Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:24, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.
1. Введение
2. Общественно-политические условия культурного разви-
тия России в ХIХ веке.
3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.
4.Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либера- лизм как выражение культуры русского просвещения.
5. Основные художественные стили и достижения в облас-
ти литературы и искусства.
6. Заключение
7. Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Культурология
по теме: Русская культура ХIХ века
Исполнитель:
студент 1 курса
группа ЭПБу-12 Тур
Ф.И.О. Быстров С.И.
Преподаватель:
В.В. Егоров
Екатеринбург
2012
Тема 21: Русская культура ХIХ века
1. План
1. Введение
2. Общественно-политические условия культурного разви-
тия России в ХIХ веке.
3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.
4.Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либера- лизм как выражение культуры русского просвещения.
5. Основные художественные стили и достижения в облас-
ти литературы и искусства.
6. Заключение
7. Литература
Обращение к национальным
культурным корням является не только
данью памяти по отношению к великому
прошлому, но и дает основание для
размышления о настоящем. В. Брюсов
писал о культурном наследии наших
предков: «Их знания, их навыки, самые
их предрассудки окажутся ценными, если
их подвергнуть внимательному
XIX век занимает особое
место в истории русской
История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался за последние годы.
Отраслевое изучение культуры, как правило, не учитывает достаточно полно и всесторонне бытования культуры в обществе, распространения культурных новаций, особенно в сфере просвещения, в широких демократических слоях, формирования и развития культурно-информационной системы как элемента культурного пространства.
Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.
2.Общественно – политические условия культурного развития.
В начале XIX века в Российской
империи проживало 37,4 млн. человек,
из них крестьяне составляли более
90%, а дворяне - менее 2%. Однако по-прежнему
именно дворяне определяли в основном
характер и уровень развития русской
культуры. Особенно отчетливо это
проявилось в первой половине XIX века.
Во второй половине столетия, однако, важную
роль в науке и искусстве наряду
с дворянством начинает играть розничная
интеллигенция. Это стало следствием
тех глубинных социально-
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века (пореформенная Россия).
На общественно - культурную жизнь России XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.
Эпоха 1812 г. - важный этап в
развитии национального самосознания.
Общая идейная атмосфера
С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком, которого стада читать публика.
Эпоха 1812 г. породила также
довольно широкое распространение
религиозных исканий среди
Еще при Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католицизма в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре 1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время Библия издавалась на русском, французском языках, языках народов России (прежде тексты Библии существовали только на церковнославянском языке).
Однако претензии Библейского
общества выступать в роли верховного
арбитра в вопросах религии, вмешаться
вдела православной церкви вызывали
недовольство и протест со стороны
и церковных иерархов, и некоторых
политических деятелей (А. А. Аракчеева,
архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и
др.). В изменившейся ситуации, в 1826 г.,
Библейское общество прекратило свое
существование. Несколькими годами
ранее была запрещена деятельность
иезуитов в России (1820 г.), по распоряжению
правительства закрыты
Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.
Для общественной мысли XIX в.
принадлежность России к Западной Европе
была фактом очевидным. Теперь, после
событий 14 декабря 1825 г., осознание этой
духовно- интеллектуальной связи стало
восприниматься резко критически со
стороны официальных властей. В
правительственных документах (Манифест
13 июля 1826 г., «Донесение следственной
комиссии») декабризм объявлялся «заразой,
принесенной извне», а противопоставление
России Западной Европе возводилось
в принцип официальной
Массовое применение техники,
связанное с промышленным переворотом,
т.е. переходом мануфактуры в
Паровые двигатели стали
использоваться на транспорте. В1815 году
на Неве появился первый пароход. С
конца 1830-х годов началось железнодорожное
строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное
сообщение между Москвой и
Петербургом имело большое
Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применяться в культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образования и просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось «умножать, где только можно, число умственных плотин». Так считал министр народного просвещения С. С. Уваров в начале 1830-х годов.
Уже в последнее десятилетие
царствования Александра I в школьном
образовании усилилось влияние
церкви и религии. В 1817 г. было создано
Министерство духовных дел и народного
просвещения во главе с С.Н. Голицыным
- председателем петербургского Библейского
общества. В 1819 г. во всех российских университетах
учреждались кафедры «
Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название «чугунного». Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название «эпохи цензурного террора». Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, «ослабить должное к власти почтение».
3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.
Основной тенденцией развития
русской культуры XIX века было противостояние
двух линий (направлений), которые и
сегодня сохранили свою актуальность
и привлекательность в том
или ином отношении. Одна из этих линий
являет «славянофильство», другая - «западничество».
Эти направления можно
4. Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либерализм как выражение культуры русского просвещения.
Славянофилы, представители одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, - в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.
Те же особенности развития славянофилы усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (славянофилы, т.е. славянолюбы).
Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после напечатания "Философского письма" Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые А.С.Хомяков, И.В.Кириевский (написанные в 1838 году и не предназначавшиеся для печати статьи Хомякова "О старом и новом" и И.В.Киреевского "В ответ А.С.Хомякову"), К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин..
Видными славянофилами были П.В.Киреевский, А.И.Кошелев, И.С.Аксаков, Д.А.Валуев, Ф.В.Чижов, И.Д.Беляев, А.Ф.Гильфердинг, позднее - В.И.Ламанский, В.А.Черкасский. Близкими к славянофилам по общественно-идейным позициям в 40-50-х гг. были писатели В.И.Даль, С.Т.Аксаков, А.Н.Островский, А.А.Григорьев, Ф.И.Тютчев, Н.М.Языков. Большую дань взглядам славянофилов отдали историки и языковеды Ф.И.Буслаев, О.М.Бодянский, В.И.Григорович, М.М.Средневский, М.А.Максимович.
Средоточием славянофилов в 40-х годах была Москва, литературные салоны А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых. Здесь славянофилы общались и вели споры с западниками. Произведения славянофилов подвергались цензурным притеснениям, некоторые из славянофилов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Постоянного печатного органа славянофилы долгое время не имели, главным образом из-за цензурных препонов. Печатались преимущественно в журнале "Москвитянин"; издали несколько сборников статей в 40-50-х годах. После некоторого смягчения цензурного гнета славянофилы в конце 50-х годов издавали журнал "Русская беседа", "Сельское благоустройство" и газеты "Молва" и "Парус".