Особенности управления в 21 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Необходимо использовать все имеющиеся возможности по преодолению социальных, экологических катаклизмов, но это пока невозможно в условиях углубления кризиса глобального управления. Насаждение неприемлемых, ложных ценностей потребительства, стяжательства, вместо гуманизма, нравственности, творчества и приводит к кризису и деградации в духовной культуре человечества..

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Особенности управления в 21 веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Формирование инновационной управленческой культуры . . . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Файлы: 1 файл

соц. управления Контролька.rtf

— 151.83 Кб (Скачать)

 

 
 
 
 
 
   
 

 

 

 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Особенности управления в 21 веке  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Формирование инновационной управленческой культуры . . . . . . .  9

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Список использованной литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13                                         

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под управлением подразумевается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.д.), с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели.

21 век диктует свои условия в различных сферах деятельности человека, в том числе и в управлении, где процессы стали не только динамичными, но и глобальными. Поэтому человек должен быть готов к всевозможным переменам, тем, более не забывая то наследие, которое нам оставил 20 век:

- ухудшение экологической ситуации во всём мире;

- быстро растущая социальная дифференциация;

- увеличение роста населения Земли, в то время как ресурсы планеты иссякают;

- безрассудная трата невосполнимых ресурсов Земли в настоящее время.

Все эти проблемы оказывают огромное влияние на человека, на его связи с обществом, духовную культуру. Одна из основных проблем, которая может повлечь за собой различные катаклизмы - противоречия между личностью и обществом.

Новые проблемы порождают и новые методы их преодоления, носящие стратегический и практический характер. Новые методы разрабатывают меры социальной защиты населения.

Для решения глобальных целей необходимо объединение всего мирового сообщества, но это пока невозможно из-за противоречий, которые возникают между глобальным объектом управления - планета Земля и субъектом управления - мирового сообщества.

Необходимо использовать все имеющиеся возможности по преодолению социальных, экологических катаклизмов, но это пока невозможно в условиях углубления кризиса глобального управления. Насаждение неприемлемых, ложных ценностей потребительства, стяжательства, вместо гуманизма, нравственности, творчества и приводит к кризису и деградации в духовной культуре человечества..

В настоящее время учёными всего мира разрабатываются концепции по выходу из кризиса. Сюда, прежде всего, относится попытка глобального моделирования с помощью концепции ноосферы, предложенной Вернадским В.И., а также доктрины Римского клуба «Пределы роста» и многие другие.

Но человечество не может воспользоваться предлагаемыми доктринами до тех пор, пока субъект управления не будет представлять собой коллективную волю и интеллект мирового содружества.

Главным критерием выживания мира на сегодня является «ускорение темпов социального прогресса, подключение к решению глобальных проблем коллективного разума, инновационных ресурсов регулирования социального пространства, достижения социального равновесия в мире. Словом, необходимо более полное использование основного ресурса выживания человечества - управленческого».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности управления в 21 веке.

 

Как и все общественные дисциплины, социология и психология управления переживает существенные изменения. Объективные условия, в которых приходится действовать человеку в 21 веке, диктуют новые формы мышления поведения и сотрудничества людей. Соответственно по-новому должен быть развит и организован субъективный фактор. 21 век -- век информатизации и глобализации всех явлений, время динамичных перемен, когда все процессы развиваются быстро и противоречиво. Создается определенная ситуация, которая таит в себе как громадные возможности, так и угрозы, тревожные тенденции. Среди тревожных тенденций особенно опасны следующие:

а) происходят планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастание ее загрязнения, загрязнение воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко растущая социальная дифференциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим расходования не возобновляемых природных ресурсов, пренебрежение интересами будущих поколений [1].

Эти и некоторые другие тревожные тенденции несут угрозу разрушения человека, его связей с обществом, оскудения духовности и культуры. В результате разбалансированности мира нарастает противоречие между личностью и обществом. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, усилению апатии и отчаяния человека, подмене истинных ценностей ложными, что в конечном итоге становится причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, межнациональной розни, терроризма и т.д.

Осознание этого противоречия происходит трудно, болезненно. Да и управленческая революция 20 века позволила добиться серьезных социальных результатов, за счет преодоления кризисных явлений, совершенствования рыночных отношений. Постепенно приходит осознание того факта, что в мире не может быть достигнута стабильность за счет разрушения природных, социальных и духовных факторов. Понимание проблемы, выявление текущих тенденций развития порождают и новые методы их решения. Они появляются в сфере социологии и психологии управления, носят стратегический и тактический характер. Органы управления вырабатывают систему адаптации человека к меняющимся жизненным условиям, социальной защиты населения и т.п., которые позволяют еще в большей мере социально регулировать рынок.

Предъявляются новые требования к развитию субъекта управления -- государству, которое вынуждено делегировать многие функции хозяйственного регулирования своим гражданам, территориям, союзам и ассоциациям, малым и средним предприятиям. Это, в свою очередь, укрепляет материально-финансовую и правовую базу органов местного самоуправления, которые все более активно влияют на правильное использование природных, социальных, духовно-культурных, управленческих и других ресурсов. Они позволяют разгружать верхние этажи власти и управления от несвойственных им функций и дают возможность сосредоточиться на современных методах Управления. То есть постепенно идет процесс создания новой управленческой культуры, а программно-целевые, прогностические методы управления становятся постепенно нормой управленческой деятельности на всех ее уровнях.

