Русская культура ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.

Оглавление

1. Введение
2. Общественно-политические условия культурного разви-
тия России в ХIХ веке.
3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.
4.Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либера- лизм как выражение культуры русского просвещения.
5. Основные художественные стили и достижения в облас-
ти литературы и искусства.
6. Заключение
7. Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по культурологии..docx

— 50.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Культурология

по теме: Русская культура ХIХ века

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент 1 курса

группа ЭПБу-12 Тур

Ф.И.О. Быстров С.И.

Преподаватель:

В.В. Егоров

 

 

 

Екатеринбург

2012

Тема 21: Русская культура ХIХ века

 

1. План

1. Введение

2. Общественно-политические условия культурного разви-

тия России в ХIХ веке.

3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.

4.Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либера- лизм как выражение культуры русского просвещения.

5. Основные художественные стили и достижения в облас-

ти литературы и искусства.

6. Заключение

7. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для  размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших  предков: «Их знания, их навыки, самые  их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знание должно использовать, навыки брать  на образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими  элементами одной культуры и предостерегут  от аналогичных предрассудков новой».

XIX век занимает особое  место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. Это столетие чрезвычайно богато и динамично в социально - культурному наследию замечательные памятники высокой духовности и нравственности русского народа и его выдающихся представителей.

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного  процесса, особенностей духовной жизни  и бытовых традиций значительно  обогащает наше представление об определенном этапе исторического  развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался за последние годы.

Отраслевое  изучение культуры, как правило, не учитывает достаточно полно и  всесторонне бытования  культуры в обществе, распространения  культурных новаций, особенно в сфере  просвещения, в широких демократических  слоях, формирования и развития культурно-информационной системы как элемента культурного  пространства.

Целью данной контрольной  работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общественно – политические условия культурного развития.

 

В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне - менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской  культуры. Особенно отчетливо это  проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная  интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые  происходили в жизни российского  общества.

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и  вторую половину века (пореформенная  Россия).

На общественно - культурную жизнь России XIX в. огромное влияние  оказали два события в истории  страны - Отечественная война 1812 г. и  движения декабристов. Они сыграли  определяющую роль в развитии общественного  сознания, повлияли на политику правительства  в сфере культуры. Эти события  не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Эпоха 1812 г. - важный этап в  развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных  лет и периода Отечественной  войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая  иноземное порабощение. «Война 1812 г. пробудила народ русский к  жизни и составляет важный период в политическом его существовании». «1812 г. - эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и  блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности  и образования, которые были результатом  этой эпохи».

С ростом национального самосознания связан интерес к собственной  истории, особенно возросший в это  время. Фактом огромного культурного  значения стала «История государства  Российского» Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком, которого стада читать публика.

Эпоха 1812 г. породила также  довольно широкое распространение  религиозных исканий среди части  светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в  своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне  с православием.

Еще при Павле I была разрешена  деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католицизма  в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельности Британского  библейского общества, занимавшегося  распространением Библии. В декабре 1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время  Библия издавалась на русском, французском языках, языках народов России (прежде тексты Библии существовали только на церковнославянском языке).

 

Однако претензии Библейского  общества выступать в роли верховного арбитра в вопросах религии, вмешаться  вдела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны  и церковных иерархов, и некоторых  политических деятелей (А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и  др.). В изменившейся ситуации, в 1826 г., Библейское общество прекратило свое существование. Несколькими годами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России (1820 г.), по распоряжению правительства закрыты масонские  ложи (1822 г.).

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. Стремление осмыслить  и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению  новых ориентиров в официальной  идеологии.

Для общественной мысли XIX в. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после  событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало  восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В  правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., «Донесение следственной комиссии») декабризм объявлялся «заразой, принесенной извне», а противопоставление России Западной Европе возводилось  в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над «гниющим»  Западом стала одной из составных  частей теории официальной народности. В социально - экономической жизни  страны во второй четверти XIX в. все  более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о  кризисе феодально - крепостнической  системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К  этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах  изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным  образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

Паровые двигатели стали  использоваться на транспорте. В1815 году на Неве появился первый пароход. С  конца 1830-х годов началось железнодорожное  строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное  сообщение между Москвой и  Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических  связей.

Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применяться в культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образования и просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось «умножать, где только можно, число умственных плотин». Так считал министр народного просвещения С. С. Уваров в начале 1830-х годов.

Уже в последнее десятилетие  царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние  церкви и религии. В 1817 г. было создано  Министерство духовных дел и народного  просвещения во главе с С.Н. Голицыным - председателем петербургского Библейского  общества. В 1819 г. во всех российских университетах  учреждались кафедры «богопознания  и христианского учения» вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского  университета отличало его от других европейских университетов. В начальных  школах было запрещено изучение книги  «О должностях человека и гражданина», из курса уездных училищ исключены  начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии  и истории.

Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных  идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил  у современников название «чугунного». Цензор мог по своему усмотрению сокращать  текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до конца  николаевского царствования усиливалось  открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие  за революционными событиями 1848 г. в  Западной Европе, получили печально известное  название «эпохи цензурного террора». Запрещалось к изданию все, что  в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, «ослабить должное  к власти почтение».

 

 

3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.

 

Основной тенденцией развития русской культуры XIX века было противостояние двух линий (направлений), которые и  сегодня сохранили свою актуальность и привлекательность в том  или ином отношении. Одна из этих линий  являет «славянофильство», другая - «западничество». Эти направления можно рассматривать  как противостоящие друг другу мировоззрения, которые давали разные ответы на одни и те же самые вопросы: о старой феодальной и новой Европе, о старой допетровской и новой России и  об отношении последней к Западу. Разница в ответах зависела от принятой каждой из сторон иерархии общественно-культурных ценностей.

 

 

4. Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либерализм как выражение культуры русского просвещения.

 

Славянофилы,  представители  одного из направлений  русского общества и философской  мысли 40-50-х гг. XIX в.,  выступившие с обоснованием самобытного пути исторического  развития России,  принципиально  отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, - в отсутствии в ее истории классовой  борьбы, в русской поземельной  общине и артелях, в православии  как единственно истинном христианстве.

Те  же особенности развития славянофилы  усматривали и у  зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым  были одной из причин названия самого направления (славянофилы, т.е. славянолюбы).

Взгляды славянофилов сложились  в идейных  спорах, обострившихся  после напечатания "Философского письма" Чаадаева. Главную роль в  выработке взглядов славянофилов сыграли  литераторы, поэты  и ученые А.С.Хомяков, И.В.Кириевский (написанные в 1838 году и  не предназначавшиеся для печати статьи Хомякова "О старом и новом" и И.В.Киреевского "В ответ А.С.Хомякову"), К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин..

Видными славянофилами были П.В.Киреевский, А.И.Кошелев, И.С.Аксаков, Д.А.Валуев, Ф.В.Чижов, И.Д.Беляев, А.Ф.Гильфердинг, позднее - В.И.Ламанский, В.А.Черкасский. Близкими к славянофилам по общественно-идейным  позициям в 40-50-х гг. были писатели В.И.Даль, С.Т.Аксаков, А.Н.Островский, А.А.Григорьев, Ф.И.Тютчев, Н.М.Языков. Большую дань взглядам славянофилов отдали историки и языковеды Ф.И.Буслаев, О.М.Бодянский, В.И.Григорович, М.М.Средневский, М.А.Максимович.

Средоточием славянофилов в 40-х годах была Москва, литературные салоны А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и  Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых. Здесь славянофилы общались и  вели споры с западниками. Произведения славянофилов подвергались цензурным  притеснениям, некоторые из славянофилов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Постоянного печатного  органа славянофилы долгое время  не имели, главным образом из-за цензурных  препонов. Печатались преимущественно  в журнале "Москвитянин"; издали несколько сборников статей в 40-50-х  годах. После некоторого смягчения  цензурного гнета славянофилы в  конце 50-х годов издавали журнал "Русская беседа", "Сельское благоустройство" и газеты "Молва" и "Парус".

Информация о работе Русская культура ХIХ века