Особенности управления женским коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:28, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить специфику управления женским коллективом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия "управление персоналом".
2. Изучить психологические особенности личности женщин.
3. Охарактеризовать роль женщины, как члена общества и трудового коллектива.

Оглавление

Введение
1.1.Особенности управления женским коллективом
1.2.Исполнение обязанностей
1.3. Выстраивание отношений
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Управление.docx

— 62.80 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение 

1.1.Особенности управления  женским коллективом

1.2.Исполнение обязанностей

1.3. Выстраивание отношений 

Заклчение

Список использованных источников

 

Введение 

    В современном обществе существуют организации, среди сотрудников которых преобладают представители того или иного пола. Например, педагогическая деятельность, работа в фармацевтических компаниях, в фирмах, занимающихся продажей белья и парфюмерии, основную работу выполняют женщины. К чисто мужским профессиям можно отнести работу на транспортных предприятиях, компаниях, где основным критерием для отбора сотрудников является мужская сила.

       Многие руководители отмечают, что существует специфика руководства коллективами, где есть только мужчины, или только женщины. В связи с этим в менеджменте остро встает вопрос об изучении особенностей управления женским коллективом. Этот факт и предопределяет социальную значимость данного теоретического исследования.

       Актуальность  темы. Многие руководители, уделяющие особое внимание кадровой политике, обращают внимание на то, что женщин - результативных работников, становится все больше, и по профессиональным качествам они отнюдь не уступают мужчинам. Российская сфера услуг, которая в настоящее время развивается довольно быстро, в основном представлена женщинами. Возможно, это связано с советским воспитанием, когда мужчинам стыдно было «обслуживать» и «подчиняться». А возможно и то, что женщины в России более активные. Цель данной работы - выявить специфику управления женским коллективом в России.

       Проблема управления коллективом в современном менеджменте рассматривается зарубежными (Д. Адамс, Ф. Кросби, Д. Левинсон, К. Оффир, К. Таврис и многие другие) учеными достаточно давно. Данному направлению отводится большое внимание и в отечественной учебной литературе (Л.В. Бабаева, О. Дряпак, Е.П. Ильин, Е.И. Комаров, Л.Л. Рыбцова и другие). Однако исследований в области изучения специфики управления женским и мужским коллективами существует не много. Научная значимость данной работы, в связи с этим, определяется попыткой проанализировать и обобщить уже существующие исследования проблемы управления женским коллективом.

        Цель исследования: выявить специфику управления женским коллективом.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность  понятия "управление персоналом".

2. Изучить психологические  особенности личности женщин.

3. Охарактеризовать роль  женщины, как члена общества  и трудового коллектива.

         Объект исследования: основы управления коллективом.

         Предмет исследования: сущность и особенности управления женским коллективом.

         База исследования: муниципальное  бюджетное дошкольное  учреждение  центр развития ребенка детский  сад №57 «Катюша».

         Знание основных закономерностей женской психологии и управления женским коллективом позволит руководителям и специалистам в области менеджмента эффективно осуществлять управленческий процесс. Данный аспект объясняет практическая значимость нашей работы.

 

Структура работы: 

1.1.Психология женщины.

Девочек и мальчиков воспитывают  по-разному. С тех пор, как счастливой

матери торжественно объявляется, что у нее родилась девочка, она  начинает

представлять, как будет наряжать ее в платьица, заплетать косички и покупать кукол. Внешнему виду мальчиков и привитию им приятных манер традиционно уделяется не так много внимания.                                   

В результате этого мальчики, в большинстве своем предоставленные сами себе, предпочитают играть в войну, казаков-разбойников и мушкетеров. А тихие, скромные девочки - в дочки-матери, школу и больницу.

Даже  двенадцатилетние  мальчишки  знают,  что  они  нуждаются  в десяти

других, чтобы образовать  футбольную команду, что нужно выиграть, несмотря на то, что отдельные члены команды могут иметь плохой характер. Поэтому, в процессе игр они добровольно объединяются в коллективы с единственной целью - победить. У девочек же конкуренция отсутствует: не результат, а сам процесс игры доставляет им удовольствие.

Как правило, девочки не приобретают  опыта действовать в составе команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек никогда не узнает, что означает "командный дух", они не учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмотря на то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии!

Психолог Пэт Хейм  считает, что бизнес организован по принципу спортивной игры. Мужчины полагают, что достижение успеха невозможно без четкой организации. Они создают

иерархическую структуру, во главе которой находится босс. Он дает указания и контролирует ход игры, распределяет игроков, учитывает их возможности,

подготовку и опыт и  без сожаления расстается с лишними или неподходящими "бойцами".

