Особенности литературы XX века.
Цель
- Познакомится с особенностями формирования литературы 20 века.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать интерес к историческим событиям, освящённым в литературе.
Тип: комбинированный.
Форма: коллективная и индивидуальная.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Оборудование: интерактивная доска.
Вспомните и назовите произведения писателей и поэтов, изученных в 10 классе.
Что объединяет писателей и поэтов конца 19 начала 20 веков.
Романс
«Жираф».
Автор Н.Гумилёв.
Посвящается А.Ахматовой
Дайте анализ романсу.
Лирический герой.
Интонация.
Художественные средства.
Вся Греция и Рим питались только
литературою: школ, в нашем смысле, вовсе
не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…
В.Розанов.
Русская литература… всегда была совестью
народа. Ее место в общественной жизни
страны всегда было почетным и влиятельным.
Она воспитывала людей и стремилась к
справедливому переустройству жизни.
Д. Лихачев.
Д.С.Лихачев
Иван Бунин
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь
дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный
— речь.
Общая характеристика эпохи
Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская литература XX века" – с какого момента отсчитывать XX век. По календарю, с 1900 – 1901 гг.? Но очевидно, что чисто хронологический рубеж, хотя и значим сам по себе, почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в "Поэме без героя":
А по набережной легендарной
Приближался не календарный,
Настоящий двадцатый век…
Русская литература 20-х гг.
- Эмигрантская литература
- «Потаенная» литература
- Советская литература
Особенности литературы 20-х гг
- В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.
Эмигрантская литература
- В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.
- И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева – русские эмигранты.
- Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.
Потаенная» литература
- Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения.
- Это были произведения, написанные в стол
- А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован»
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А. Ахматова «Реквием»
Советская литература
- Создавалась в советской республике, публиковалась и находила путь к читателю.
- Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.
Борьба двух противоположных тенденций
1) стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию.
Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г.
Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г.
Постановление «О перестройке литературно-художественных организация» 1932 г.
2) тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп
Литературные направления
I. Реализм.
- Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
- Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Литературные направления
II. Модернизм
- рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях в современном обществе человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой.
- фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца»)
- жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год»)
- развивает сатиру (Зощенко М.).
Литературные группировки
- РАПП
- ЛЕФ
- Имажинисты
- «Перевал»
- ОБЕРИУ
- Конструктивисты
- «Серапионовы братья»
- ОПОЯЗ
РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
- 1925-1932 гг.
- Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту»
- Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев.
- Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».
ЛЕФ - левый фронт искусств
- литературная группа
- 1922-1929 гг.
- Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
- Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик.
- Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Имажинизм
- литературное течение
- 1919-1927 гг.
- Печатный орган – «Советская страна»
- Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
- Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
«Перевал»
- литературное объединение
- Кон.1923-нач.
1924 – 1932 гг
- Печатный орган – журнал «Красная новь».
- Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов.
- Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
ОБЕРИУ – объединение реального искусства
- литературно – театральная группа.
- 1927-1928 гг.
- Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.
- Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
Конструктивизм
- литературное течение
- 1923-1930 гг.
- Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.
- Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма
«Серапионовы братья»
- литературная группа.
- 1921 г.
- представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.
- Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка
- русская литературоведческая школа.
- 1914-1925 гг.
- Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Расцвет русской драматургии
- М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;
- Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»;
- Е. Замятин — «Блоха»;
- В. Маяковский — «Клоп»
Время поиска и эксперимента в литературе
Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:
- М. Булгаков «Белая гвардия»
- Фурманов «Чапаев»
- Б. Пильняк «Голый год»
- А. Серафимович «Железный поток»
- М. Шолохов «Донские рассказы»
- А. Малышкин «Падение Дайра»
- И. Бабель«Конармия»
- А. Веселый «Россия, кровью умытая».