В то же время обостряется и такое противоречие, как резкое отставание темпов социального прогресса от научно-технического. Современные научно-технические достижения, с одной стороны, открывают перспективу все большей власти человека над природой, а с другой, не способствует росту ответственности человечества перед жизнью на Земле. Сегодня главным условием выживания мира является ускорение темпов социального прогресса, повышение его социальной зрелости, включение коллективного разума, инновационных ресурсов в регулирование социального пространства.

Однако от требований 21 века серьезно отстают главные субъекты управления -- политические институты, органы власти, отдельные политические лидеры, формирование которых происходит не в едином информационном пространстве, требований мировой культуры, норм мирового права, а в коридорах бюрократии, отключенной в силу целого ряда причин от современных ценностей мировой цивилизации. Совершенно очевидно, что их действия и стиль мышления требуют кардинальных перемен.

Анализ показывает, что бюрократическая власть расширяет сферу своего влияния в мире, уровень ее профессиональной компетентности и нравственной ответственности снижается. Она не только не способна поднять активность своих граждан в решении нарастающих глобальных проблем, но, наоборот, отключает их от адекватного реагирования, притупляет бдительность, что грозит миру непредсказуемыми последствиями. Этот особый вид власти должен быть поставлен под особый контроль, в том числе и средствами информационных технологий, позволяющих уже сегодня разрабатывать и контролировать выполнение всемирной информационной программы. Проблемы информатизации и технологизации мирового пространства должны быть выведены за пределы бюрократической власти, политического давления, за рамки отдельных дисциплин.

Сегодня система управления должна учитывать и геополитические факторы. Геополитика (наука о методах воздействия политической, экономической и физической географии на внутреннюю и внешнюю политику государства) и глобалистика (наука о закономерностях и тенденциях развития глобальных процессов) позволяют наиболее полно понять совокупность тех внешних воздействий, которые сегодня испытывают все в большей мере страны мирового сообщества. Без их анализа и учета трудно пенять и те внутренние изменения, которые происходят в каждой отдельно взятой стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование инновационной управленческой культуры 

 

Главным субъектом управления выступает государство. Чтобы решать новые задачи российской государственности, необходимо:

а) наполнить политические властные отношения властью духовной, нравственной, идеологической, информационно - аналитической, правовой, без которых невозможно сегодня объединить общество и обеспечить его целостность на основе системного управления;

б) в приоритетном порядке российскому государству в первую очередь необходимо четко и ясно сформулировать социальную доктрину развития общества как составную часть общественной доктрины развития общества в целом.

Одним из возможных способов организации общественной жизни сегодня может выступать корпоративизм, при котором пирамида общественной жизни, наконец, приобретает устойчивое положение -- не только центр инициирует развитие, но и сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами. Таким образом, корпоративизм понимается как способ организации общественной жизни, при котором вся пирамида общественной жизни приобретает устойчивое  положение, так как высшей целью корпоративного пути развития являются: высокие доходы большинства населения; постоянное улучшение сервиса и комфортности жизни, высокое качество и продолжительность жизни;

* саморазвитие и творческое совершенствование личности как высшая ценность;

* перспективы для самореализации подрастающего поколения;

* обеспечение высокого уровня и качества жизни, как работающим гражданам, так и пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т.д.

То есть корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать вышеобозначенные цели, а реально воплощать их в жизнь. Очевидно, что корпоративный путь развития может способствовать выходу России из кризиса, он как бы представляет собой объединяющуюся всех идею, самобытную модель общественного развития, инновационную управленческую культуру 21 века.

Современная социология и психология управления еще далеки от рациональности. Управленческая деятельность осуществляется пока по старой устоявшейся традиции и не отвечает требованиям времени. Назрела потребность сформировать новую управленческую культуру, учитывая, что роль культурного фактора постоянно возрастает, и будет возрастать. Главная проблема культуры -- воспроизводство самого человека, его знаний, навыков, материальных и духовных ценностей. Очевидно, что это возможно только в системе определенных общественных отношений через различные виды деятельности и прежде всего творческой.

Выступая органической частью общей культуры общества, управленческая культура включает в себя следующие элементы:

* управленческие знания (теория управления, менеджмента), соответствующие сознание, чувства, настроения;

* общественные отношения, прежде всего управленческие, организационные, которые материализуют знания, нормы, образцы в своем содержании и в процессе социализации личности передают ей нормы и ценности общества, в том числе управленческие, делая их устойчивым элементом культуры человека;

* управленческая деятельность, носящая творческий характер, позволяет переводить знания, ценности общества в процессе социализации в устойчивые черты личности, творить как саму личность, так и ее культуру, нормы ее поведения, мотивы к инновационно-управленческой деятельности.

       Механизм формирования управленческой культуры может быть представлен следующим образом:

* формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ и т.д.;

* развитие управленческих отношений;

* мотивация творческой деятельности в сфере управления;

* воспитания утверждения уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву;

* разработка и внедрение управленческих технологий, которые оптимизируют сам процесс управления и объединяют в одно целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.

Информация о работе Особенности управления в 21 веке