Хоккей, футбол и бейсбол - игры не женские. Женщина привыкла видеть вокруг себя равных и не считает себя окруженной противниками.

Со временем мальчики привыкают  к игре в команде, конкуренции  и достижению цели.

А девочки - к сотрудничеству, взаимопониманию и взаимопомощи. С этим багажом они и приходят в мир взрослых.

С самого детства мужчины  настроены на то, что они будут работать, чтобы, по меньшей мере, суметь прокормить семью. Только незначительная часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них надеется найти кого-то, кто будет их  содержать. Разница в настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений, складывающихся еще в детстве,

огромна.

1.2.Особенности управления женским коллективом

Вся история человечества - это история  отношений. В более  узком смысле история отношений  мужчин и женщин, взрослых и молодых, начальников и подчиненных. На работе мы проводим треть своей жизни, поэтому  важно обеспечить здоровые отношения  в коллективе.

    Поступая  на  работу, человек активно включается  в систему профессиональных и   социально-психологических отношений  конкретной трудовой организации,  усваивает новые для него социальные  роли, ценности, нормы, согласовывает  свою индивидуальную позицию  с целями и задачами организации  (трудового коллектива), тем самым,  подчиняя свое поведение служебным  предписаниям данного предприятия  или учреждения. Каждое предприятие  или его коллектив обладает  специфическими, только ему присущими  особенностями, от учета которых  зависит успешная работа коллектива  в целом.

    Считается, что  «менеджмент» - понятие бесполое: есть  руководитель и есть коллектив,  и связь между ними может  быть только одна - деловая.  Правда, давно замечено, женщины в присутствии  мужчин и мужчины в присутствии  женщин ведут себя несколько  иначе. И результативность управления  персоналом во многом зависит  от того, каким коллективом приходится  руководить – мужским, женским  или смешанным.  Если преобладают  представители одного пола, то  управление приобретает целый  ряд особенностей.

    Женский коллектив  отличается от мужского изначально. Уже по целям и причинам, побуждающим женщину идти работать. Для нее работа важна по двум основным причинам: она дает средства для решения текущих бытовых задач и возможность интенсивного общения в рабочем коллективе. Поэтому женщины в меньшей степени заинтересованы в карьере и в росте зарплаты, в большинстве своем они не будут жертвовать своим временем, силами, семьей, осложнять отношения с коллегами ради работы, карьеры. Их материальные запросы более умеренны, чем у мужчин.

    Бытует  мнение, что женщины, в отличие  от  мужчин, не готовы выкладываться   на работе на 100%. Руководители  говорят  полушутя: «У женщины  всегда одно полушарие  мозга  занято семьей, а нам - что осталось».  Но те же руководители уточняют, что при желании женщины способны  творить чудеса. Например, своим  терпением, гибкостью и деликатностью  могут уговорить строптивого  клиента на выгодные для компании  условия. Перед руководителем  стоит задача добиться от женщин  производительности не в отдельные  дни и не в безвыходных ситуациях,  а в повседневной работе.

    Большинство руководителей-мужчин (80%), отвечая на вопрос о том,  трудно ли руководить женской  командой, говорили, что особых проблем нет. Однако, в ходе интервью становятся очевидными некоторые особенности женского коллектива, а именно:

    · медлительность  в принятии решений;

    · бурная реакция  на тон голоса и  интонацию;

    · сильное влияние  проблем в  личной жизни  на трудовую деятельность;

    · непредсказуемое  переключение фокуса внимания  от рабочих тем к семейным  вопросам;

    · интриги, истерики, шантаж;

    · неспособность  говорить прямо: начинают сильно  издалека, попутно давая оценку  всему и искажая факты;

    · обиды, слезы,  переход на личные взаимоотношения;

    · «обустройство  быта» без согласия руководства:  цветочки, картины, статуэтки   и пр.

 

 

    Трудности обычно  возникают с поиском аргументов  для женщин при передаче задания (что, как и почему следует делать), с подбором способов мотивирования женщин на эффективную работу. Однако специфические «женские эффекты» проявляются далеко не всегда и не везде. Они чаще встречаются там, где женщин в коллективе больше 70%, и характерны для традиционно женских должностей: бухгалтеров, кадровиков, секретарей, продавцов, операторов мобильной связи и др.

    Есть  еще одна  особенность. Различия в  поведении  мужчин и женщин в основном  встречаются в украинских и  российских компаниях. В западных  компаниях  женщины стараются  придерживаться мужского подхода  к работе, а их коллеги-мужчины,  как ни странно, овладевают  традиционно женскими навыками: плетением интриг, обидчивостью, капризами.

