Русская культура 20-21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:05, реферат

Краткое описание

КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Уральский технический институт связи и информатики ГОУ ВПО «СибГУТИ» Колледж связи и информатики Руководитель: Синицына Т.М.

Файлы: 1 файл

Русская культура 20-21 века.docx

— 109.41 Кб (Скачать)

КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ:

Новое тысячелетие – время  открытий, разочарований, надежд.

 

КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ  КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Уральский технический институт связи и информатики ГОУ ВПО «СибГУТИ» Колледж связи и информатики   Руководитель: Синицына Т.М.   Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. 
 
А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции. С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры. Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. 
 
Именно поэтому меня заинтересовала эта тема.   Цель моей работы: собрав и проанализировав информацию о культуре прошлых веков и современной культуре, доказать, что, несмотря на появление  чего-то нового в культуре, традиции и обычаи играют не мало важную роль в нашей жизни. Задачи моего реферата:              - рассмотреть традиционную русскую культуру;             - показать, какие традиции унаследовала, современна культура;             - проследить нынешнее состояние культуры.             Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и  взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности; утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.[3, с. 
 
241]             ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей.             Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. 
 
[1, с. 13]             Восьмидесятые годы – время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно-образцового мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. 
 
Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственные гражданскую позицию.[2. с 121]             Важнейшей особенностью художественной ситуации 80-х г. ХХ в. является возникновение мощного потока «возвращенной» художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная для зрителя, слушателя, читателя тех лет. 
 
[2. с 56]             Общественное состояние современной России  можно охарактеризовать как переходное. На наших глазах формируется гражданское обществао, для которого характерен плюрализм духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих мировым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. Для этого необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достижения человечества в сфере культуры.[5. с. 
 
34 ]             Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить а канаву современной жизни, - открыть новое в старом.[5. с. 37] Современная культура воплощается в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т. 
 
д. Существуют различные взгляды на соотношение культур различных эпох и народов. По мнению М. Бахтина «культура всегда лежит на границах с другими культурами и эпохами». Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся законам культурной коммуникации. 
 
[6. c. 59] Но культура — это не только множество культур, это также мировая культура, единый культурный поток от Шумеров до наших дней, от Востока на Запад, от Запада на Восток. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства.

Вероятно, изучение техники  должно помочь в разрешении кризиса  современной культуры, должно исходить из идеи ограничения или даже отказа от традиционно понимаемого технического прогресса, трансформации технического мира, концепции создания принципиально  новой техники, т.е. такой, с которой  может согласиться человек и  общество, которая обеспечит безопасное развитие и существование. Наряду с  попытками идти в этом направлении, создавая экологически чистые технологии, альтернативные источники энергии, разрабатывая новую технологическую  политику, набирают темпы традиционные пути и способы технического развития. Это особенно характерно для менее  развитых стран, что подводит человечество ко второй волне экологического кризиса. 
 
[5. c. 41] Характерный момент в развитии современной культуры — появление и формирование наряду с традиционным ее образом, нового. Традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, представлениями о традициях. Новый образ культуры все более ассоциируется с идеями космическими, экологическими, этическими идеями единства Человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план так же, как и этические. 
 
[6, c. 65] Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выход из сложившегося положения. Движение «зеленых», экологические движения, поиски новой нравственности, движения за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т.д.) — все это ростки новой альтернативной культуры. 
 
[4. c.76] Следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего: отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. Новый тип социального действия все больше нуждается в культурных составляющих и должен подчиняться логике культурной коммуникации.[3. c. 68] В своей работе я  рассмотрела традиционную русскую культуру, показала то, какие традиции унаследовала современна культура и проследила её нынешнее состояние. 
 
И поняла, что глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое - настоящему» легко трансформируется сегодня в иную: «настоящее - прошлому». Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее. 
 
                                               Литература: 1.            Барулин В.С. Социальная философия. Ч. 2. – М. 
 
