Мотивация трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель выполнения курсовой работы изучить мотивацию трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом.
Задачи исследования:
- изучить потенциал мотивации в системе коммуникации менеджмента;
- рассмотреть основные элементы системы мотивации и их влияние на поведение работников.

Файлы: 1 файл

курсовая по любиной.docx

— 65.67 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным  окажется труд сотрудников, зависит  успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально  эффективно использовать возможности  персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них  может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в  дела сотрудниками компании. А это  может произойти только в случае, если работники заинтересованы в  результатах своего труда. Для этого  необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что  основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.

     На  сегодняшний день имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.

     Более того, тот фактор, который сегодня  мотивирует конкретного человека к  интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.

      Основная  цель выполнения курсовой работы изучить  мотивацию трудовой деятельности как  элемент и функция управления персоналом.

      Задачи  исследования:

- изучить  потенциал мотивации в системе  коммуникации менеджмента;

- рассмотреть  основные элементы системы мотивации  и их влияние на поведение  работников. 
 

  1. Потенциал мотивации в системе коммуникаций менеджмента
    1. Мотивация и её роль в механизме менеджмента
 

     Разнообразные потребности удовлетворяются через  деятельность людей, т. е. в основе любых  действий человека лежит необходимость  удовлетворения тех или иных потребностей. Человек не может полагаться на действие сверхъестественных сил и ждать, он должен работать, добывать или создавать  продукты, готовить орудия. Однако любое  целенаправленное поведение должно быть мотивировано, т.е. должен появиться  толчок к действию. Таким возбудителем или инициатором действий человека выступает мотив.

      Слово "мотив" происходит от французского «MOTIF» или латинского «MOVEO», что означает "двигаю". Под мотивами понимают все то, что вызывает деятельность человека, ради чего она совершается.

      Таким образом, мотивы и потребности - близкие по значению, но не однозначные понятия. Мотив - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Он является поведенческим проявлением потребности и сконцентрирован на достижении цели. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Однако у различных людей эти действия могут отличаться, даже если они испытывают одинаковую потребность. Человек может воздействовать на свои мотивы: приглушать их действие или даже устранять. В целом поведение человека может определяться не одним мотивом, а их совокупностью.

      Совокупность мотивов, находящихся в определенном отношении друг к другу по степени воздействия на поведение человека, называется мотивационной структурой.

  Мотивационная структура конкретного человека обладает определенной стабильностью. Но в процессе воспитания человека, его образования она может сознательно меняться.

       Процесс воздействия на человека  с целью побуждения его к  определенным действиям путем  пробуждения в нем мотивов  называется мотивацией. С точки  зрения управленческой деятельности мотивация- это процесс формирования внутренних сил работника для достижения личных целей или целей организации. Осуществление менеджером этого процесса является одной из основных функций менеджмента.

       Мотивация составляет основу  управления человеком. Эффективность  управления во многом зависит  от того, как осуществляется процесс  мотивации. В зависимости от  того, что преследует мотивация,  какие задачи она решает, выделяют  два типа мотивации:

      1. Тип мотивации состоит в том, что путем воздействий на человека вызываются определенные действия, приводящие к желаемому для него результату. При данном типе мотивации необходимо хорошо знать, какие мотивы могут побуждать человека к желаемым действиям и как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивации во многом напоминает вариант торговой сделки: "Я дам то, что ты хочешь, а ты дашь мне, что я хочу". Если у сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивации не может состояться.

  2. Тип мотивации. Его основная задача состоит в формировании определенной мотивационной структуры человека. Этот тип мотивации носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями и результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Для осуществления такой мотивации требуется больше усилий, знаний и способностей, но его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивации.

       Прогрессивно управляемые организации  стремятся сочетать оба типа  мотивации в современной практике  управления.

       Одну и ту же работу человек  может делать, затрачивая различные  усилия. Он может работать в  полную силу, а может работать  в полсилы. Также он может  стремиться брать работу полегче,  а может браться за сложную  и тяжелую работу, выбирать решение  попроще, а может искать и  браться за сложное решение.  Все это отражает то, какие  усилия готов затрачивать человек.  И зависит от того, насколько он мотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.

  Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть безразлично качество его труда, другой может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать с организационным окружением.

       Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация,  состоит в настойчивости продолжать  и развивать начатое дело. Это  очень важная характеристика  деятельности, так как часто встречаются  люди, которые быстро теряют интерес  к начатому делу. И даже если  они имели очень хорошие результаты  деятельности в начале, потеря  интереса и отсутствие настойчивости  может привести к тому, что  они сократят усилия и станут  меньше стараться, выполняя свою  роль на существенно более  низком уровне по сравнению  с их возможностями. Отсутствие  настойчивости сказывается также  негативно на доведении дела  до конца. Работник может выдвигать  прекрасные идеи и ничего не  делать для их выполнения, что  на практике будет оборачиваться  для организации упущенными возможностями.

