Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мотивация дошкольников.
Предмет исследования: мотивация поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
Проанализировать теоретические источники по проблеме мотивации;
Раскрыть специфику развития и формирования мотивации в дошкольном возрасте.
Введение………………………………...…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации дошкольников
1.1.Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в
психолого-педагогической науке………………………………….……6
1.2.Развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста……….….11
1.3.Значение сюжетно–ролевой игры для развития
мотивации современного дошкольника………………………………17
Выводы………………………………………………...…………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
мотивов старших дошкольников
2.1.Основные этапы методики исследования............................................27
2.2. Результаты исследования, их анализ……………………………........30
Выводы…………………………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..…..38
Список литературы...............................................................................................44
Сюжетно – ролевая игра способствует развитию произвольности поведения и психических процессов; развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения; преодоление познавательного эгоцентризма ребенка; внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность); в процессе игры происходит развитие речи детей.
В процессе игры дети познают
себя, окружающий мир, у них формируются
понятия человеческих
Таким образом, большинство исследователей, занимавшихся проблемой мотивации дошкольников, считают, что основными мотивами поведения выступают такие, как выделенные Л.И.Божович. Она считала, что любая деятельность побуждается двумя категориями мотивов:
1) мотивами, идущими от
самой деятельности, которые оказывают
непосредственное воздействие
2) мотивами, порожденными
всем социальным контекстом, в
котором протекает жизнь
В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается, прежде всего, потребностью в новых впечатлениях. Развитию мотивации способствует организованная игровая деятельность.
Исследование особенностей
Методика №1. «Изучение действенности общественного и личного мотивов», предлагаемая Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.
Эксперимент состоит из двух серий и проводится с группой детей 5-6 лет. Для проведения исследования необходимо подготовить скорлупу грецких орехов, цветную бумагу. Выбор данной методики обуславливается, прежде всего, ее простотой и удобством применения с группой детей-дошкольников.
В первой серии, экспериментатор
учит детей делать лодочки
с парусом из скорлупы
В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?»
Во второй серии, экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит: «Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, так это доставит им большое удовольствие. А можете оставить себе».
Если ребенок пытается пойти на компромисс («можно, я две сделаю»), нужно сказать, что больше нет материала, и он должен сам решить, кому достанется игрушка.
После
проведенных этапов
Методика №2. Определение доминирующего мотива (познавательный или игровой) в мотивационно – потребностной сфере ребенка (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина).
Цель:
Ход исследования:
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется больше всего: поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.
Анализ результатов: дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер (то в одно играют, то в другое).
Результаты фиксируются в свободном протоколе (см.приложение № 3).
Методика №3. Изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей в совместной деятельности (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина).
Эксперимент состоит из двух серий и проводится с группой детей 5-6 лет. Для проведения исследования необходимо подготовить бумагу, ножницы, клей. Выбрать тему для аппликации в зависимости от возраста детей и сформированности умений, например «Аквариум».
Цель:
Ход исследования:
В первой серии эксперимента, детям предлагают самостоятельно сделать аппликацию по определенной теме, и говорят, что лучшие работы поместят на выставку.
Во второй серии, экспериментатор
предлагает детям сделать
Обработка и интерпретация результатов.
Анализ данных проводят по следующим критериям:
1.Отношение детей к процессу деятельности и ее результату.
2.Отношение к деятельности сверстников (указание на недостатки, предложение оказать помощь, обращение за помощью к партнеру, поощрение сверстника и т.д.)
3.Наличие конфликтных ситуаций, причины и способы их разрешения.
На основании сравнения результатов по двум сериям устанавливают влияние разных по социальной значимости мотивов на деятельность детей.
Методика №1
Для удобства демонстрации
Возраст детей |
Общественный мотив |
Личный мотив | ||||
| Серия |
Всего |
Серия |
Всего | ||
| 1 |
II |
| 1 |
II |
|
5-6 лет |
7 (35 %) |
5 (25 %) |
12 (30 %) |
13 (65 %) |
15 (75 %) |
28 (70 %) |
Итак, как следует из таблицы у детей первой и второй возрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов на втором этапе (когда у них просят сделать вертушку и подарить ее малышам). Такое снижение обусловлено, по-видимому, тем, что вертушка еще не использовалась детьми в игре, и им хотелось с ней поиграть первыми, к тому же экспериментатор предлагает подарить новое изделие малышам сразу после ее изготовления, а с лодочками они уже играли, у них уже есть по одной, а потому интерес к ним достаточно поостыл.