, 1993. 2.            Розин В.М. Введение в культурологию. – М., 1994. 3.            Радугин А. 
 
А. Культурология. Курс лекций. – М., 1998. 4.            Белый А. 
 
Начало века. –М., 1990. 5.     Ковалин Т.  // Журнал «Личность.Культура.Общество». Вып. 1., 2006. 6.     Разлогов К.Э. Теоретическая культурология. – М., 2005.    

 

   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                          По курсу: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

 

             Тема: “Культура ХХ века: противоречия  и проблемы.”

 

 

 

                                                   Проверил: к. ф. н. доцент

                                                               Кошелев М. И.

 

 

 

                               Рязань 2002 г.

 

                                    План

 

 

 

Введение    3

 

 

1. Кризис европейской культуры и его причины (декаденство, модернизм,

абстракционизм). 4

 

 

2. Политизация культуры: литературы  и искусства, философии и общественной

мысли.      16

 

 

3. Особенности культурного процесса  в России в конце ХХ века. 24

 

 

Заключение  27

 

 

Литература  28

 

 

 

                                   Введение

 

 

    Культура  (от  латинского   cultura   -    возделывание,    воспитание,

образование,  развитие,   почитание),   исторически   определенный   уровень

развития общества, творческих сил  и  способностей  человека,  выраженный   в

типах  и  формах  организации  жизни  и    деятельности    людей,    в    их

взаимоотношениях, а также в создаваемых   ими   материальных   и   духовных

ценностях.

    Культурное  воспитание  является   одним   из   важнейших   механизмов,

способствующих   самосохранению   и   саморазвитию   общества.    Культурное

воспитание исторически возникает  в  связи  с  необходимостью  удовлетворения

социальной потребности в гармонизации общих и  индивидуальных  интересов,  с

потребностью формирования сознания и поведения отдельного  человека,  группы

с позиций интересов конкретной исторической общности.

    Культура  обеспечивает  целостность  и   стабильность   общества,   его

преемственность,  развитие  и  совершенствование   через   гармонизацию,   и

гуманизацию   общих   и   индивидуальных   интересов,   через    обеспечение

культурного, духовного развития его  членов.

    Один  из  теоретиков  культуры  в  нашей  стране  В.М.  Межуев   писал:

"Действительным содержанием  культуры оказывается  развитие  самого  человека

как  общественного  существа,  развитие  его  творческих   сил,   отношений,

потребностей, способностей, форм общения  и т.д."[1]

    Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть  европейской

и мировой культуры. Россия в  ХХ  веке  выступила  в  качестве  катализатора

социокультурных  процессов  на  планете.  0ктябрьская  революция  привела  к

расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое  и военное

противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил  и  судьбу

народов  бывшей  Российской  империи.  Еще  один   поворот,   инициировавший

значительные изменения  в развитии  человеческой  цивилизации,  был  начат  в

России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце  ХХ  века.  Это

все необходимо учитывать  при оценке социокультурных процессов  в  современной

России. Россия пережила за  ХХ  век  две  мировые  войны,  ощутила  на  себе

влияние   научно-технического   прогресса,    переход    к    информационной

цивилизации. В  этот  период  значительно  ускорились  культурные  процессы,

взаимовлияние культур, стилевая динамика.

    Сложность анализа культуры состоит  в  том,  что  всегда  легче  давать

оценку эпохе, отстоящей  от исследователя на много десятилетий, а  еще  лучше

-  веков.  Современникам   труднее  разглядеть  тенденции,   которые   станут

очевидны позднее, окажутся более понятными для наших  потомков.

 

 

 

    1. Кризис европейской культуры и его причины (декаденство, модернизм,

                              абстракционизм).

 

 

    Проблема  кризиса   культуры  -  одна  из  ведущих   в   философской   и

культурологической  мысли  ХХ  века.  Проблематика  кризиса  культуры   была

порождена теми  изменениями в жизни европейского  общества,  которое оно

претерпело в конце  ХIХ - начале  ХХ  века.  Атмосфера  глобального  кризиса,

охватившего все сферы  европейского  общества,  обострила  ряд  противоречий.

