             Методика №1

            Для удобства демонстрации полученных  результатов (см. приложения №1 и №2) приведем их в виде нижеследующей таблицы.

Таблица 1.
Сравнительная частота мотивов

Возраст детей

Общественный мотив

Личный мотив

 

Серия

Всего

Серия

Всего

 

1

II

 

1

II

 

5-6 лет

7 (35 %)

5 (25  %)

12 (30 %)

13 (65 %)

15 (75 %)

28 (70 %)


 

Итак, как следует из таблицы у детей первой и второй возрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов на втором этапе (когда у них просят сделать вертушку и подарить ее малышам). Такое снижение обусловлено, по-видимому, тем, что вертушка еще не использовалась детьми в игре, и им хотелось  с ней поиграть первыми, к тому же экспериментатор предлагает подарить новое изделие малышам  сразу после ее изготовления, а  с лодочками они уже играли, у них уже есть по одной, а потому интерес к ним достаточно поостыл.

           Таким  образом, можно заключить, что на  втором этапе исследования у детей всех возрастных групп в большей степени проявляются личные мотивы. Именно они направляют их поведение в случае, когда что-то новое и интересное попадает в поле их зрения. Ребенку дошкольнику трудно удержаться, чтобы не поиграть с тем, что ему еще не знакомо либо вызывает определенный интерес.

           Интересным  фактом, заслуживающим внимание, в контексте проведенного исследования является то, что и в первой и во второй серии эксперимента количество общественных мотивов у старших детей больше чем у младших. Такой результат можно объяснить только тем, что старшие дети имеют более произвольную сферу самоконтроля.  «Общественное» в их сознании  уже занимает важное место и в связи с большим личностным развитием, и в связи с желанием поскорее стать взрослыми, а также соответствием своему новому статусу будущего ученика. Именно переживание этого статуса преддошкольника может вызывать у них чувство покровительства по отношению к младшим своим товарищам. Поэтому и в ответах детей, принадлежащих к старшей группе можно чаще встретить такие как: «Я уже большой и должен помогать младшим» 

           Таким  образом, на основании проведенного исследования можно заключить, что поведение дошкольников определяется личными и общественными мотивами. Однако в зависимости от возраста ребенка могут преобладать либо те, либо другие. Так для старших детей по сравнению с младшими в большем количестве случаев характерен выбор общественных мотивов.

            Вторым значимым фактором, выявленным  в ходе исследования, является  характер осуществляемого выбора. Дошкольникам сложнее руководствоваться общественными мотивами в своем поведении, особенно когда выбор касается того, что им более ценно, вызывает неподдельный интерес.

Методика № 2

Для удобства демонстрации полученных результатов, (см. приложение № 4) приведем их в виде нижеследующей таблице.

Таблица. №2

Возраст

кол-во

Игровой мотив

Познавательный мотив

5-6лет (I гр)

10

6 (60 %)

4 (40%)

6-7лет (IIгр)

10

0

10 (100 %)


      

            Итак, как следует из таблицы, познавательный мотив был  доминирующим  практически у всех у всех детей. Для чистоты эксперимента были выбраны равнозначные стороны: новые игрушки; новая книга с красочными картинками и увлекательными сказками. Каждую сказку останавливали на самом интересном месте. В большинстве случаев  дети обеих групп выбрали вариант «а» – узнать продолжение истории.   

            Необходимо ответить, что в группе № 1,  6  детей  предпочли вариант «б» - поиграть с новыми игрушками. Преобладание игрового мотива у этих детей можно объяснить возрастными особенностями (только исполнилось 5 лет) и в данном случае, желание поиграть - пересилило. Не все дети  уверенно просили продолжить чтение истории, некоторые, а именно 2 ребенка некоторое время колебались – выбрать игру или книгу, задавали вопрос: «А надолго принесли игрушки и книгу?», когда был дан ответ, что ненадолго, выбирали слушание сказки.

           Отмечается изобретательность детей в придумывании вариантов – задержать игрушки в группе, чтобы потом после чтения увлекательных историй хорошо рассмотреть игрушки и поиграть, если разрешат. Борьба мотивов наблюдалась у 9 детей, это выражалось в отдельных мимических реакциях на лице, но, тем не менее, дети выбирали чтение сказки. Кроме того, следующее, что хотелось отметить в данном эксперименте, что борьба мотивов в основном наблюдалась только у мальчиков. Что касается детей 2-й группы, то не смотря на то , у них у всех изначально  преобладал познавательный мотив, после прослушивания сказки, практически каждый из них спросил: « А можно поиграть?». Это свидетельствует  о том, что преобладание познавательного мотива не исключает желания поиграть, что соответствует возрастным особенностям детей.  

Сравнение возрастных групп испытуемых показало:

Для 5-летних детей наиболее типична следующая иерархия изучаемых мотивов: игровой мотив доминирует над познавательными мотивами, 

Для 6-летних детей наиболее типична следующая иерархия мотивов: доминирующим является  познавательный мотив, а игровой мотив находится на 2-м  месте. 

Методика №3

            После проведения исследования, проведем  сравнительный анализ  полученных данных, по критериям  предложенных методикой.

            Итак, в первой серии исследования, детям было предложено самостоятельно  сделать аппликацию, а лучшие  работы поместят на выставку. 

            К  изготовлению аппликации дети  приступили активно. Видно было  их желание довести работу  до конца. Каждый ребенок стремился работу выполнить аккуратно. Чувствовался соревновательный мотив (дети в процессе своей деятельности, наблюдали за работой друг друга, как бы подсматривали «у кого лучше»).  По окончанию  задания, самостоятельно пытались определить лучшие работы. В процессе деятельности конфликтных ситуаций не наблюдалось. Необходимо отметить, что девочки, намного старательнее отнеслись к данному заданию, чем мальчики (к концу работы у них видна бала небольшая небрежность), но все согласились, что лучшие работы принадлежат Софье Б. и Ирине В. (см. Приложение №5).

Информация о работе Особенности мотивации современных дошкольников