Русская культура ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.

Оглавление

1. Введение
2. Общественно-политические условия культурного разви-
тия России в ХIХ веке.
3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.
4.Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либера- лизм как выражение культуры русского просвещения.
5. Основные художественные стили и достижения в облас-
ти литературы и искусства.
6. Заключение
7. Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по культурологии..docx

— 50.00 Кб (Скачать)

Новая стадия развития реализма нашла наиболее яркое выражение  в творчестве А. П. Чехова (1860-1904), автора фельетонов, коротких юмористических и «гнетущих» рассказов, новаторских  пьес. Мысль о гибели человека под  бременем тусклой обыденщины явилась  ведущим мотивом в его новеллах «Человек в футляре», «Палата №6».

А. П. Чехов, тонкий психолог, мастер подтекста, сочетавший юмор и  лиризм, написал пьесы «Чайка», «Дядя  Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», проникнутые особой тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы. Писатель создал новую структуру драматического действия, способную включить в себя любые проявления жизни, образуемую не событиями и не борьбой действующих  лиц, а развитием ключевых тем, настроений, «подводным течением», иронией и  лирической символикой. Пьесы Чехова оказали значительное влияние на развитие отечественной и мировой  драматургии.

С литературой неразрывно связано развитие отечественного театра. В начале века на русской сцене  действовали каноны классицизма  с присущей ему парадностью, риторичностью, а в репертуаре преобладали пьесы  с мифологическими сюжетами. