Особенности литературы XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:35, творческая работа

Краткое описание

Познакомится с особенностями формирования литературы 20 века.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать интерес к историческим событиям, освящённым в литературе.

Файлы: 1 файл

Русская_литература_20_х_годов.ppt

— 500.50 Кб (Скачать)

 
Особенности литературы XX века.

Цель 

 

  • Познакомится с особенностями формирования литературы 20 века.
  • Развивать  логическое мышление.
  • Воспитывать  интерес к историческим событиям, освящённым в литературе.

Тип: комбинированный.

Форма: коллективная и индивидуальная.

Методы: словесные, практические, наглядные.

Оборудование: интерактивная доска.

Вспомните и назовите произведения писателей и поэтов, изученных в 10 классе. 
Что объединяет писателей и поэтов конца 19  начала 20 веков.

Романс  «Жираф». 
Автор  Н.Гумилёв. 
Посвящается А.Ахматовой 

 

Дайте анализ романсу.

Лирический герой.

Интонация.

Художественные средства.

   Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли.  Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…

            В.Розанов.

 

 Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни.

         Д. Лихачев.

 

Д.С.Лихачев

Иван Бунин

Слово 
Молчат гробницы, мумии и кости,— 
       Лишь слову жизнь дана: 
Из древней тьмы, на мировом погосте, 
       Звучат лишь Письмена. 
 
И нет у нас иного достоянья! 
       Умейте же беречь 
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, 
       Наш дар бессмертный — речь.

 

Общая характеристика эпохи

 

     Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская литература XX века" – с какого момента отсчитывать XX век. По календарю, с 1900 – 1901 гг.? Но очевидно, что чисто хронологический рубеж, хотя и значим сам по себе, почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в "Поэме без героя":

А по набережной легендарной

Приближался не календарный,

Настоящий двадцатый век… 

   

Русская литература 20-х гг.

 

  • Эмигрантская литература
  • «Потаенная» литература
  • Советская литература

Особенности литературы 20-х гг

 

  • В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.

Эмигрантская литература

 

  • В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.
  • И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева – русские эмигранты.
  • Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.

Потаенная» литература

 

  • Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения.
  • Это были произведения, написанные в стол
  • А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А. Ахматова «Реквием»

Советская литература

 

  • Создавалась в советской республике, публиковалась и находила путь к читателю.
  • Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.

Борьба двух противоположных тенденций

 

1) стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию.

Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г.

Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г.

Постановление «О перестройке литературно-художественных организация» 1932 г.

2) тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп

Литературные направления 

 

I. Реализм.

  • Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX  столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
  • Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

Литературные направления

 

II. Модернизм

  • рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях в современном обществе  человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой.
  • фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца»)
  • жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год»)
  • развивает сатиру (Зощенко М.).

Литературные группировки 

 

  • РАПП
  • ЛЕФ
  • Имажинисты
  • «Перевал»
  • ОБЕРИУ
  • Конструктивисты
  • «Серапионовы братья»
  • ОПОЯЗ

РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей

 

  •  1925-1932 гг.
  • Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту»
  • Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев.
  • Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться  у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».

ЛЕФ - левый фронт искусств

 

  •  литературная группа
  • 1922-1929 гг.
  • Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
  • Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик.
  • Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.

Имажинизм

 

  • литературное течение 
  • 1919-1927 гг.
  • Печатный орган – «Советская страна»
  • Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
  • Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл

«Перевал»

 

  • литературное объединение 
  • Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг
  • Печатный орган – журнал «Красная новь».
  • Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов.
  • Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма

ОБЕРИУ – объединение реального искусства

 

  • литературно – театральная группа.
  • 1927-1928 гг.
  • Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.
  • Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.

Конструктивизм

 

  • литературное течение
  • 1923-1930 гг.
  • Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.
  • Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма

«Серапионовы братья»

 

  • литературная группа.
  • 1921 г.
  • представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.
  • Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства

ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка

 

  • русская литературоведческая школа.
  • 1914-1925 гг.
  • Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.

Расцвет русской драматургии

 

  • М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;
  • Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»;
  • Е. Замятин — «Блоха»;
  • В. Маяковский — «Клоп»

Время поиска и эксперимента в литературе

 

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:

  • М. Булгаков «Белая гвардия»
  • Фурманов «Чапаев»
  • Б. Пильняк «Голый год»
  • А. Серафимович «Железный поток»
  • М. Шолохов «Донские рассказы»
  • А. Малышкин «Падение Дайра»
  • И. Бабель«Конармия»
  • А. Веселый «Россия, кровью умытая».

Информация о работе Особенности литературы XX века