Таким образом, можно заключить, что на втором этапе исследования у детей всех возрастных групп в большей степени проявляются личные мотивы. Именно они направляют их поведение в случае, когда что-то новое и интересное попадает в поле их зрения. Ребенку дошкольнику трудно удержаться, чтобы не поиграть с тем, что ему еще не знакомо либо вызывает определенный интерес.
Интересным фактом, заслуживающим внимание, в контексте проведенного исследования является то, что и в первой и во второй серии эксперимента количество общественных мотивов у старших детей больше чем у младших. Такой результат можно объяснить только тем, что старшие дети имеют более произвольную сферу самоконтроля. «Общественное» в их сознании уже занимает важное место и в связи с большим личностным развитием, и в связи с желанием поскорее стать взрослыми, а также соответствием своему новому статусу будущего ученика. Именно переживание этого статуса преддошкольника может вызывать у них чувство покровительства по отношению к младшим своим товарищам. Поэтому и в ответах детей, принадлежащих к старшей группе можно чаще встретить такие как: «Я уже большой и должен помогать младшим»
Таким образом, на основании проведенного исследования можно заключить, что поведение дошкольников определяется личными и общественными мотивами. Однако в зависимости от возраста ребенка могут преобладать либо те, либо другие. Так для старших детей по сравнению с младшими в большем количестве случаев характерен выбор общественных мотивов.
Вторым значимым фактором, выявленным
в ходе исследования, является
характер осуществляемого
Методика № 2
Для удобства демонстрации полученных результатов, (см. приложение № 4) приведем их в виде нижеследующей таблице.
Возраст |
кол-во |
Игровой мотив |
Познавательный мотив |
5-6лет (I гр) |
10 |
6 (60 %) |
4 (40%) |
6-7лет (IIгр) |
10 |
0 |
10 (100 %) |
Итак, как следует из таблицы, познавательный мотив был доминирующим практически у всех у всех детей. Для чистоты эксперимента были выбраны равнозначные стороны: новые игрушки; новая книга с красочными картинками и увлекательными сказками. Каждую сказку останавливали на самом интересном месте. В большинстве случаев дети обеих групп выбрали вариант «а» – узнать продолжение истории.
Необходимо ответить, что в группе № 1, 6 детей предпочли вариант «б» - поиграть с новыми игрушками. Преобладание игрового мотива у этих детей можно объяснить возрастными особенностями (только исполнилось 5 лет) и в данном случае, желание поиграть - пересилило. Не все дети уверенно просили продолжить чтение истории, некоторые, а именно 2 ребенка некоторое время колебались – выбрать игру или книгу, задавали вопрос: «А надолго принесли игрушки и книгу?», когда был дан ответ, что ненадолго, выбирали слушание сказки.
Отмечается изобретательность детей в придумывании вариантов – задержать игрушки в группе, чтобы потом после чтения увлекательных историй хорошо рассмотреть игрушки и поиграть, если разрешат. Борьба мотивов наблюдалась у 9 детей, это выражалось в отдельных мимических реакциях на лице, но, тем не менее, дети выбирали чтение сказки. Кроме того, следующее, что хотелось отметить в данном эксперименте, что борьба мотивов в основном наблюдалась только у мальчиков. Что касается детей 2-й группы, то не смотря на то , у них у всех изначально преобладал познавательный мотив, после прослушивания сказки, практически каждый из них спросил: « А можно поиграть?». Это свидетельствует о том, что преобладание познавательного мотива не исключает желания поиграть, что соответствует возрастным особенностям детей.
Сравнение возрастных групп испытуемых показало:
Для 5-летних детей наиболее типична следующая иерархия изучаемых мотивов: игровой мотив доминирует над познавательными мотивами,
Для 6-летних детей наиболее типична следующая иерархия мотивов: доминирующим является познавательный мотив, а игровой мотив находится на 2-м месте.
Методика №3
После проведения исследования, проведем сравнительный анализ полученных данных, по критериям предложенных методикой.
Итак, в первой серии исследования,
детям было предложено
К изготовлению аппликации дети приступили активно. Видно было их желание довести работу до конца. Каждый ребенок стремился работу выполнить аккуратно. Чувствовался соревновательный мотив (дети в процессе своей деятельности, наблюдали за работой друг друга, как бы подсматривали «у кого лучше»). По окончанию задания, самостоятельно пытались определить лучшие работы. В процессе деятельности конфликтных ситуаций не наблюдалось. Необходимо отметить, что девочки, намного старательнее отнеслись к данному заданию, чем мальчики (к концу работы у них видна бала небольшая небрежность), но все согласились, что лучшие работы принадлежат Софье Б. и Ирине В. (см. Приложение №5).
Информация о работе Особенности мотивации современных дошкольников