Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мотивация дошкольников.
Предмет исследования: мотивация поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
Проанализировать теоретические источники по проблеме мотивации;
Раскрыть специфику развития и формирования мотивации в дошкольном возрасте.
Введение………………………………...…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации дошкольников
1.1.Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в
психолого-педагогической науке………………………………….……6
1.2.Развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста……….….11
1.3.Значение сюжетно–ролевой игры для развития
мотивации современного дошкольника………………………………17
Выводы………………………………………………...…………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
мотивов старших дошкольников
2.1.Основные этапы методики исследования............................................27
2.2. Результаты исследования, их анализ……………………………........30
Выводы…………………………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..…..38
Список литературы...............................................................................................44
Во второй серии эксперимента, дети взялись за работу с большим энтузиазмом, нежели на первом этапе. Очень эмоционально обсуждали, какую именно поделку они хотят сделать для больного друга. В начале деятельности, дети распределили между собой обязанности, каждый из них хотел внести наибольший вклад в работу. Самую трудную и кропотливую работу - наклеивание рыбок, сделали девочки. К концу работы, был небольшой спор по поводу лучшего места для наклеивания аппликации. Конфликтная ситуация быстро разрешилась, когда Софья Б. продемонстрировала, другие варианты наклеивания рыбок, убедив сверстников, что первый вариант более удачный.
Во время работы дети проявляли большое усердие, переживали за общее дело, очень старались, работу выполняли намного аккуратнее. В процессе деятельности вели беседу о том, как обрадуется подарку их больной товарищ.
Следует отметить, что шестилетние дети, более инициативные, выполняли как бы «основную» работу, а 5- летние дети им помогали (подавали клей, ножницы и т.д.). Дети критически оценивали результат своей работы, смогли увидеть и устранить недочеты. В итоге, поделка получилась красивой, все остались довольны, и было решено, что такой подарок товарищу подарить не стыдно.
Анализируя и сравнивая поведение
детей в обеих сериях, можно с твердой
уверенностью сказать, что разные по социальной
значимости мотивы оказывают огромное влияние
на деятельность детей. Желание сделать
приятное своему больному товарищу, оказалось
более сильным мотивом, а для выставки,
старались в основном только девочки.
На основе практического исследования проведенного во второй главе, мы считаем необходимым подвести итоги.
Проводя опытно-экспериментальную работу по проблеме «Особенности мотивации современных дошкольников», мы использовали различные методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной: Методика №1 «Изучение действенности общественного и личного мотивов; Методика №2 «Определение доминирующего мотива (познавательный или игровой) в мотивационно – потребностной сфере ребенка; Методика №3 «Изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей в совместной деятельности»
Анализируя полученные результаты по методике №1, можно сделать следующий вывод: на втором этапе, у детей участвующих в эксперименте, наблюдается снижение действенности общественных мотивов. Такое снижение обусловлено, по-видимому, тем, что с новой игрушкой(вертушкой) им хотелось поиграть первыми, интерес к лодочке у них угас. Таким образом, можно заключить, что у детей всех возрастных групп в большей степени проявляются личные мотивы, которые влияют на поведение детей. Ребенку дошкольнику трудно удержаться, чтобы не поиграть с тем, что ему еще не знакомо либо вызывает определенный интерес.
В ходе эксперимента мы увидели, что у старших дошкольников количество общественных мотивов больше чем у младших. Это можно объяснить тем, что старшие дети имеют более произвольную сферу самоконтроля.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно заключить, что поведение дошкольников определяется личными и общественными мотивами, однако в зависимости от возраста ребенка могут преобладать либо те, либо другие.
Для определения доминирующего мотива (познавательный или игровой) в мотивационно – потребностной сфере ребенка, мы использовали Методику №2. В ходе проведения исследования, мы выяснили, что познавательный мотив поведения был доминирующим практически у всех у всех детей. Преобладание игрового мотива наблюдали у детей первой группы. Это можно объяснить возрастными особенностями (5 лет).
У детей 2-й группы, изначально преобладал познавательный мотив, но анализ полученных ответов детей в ходе эксперимента, свидетельствует о том, что преобладание познавательного мотива не исключает игрового мотива, т.е. желания поиграть, что в принципе соответствует возрастным особенностям детей.
Таким образом, с помощью данной методики, мы выяснили, что для 5-летних детей наиболее типична следующая иерархия изучаемых мотивов: игровой мотив доминирует над познавательными мотивами. Для 6-летних детей, доминирующим является познавательный мотив, а игровой мотив находится на 2-м месте.
Влияние мотивации на взаимоотношения детей в совместной деятельности, мы изучали с помощью Методики №3. После проведенного сравнительного анализа, можно сделать следующий вывод: для детей, участвующих в эксперименте характерен соревновательный мотив. В процессе деятельности детей конфликтных ситуаций не наблюдалось. Это говорит о том, что дети этого возраста уже стараются регулировать свое поведение, хотя мальчики это делали еще с небольшим волевым усилием. Выполняя задание, дети выражали доброжелательное отношение друг к другу, давая высокую оценку работе сверстника.
Влияние разных по социальной значимости мотивов, на поведение детей, мы смогли наблюдать и во второй серии эксперимента.
По результатам эксперимента можно сказать, что поведение детей может, меняется в зависимости от ситуации или цели, поставленной перед ребенком, а следовательно, меняются и их взаимоотношения. Мы увидели, что для больного товарища, дети взялись за работу с большим энтузиазмом. Во время работы проявляли большое усердие, переживали за общее дело, очень старались, работу выполняли намного аккуратнее. Следовательно, данный мотив оказался для детей более значимым.
Таким образом, на мотивацию поведения детей оказывают огромное влияние разные по социальной значимости мотивы.
Итак, в ходе проведенного исследования, мы выяснили: поведение дошкольников определяется личными и общественными мотивами; для 5-летних детей наиболее типична следующая иерархия изучаемых мотивов: игровой мотив доминирует над познавательными мотивами; для 6-летних детей, доминирующим мотивом поведения является познавательный; разные по социальной значимости мотивы оказывают огромное влияние на поведение детей.
Приступая к нашему исследованию по выявлению особенностей мотивации современных дошкольников, нас интересовал вопрос мотивации поведения детей дошкольного возраста. Проанализировав литературу по данной проблеме, в теоретической части нашей работы мы выяснили, что мотивационная составляющая личности человека пронизывает все аспекты, все уровни его бытия, оказывает решающее влияние на его поступки, регулирует и направляет его поведения, т.е. служит источником его активности. Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего, возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив». Проблема мотивации и мотивов остается остродискуссионной и, к сожалению, трудноизучаемой экспериментально. Многие зарубежные теории мотивации построены на основании экспериментов с животными, поэтому в ряде случаев прямая экстраполяция на человека невозможна. Кроме того, возникает вопрос: можно ли вообще эти теории рассматривать как истинно мотивационные? Не являются ли они биологическими теориями детерминации поведения?
В то же время, как отмечает П. М. Якобсон (1969), растущий интерес к психологии личности (а мотивация без сомнения, является ее ядром), к сложным динамическим переменам в ее деятельности и поступках делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологической науки.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К.Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (К. Вилюнас, 1990). Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование. Д. Н. Узнадзе понимал мотив как сложное психическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации. В. Г. Леонтьев рассматривает мотив как системное образование личности, как системный способ организации активности человека. Мотивам приписываются различные функции. Сначала выделили побуждающую и направляющую функции. Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики мотива, иначе называемые энергетическими, и содержательные характеристики (полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность мотива — личностная, индивидуальная или общественная, коллективная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей — биологических или социальных — они направлены, с какой деятельностью — игровой, учебной, трудовой, спортивной — связаны).
Так как, наше исследование касается мотивации и мотивов поведения детей дошкольного возраста, то мы изучали научно - психологическую литературу, где такие исследователи как Леонтьев А.Н., Божович, Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др., отмечают, что в дошкольное детство это период, когда у ребенка складываются важнейшие психические новообразования, расширяются познавательные интересы, складывается детское мировоззрение, развивается произвольное поведение и личное самосознание ребенка. Сюжетно – ролевая игра, является ведущим видом деятельности дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. Игра способствует обогащению и закреплению представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, формирует товарищеские отношения между детьми; систему их личностных качеств; способствует развитию разнообразных познавательных интересов и умственных способностей; у детей формируется творческое воображение, развивается память. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение. В игре развивается и возникают новые мотивы и связанные с ними цели (Л.С. Выготский). Благодаря игре, в сознании дошкольника выделяются и осмысливаются социально принятые этические нормы поведения, формируется основной движущий мотив личностного развития - быть как взрослый. Игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребёнком произвольными формами поведения.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием мотивов, определяющих поведение ребенка. Соподчинение мотивов - это самое важное новообразование в развитии личности дошкольника. Первичное соподчинение мотивов, возникающее в начале дошкольного возраста, развиваются затем в двух направлениях: первое - формирование самого механизма соподчинения, другое – усвоение ребенком новых, более высоких мотивов. Одни мотивы становятся главными, другие — второстепенными. Среди доминирующих мотивов, многие ученые отмечают личностные мотивы, общественные, игровые, мотивы морального содержания, познавательные, мотивы связанные с интересом детей к миру взрослых. Формируются и развиваются, соревновательные мотивы.
С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число факторов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. По данным Т. Бауэр, М.И.Лисиной и других психологов, у 6-летнего ребенка обостряется потребность в познании объектов внешнего мира, значимых для общества.
Исследование Н.М.Матюшиной показывает, что на протяжении дошкольного возраста не только формируется соподчинение мотивов, но и возникают новые мотивы: достижения успеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи.
Е. Ф. Рыбалко считает, что формирование игровой мотивации является одним из важных показателей зрелости психического развития дошкольников.
Н.И. Гуткина выяснила, что равнодушие младших дошкольников к удачам и неудачам сменяется у средних дошкольников переживанием успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех — уменьшение его). У старших дошкольников стимулировать может и неуспех. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат: если дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры, то 5-6-летние получают удовольствие не только от процесса, но и от результата игры, т. е. от выигрыша.
Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Самым слабым внешним воздействием на принимаемые ребенком решения обладает прямое запрещение каких-то его действий, не усиленное другими дополнительными мотиваторами, хотя взрослые чаще всего возлагают надежды именно на этот вид воздействия.
М.И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста,- познавательную и личностную. К 5 -6 годам у ребенка складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативная форма общения. По ее мнению ведущими мотивами становятся личностные.
В зависимости от конкретных условий воспитания и отношений, складывающихся у ребенка с взрослыми, на первый план могут выступать одни или другие мотивы, подчиняя себе остальные. Так у одного ребенка могут выступать в качестве ведущих и подчиняющих себе другие – мотивы непосредственного интереса к содержанию деятельности, у другого – мотивы общественного значения, у третьего мотивы «самооценки». Такое соотношение может быть более или менее устойчивым и проявляться по-разному
Почти все исследователи единодушно отмечали, что дошкольный возраст – период рассвета детской познавательной активности.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мотивации и мотивов поведения ребенка. Возникают новые типы деятельности и новые мотивы; происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для отношений взрослых людей к деятельности и друг другу; возникает соподчинение мотивов и непосредственных побуждений.
Результаты нашего практического исследования подтвердили, что мотивация поведения современных дошкольников имеет определенные особенности, обусловленные возрастными характеристиками возраста.
Информация о работе Особенности мотивации современных дошкольников