Экономическая  нестабильность,  растерянность   и   отчаяние   перед   лицом

общественных  катастроф,  упадок  традиционных  ценностей,  падение  веры  в

науку, в рациональное постижение мира и другие черты  кризисного  состояния,

породившие страшное смятение Духа.  Однако  наибольший  вклад в осмысление

проблемы кризиса культуры внес ХХ век. Пожалуй,  в  европейской  философской

мысли нет ни  одного  серьезного  исследователя,  который  в  той  или  иной

степени не коснулся бы этой темы: О. Шпенглер  и  А.  Тойнби,  Х.  Ортега-и-

Гассет и Й. Хейзинга, П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев, Г. Гессе  и И.А.  Ильин,

П. Тиллих и Э. Фромм, К. Ясперс и Г. Маркузе, А.С. Арсеньев и А.  Назаретян.

 

    Нет единства среди  мыслителей в оценке показателей  кризисного состояния

социокультурной системы. Если  для  Ж.-Ж.  Руссо  такими  показателями  были

широкое распространение развращающих душу человека наук и искусств и  потеря

его природного начала, то  для  О.  Шпенглера  критериями  кризиса  культуры

являются  появление  "кочевников  больших  городов",  торжество  техники   и

рационализированного  мышления,  нарушение  эмоциональных  контактов   между

людьми. Если для А. Тойнби  показателями  неблагополучия  в  сфере  культуры

являются  утрата  ею  самодетерминации,   нарастание   конфликтогенности   в

обществе в результате усиливающихся внешних и внутренних вызовов,  появление

агрессивной пролетарской массы, то для  Ф. Ницше такими кризисными  маркерами

выступает   нарастание   декадентских   тенденций   в   искусстве,   широкое

распространение  девиаций,  деградация  и  невероятная   убыль   достоинства

человека в его собственных  глазах.

    Однако несмотря на разность подходов к осмыслению  причин  и признаков

кризиса современной культуры,  можно выделить общее  основание  определяющее

остроту  и   пафос   философских,   культурологических   и   социологических

концепций.

    В  XX  веке  культура   и   искусство   столкнулись   с   усложнившейся

действительностью, с нарастанием  катастрофичности  общественного  развития,

обострением социальных противоречий,  с  конфликтами,  порожденными  научно-

технической революцией, с  глобальными  проблемами,  затрагивающими  интересы

всего человечества и как  следствие расцветом модернизма.

    Модернизм -  достаточно  условное    обозначение    периода    культуры

конца  ХIХ  -  середины ХХ  в.,   то   есть  от   импрессионизма  до  нового

романа  и  театра абсурда.  Не   следует   путать   искусство  модернизма  и

авангардное   искусство,  хотя порой грань между ними провести трудно.

    Типичными       искусствами    модернизма     являются        символизм,

экспрессионизм  и   акмеизм. Типичными   искусствами   авангарда    являются

футуризм,   сюрреализм,   дадаизм.  Главное   различие   между  модернизм и

авангардом  заключается   в   том,  что  хотя   оба  направления   стремятся

создать  нечто   принципиально   новое,  но  модернизм  рождает  это   новое

исключительно  в  сфере  художественной формы  (говоря   в   терминах   семи

отики),  в сфере художественного синтаксиса  и семантики,   не  затрагивая

сферу   прагматики.   Авангард  затрагивает    все   три    области,   делая

особенный   упор   на   последней.  Авангард   невозможен    без   активного

"художественного  антиповедения", без скандала,   эпатажа.  Модернизму  это

все   не   нужно.  Модернист   ведет   себя,   как  обычный   художник   или

ученый:  он  пишет  свои  замечательные   картины,  романы    или   симфонии

и  обычно не  стремится  утвердить   себя  перед   миром   таким    активным

Информация о работе Русская культура 20-21 века