    Распространена  ситуация, когда в ответ на  постановку задачи перед сотрудницами  и уточнение, все ли понятно,  руководитель получает стандартный  ответ «да, все понятно», но  затем результаты далеки от  ожиданий. В некоторых случаях  сама формулировка задачи не  является четкой и прозрачной, но подчиненные не переспрашивают. Данная ситуация иллюстрирует «эффект паззла» (домысливания) и страх «плохо выглядеть». Смысл эффекта паззла заключается в том, что женщины при столкновении с «белыми пятнами» склонны самостоятельно достраивать образ до полноты. Поэтому их ответ «все понятно» совершенно искренен. Им действительно все ясно, а если что и непонятно, они в процессе додумают. Мужчины в аналогичном случае чаще всего просто сдадут недоделанную работу и скажут: «А здесь я не понял».

    Причина страха  «плохо выглядеть» заключается   в том, что для подавляющего  большинства  женщин отношение  к ним руководителя имеет огромное  значение. Разумеется, этот момент  важен и для мужчин. Но мужчина  обычно стремится, чтобы оценили  его квалификацию, профессиональные  качества, результаты его работы, а для дамы слова руководителя - это оценка ее как человека, как женщины. И если она добилась  отличных результатов, а начальник  не сказал, что она молодец,  значит, вся работа насмарку и  руководитель ее недолюбливает.  Женщина опасается, что, задавая  дополнительные вопросы, она произведет  на него неблагоприятное впечатление,  поэтому предпочитает разбираться  сама. Обычно таким страхам в  большей степени подвержены новые  сотрудницы.

    Чтобы избежать  таких ситуаций, необходимо максимально  четко формулировать  задачу. Желательно письменно и, к   примеру, по электронной почте,  чтобы  не потерялась. Неэффективно  передавать задание через других  сотрудников, если речь не идет  о стандартной операции. Здесь  есть риск не только получить  иной результат, но и поссорить  коллег между собой.

    В общении с  сотрудницами полезно проводить  аналогии из обычной жизни,  домашнего хозяйства. Женщина  мгновенно улавливает логику  и суть, если рассматривается  знакомый для нее контекст. «Попросите  пересказать задание своими словами,  “как поняла”. Поначалу это  может вызывать недоумение у  сотрудниц, но потом это становится  привычкой, и они сами начинают  уточнять: “То есть мне нужно  сделать...” Спросите о понимании,  стимулируя задавание вопросов: “Неужели, правда, все понятно? А  мне кажется, непростая задача”,  “Обычно всегда задают 2-3 вопроса,  а Вы почему-то не задаете...”».

    Помимо  правильного  понимания задачи существует  другая проблема, связанная с  передачей поручения сотрудницам.  Нередко работники-женщины отказываются  браться за выполнение новой  или сложной задачи. На это  могут быть три причины:

    1. Сопротивление  новому.

    Женщины гораздо  лучше справляются с работой  по усовершенствованию уже существующего,  нежели с разработкой нового. Поэтому на запуск проекта  «с нуля» лучше брать мужчину.  А разработку правил и процедур, установление отношений и оттачивание  деталей целесообразно поручить  женщине. Бывают исключения - прирожденные  женщины-новаторы, но их немного.  Женщину пугает не столько  сложность предстоящей работы  или ее объем, сколько необходимость отказаться от того, что есть, ради неизвестного.

    Руководителю  в данной ситуации целесообразно   представить новую задачу не  как революционное преобразование, а как усовершенствование имеющейся  системы, наведение в ней порядка,  некий переходный этап от старого  к новому. Также важно эмоционально  описать результаты успешного  решения задачи и выгоды как для компании, так и для сотрудницы. Для женщины задачу надо обязательно раскрасить, создать драматизм, чтобы она почувствовала себя героиней важных событий.

    2. Неуверенность  в себе.

    Женщина боится  неудачи и, как следствие, плохой  оценки: «не справилась, не оправдала  ожиданий, подвела». Неприятно, лучше  не рисковать. В таких случаях  некоторые руководители заводят  картотеку достижений и индивидуальных  плюсов, чтобы сотрудницы видели  свои реальные успехи и способности.  Очень важна моральная поддержка:  «Вы сможете, вы справитесь, вы  и не такое делали». Особенно  необходимо женщинам наставничество  на начальном этапе: возможность  оперативно получать советы у  более опытных коллег, например, «звонок (письмо) другу»; право на  ошибку и готовность руководителя  прийти на помощь.

Информация о работе Особенности управления женским коллективом