     Добросовестность  при исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих работ является важнейшим условием их успешного выполнения. Человек  может обладать хорошей квалификацией  и знанием, быть способным и созидательным, много работать, но при этом он может  относиться к своим обязанностям "спустя рукава", безответственно.

     Направленность как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу, потому что она приносит ему определенное удовлетворение (моральное и материальное), а может делать ее потому, что он стремится помочь своей организации добиться ее целей. Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивации ориентировать эти действия в направлении определенных целей.

  Таким образом, мотивация оказывает воздействие на такие характеристики деятельности как: усилие; старание; настойчивость; добросовестность; направленность. 

1.2 Средства  и виды мотивации 

     Существует  два основных типа мотивирования. Первый тип мотивирования - это побуждение к действию путем внешних воздействий, второй тип мотивирования заключается в косвенном воздействии, в формировании особой мотивационной структуры человека.

     1. Основным и самым очевидным  средством мотивации является  экономическое вознаграждение, или,  попросту выражаясь, заработная  плата. Значительная часть людей  работает для того, чтобы обеспечить  свое существование. Хотя для  них получение денег может  и не быть единственной целью,  оно все же является «приятным  дополнением». Существенно, что работник  должен оценивать материальное  вознаграждение как достойное.  Если человек полагает, что ему  платят мало, он может и не  бросить работу (например, из-за неимения  лучших вариантов). Однако работать  он будет, что называется, спустя  рукава.

     Негативная материальная мотивация - это лишение вознаграждения или его части за неудовлетворительное выполнение рабочих обязанностей, то есть штрафы. Штраф может как вычитаться из заработной платы, так и иметь вид лишения дополнительного вознаграждения, которое работодатель не обязан выплачивать в соответствии с трудовым договором, например, премии по итогам работы за год или квартал. Впрочем, использование такого рода наказаний должно быть согласовано с профсоюзами и применяться в строгом соответствии с трудовым законодательством.

     2. В нематериальной сфере также  применимы награды и наказания.  Публичное признание заслуг, выражение  благодарности, возможно, и не  дает человеку каких-то непосредственных  выгод, однако вызывает приятные  чувства и повышает самоуважение. Противоположных эффектов позволяет  достичь публичное осуждение.

     3. Очень многое зависит от качества  самой работы, от того, как ее  воспринимает человек. С этой  точки зрения хорошая работа  обладает целым рядом характеристик, таких как:

     - быть осмысленной, т. е. приводить к определенному результату;

     - быть важной, а точнее, оцениваться служащими как важная и заслуживающая того, чтобы быть выполненной;

     - быть инициативной, то есть давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения;

     - оцениваться в зависимости от эффективности его труда и приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.

     4. Не следует недооценивать и  такого средства повышения мотивации,  как получение нового места  работы, а так же изменение  привычных условий деятельности. Новизна обычно привлекает людей,  поскольку снижает ощущение рутинности, предсказуемости, механистичности.  В некоторых случаях - но обязательно при условии согласия работника - можно использовать этот способ мотивации. Впрочем, этим способом не стоит злоупотреблять, потому что постоянная ротация кадров часто создает ощущение нестабильности и хаоса. 

     Виды  мотивации:

  1. Внешняя мотивация - обусловленная внешними обстоятельствами. Например, сосед купил новый автомобиль, у вас рождается мотивация заработать достаточно денег и тоже купить новый автомобиль. 

      2. Внутренняя мотивация - связанная  не с внешними обстоятельствами, а возникшая внутри самого  человека. Например, вам захотелось уехать в отпуск на Кипр. Причем ваша внутренняя мотивация может служить чей-то внешней мотивации.

  3. Положительная мотивация - основанная на положительных стимулах. Например, буду хорошо работать получу премию.

  4. Отрицательная - основанная на отрицательных стимулах. Например, буду опаздывать на работать получу выговор и штраф.

      5. Устойчивая мотивация - которая  основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного  подкрепления.

  6. Неустойчивая - которая постоянно требует дополнительное подкрепление.

       Мотивация - одна из главных  движущих сил человеческого поведения  и достижения поставленных целей.  Поэтому создание и поддержка  мотивации - ценные качества успешного  человека.

       Для поддержки мотивации хорошо  помогает метод визуализации  (представления) целей. Для этого  нужно четко описать цель - что  именно вы хотите и что для  этого нужно сделать. И как  можно чаще читать составленный  список, который и будет вас  мотивировать. 

1.3. Национальные особенности мотивационного менеджмента. Соотношение между категориями «мотивация» – «менеджмент» – «мотивационный менеджмент» 

     Мотивация определяется существованием потребностей и созданием условий их реализации.

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности