Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:05, реферат
КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Уральский технический институт связи и информатики ГОУ ВПО «СибГУТИ» Колледж связи и информатики Руководитель: Синицына Т.М.
способом, как это делают авангардисты. Наоборот, для модерниста
скорее характерен замкнутый образ жизни, а если модернисты
объединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительно тихо и
даже академично.
Вообще понятие модернизм тесно связано не только с искусством, но и с
наукой и философией. Недаром многие ранние модернисты (особенно
русские) были учеными и философами - Валерий Брюсов, Андрей белый,
Вячеслав Иванов. Нельзя не считать проявлениями модернизма в культуре ХХ
в. такие ключевые явления, как психоанализ, теорию относительности,
квантовую механику, аналитическую философию, структурную лингвистику,
кибернетику и нельзя не считать модернистами Зигмунда Фрейда, Карла
Густава Юнга, Альберта Эйнштейна, Германа Минковского, Курта Геделя,
Нильса Бора, Вернера, Гейзенберга, Фердинанда де Соссюра, Людвига
Витгенштейна, Норберта Винера, Клода Шеннона.
Для модернизма понятие реальности растворялось в аллюзиях,
реминисценциях, в зеркальных отображениях одного в другом - и
фундаментальным становилось понятие текста, который, обрастая цитатами,
аллюзиями и реминисценциями, превращался в интертекст, а потом уже, в
эпоху постмодернизма, в гипертекст. Вообще идея изображения личности с
ее сложными душевными переживаниями в модернизме возводится в ранг
сверхценности, красота редуцированного сознания, как у Фолкнера в "Шуме и
ярости" (Бенджи Компсон), или сознание расщепляется, как в "Школе для
дураков" Саши Соколова.
Представители модернизма либо вообще не касаются проблемы семьи,
как, например, в "Игре в бисер" Гессе или "Волшебной горе" Манна,
"Бледном огне" Набокова, "Мастере и Маргарите", или рисуют распад
семьи, как во всех почти произведениях Фолкнера, "Будденброках" Томаса
Манна, "Петербурге" Белого, "В поисках утраченного времени" Пруста,
"Улиссе" Джойса.
В "Мастере и Маргарите" есть такой эпизод, когда Маргарита на пути
на шабаш залетает в какую-то московскую квартиру и разговаривает с
мальчиком (здесь подчеркивается, что у ведьмы, которой стала Маргарита,
не может быть детей). Таким образом, модернизм изображает мир без
будущего, апокалиптический мир.
Это мир в преддверии фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и
массового терроризма.
С этим связан и психологический, характерологический аспект
модернизма. Практически все его представители - это шизоиды-аутисты по
характеру, то есть замкнуто-углубленные характеры, психически
неустойчивые, болезненные, мимозоподобные, но внутренне чрезвычайно
цельные.( Аутизм – (от древнегр. autos - сам) - замкнуто-углубленный
тип личности или культурного феномена, который заключается в его
погруженности в себя и представлении о том, что внутренняя жизнь духа
является первичной по отношению к материальной жизни ).
Характерные примеры - Пруст, проведший вторую половину жизни в
комнате с пробковыми стенами, Кафка, всю жизнь жаловавшийся на
слабость, невозможность работать, жизненные неудачи, Витгенштейн, всю
жизнь проведший на грани самоубийства, Мандельштам, сочетающий в
своем характере болезненное чувство собственного достоинства с
совершенной неукорененностью в жизни. Лишь немногие "короли" М. - З.
Фрейд, И. Стравинский. А., Шенберг, Т. Манн - не были обижены
судьбой, хотя все четверо умерли не у себя на родине, а в изгнании, то
есть пережили психологическую травму эмиграции. Исключение и в
этом, пожалуй, лишь Уильям Фолкнер.
Аутисты могут быть двух типов - авторитарные; это, как правило,
основатели и лидеры новых направлений (Н. С. Гумилев, А. Шенберг, В.
Брюсов); дефензивные (то есть с преобладающей защитной, а не агрессивной
установкой); таким был, например, Ф. Кафка - беззащитный, боящийся
женщин, отца, неуверенный в себе и в качестве своих произведений, но по-
своему чрезвычайно цельный.
Классические аутисты настолько равнодушны к внешним условиям
среды, что они легче выживают в экстремальных условиях. Так, например,
композитор С. С. Прокофьев, будучи совершенно внутренне чуждым
советскому строю, тем не менее, с легкостью писал оперы на советские
темы - "Октябрь", "Семен Котко", "Повесть о настоящем человеке",- он
относился к этому как к чему-то вынужденному, как к плохой погоде.
Душа его оставалась при этом совершенно чистой и незамутненной. А
тревожный Шостакович, который гораздо меньше писал в угоду строю,
тем не менее все время мучился за свои грехи, в частности за то,
что вынужден был быть членом партии.
Бывают шизоиды-подвижники, такие, например, как Альберт
Швейцер который, следуя внутренней логике своей гармонии, оставил
ученые и музыкальные занятия и уехал лечить прокаженных в Африку.
Людвиг Витгенштейн, написав "Логико-философский трактат" отказался от
миллионного наследства своего отца и стал учителем начальных классов
в деревне, так как этого требовал его внутренний аутистический
нравственный императив - философ должен быть беден, философ должен
помогать тем, кому больше всего нужна помощь, то есть детям.
Приведенные выше примеры последователей модернизма ярко показывают
наличие кризиса в культурологии. Несмотря на то, что, конечно, в культуре
XX века никуда не исчезли и традиционные направления в философии,
искусстве,отход от реализма в мир фантазий – такова основная идея среди
большинства творческих людей нашего времени.
2. Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной
мысли.
Политизацию культуры можно наглядно проследить на примере истории
культуры России XX века.
Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой
системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В.
И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения
коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые
легли в основу культурной политики советского государства. В работе
"Партийная организация и партийная литература" (1905 год) В. И. Ленин
подверг критике стремление некоторых творческих людей быть "вне" и "над"
классовой борьбой, поскольку "... жить в обществе и быть свободным от
общества нельзя". Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина,
является служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые
составляют цвет страны, ее силу, ее будущность1. Таким образом, культура и,
в частности такая ее сфера, как искусство, должны стать "частью
общепролетарского дела", выражать интересы этого класса, а значит, и
общества.
В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой
советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется
разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия,
быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития:
мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и
братство.
Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и
служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая
отражала проблемы российской действительности.
Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) -
"открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства,
созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу
после Октября 1917 года. Огромный размах приобрела национализация культуры.
Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж,
Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие
музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых,
Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.
Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской
власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно
в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только
представители пролетариата.
В 20-е годы началось планомерное осуществление культурной политики
партии, при которой любая философская или иная система идей, которая
выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась
как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась
контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого
существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала
основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.
В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового
подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая
подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские
настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к
образованности, о необходимости "бдительного" отношения к старым
специалистам, которые рассматривались как антинародная сила. Этот принцип
еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество
представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке,
искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование
представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции.
Выдворение сотен тысяч
урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.
Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство
относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты
профессиональной автономии
союзы, профсоюзные объединения. Проработки "несознательных" интеллигентов,
а затем аресты многих из них стали практикой 20-х годов. В конечном счете
это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в
России.
Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Именем власти
народа на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям. Новая
революционная символика рассматривалась как обязательное условие
продолжения революции. Такая позиция явилась основой и для смены
исторических названий на имена живущих.
Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской
культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого.
Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей
коренной революционной перестройки социальной структуры и политической
организации общества приводило на практике как к отрицанию значения
классического художественного наследия, так и к попыткам использования в
интересах строительства новой социалистической культуры только новых
модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками
складывающихся функций
Для многих культурологических концепций того периода характерен
классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве
деятелей культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной
культуре особо выделялись две творческие организации - Пролеткульт и РАПП.
Пролеткульт - это культурно-просветительная и литературно-художественная
организация, возникшая накануне Октябрьской революции. Теоретики
Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что
пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего
класса. На основании классового подхода все писатели и художники прошлого
были разделены на прогрессивных, демократических, творчество которых
следует изучать, и реакционных, классово чуждых, наследие которых можно
оставлять в забвении или подвергать уничтожающей критике.
Гипертрофирование задач борьбы за светлое будущее, за нового человека
вело к уничтожению ценнейших явлений культуры, к репрессиям против
представителей старой интеллигенции. Результатом такой политики была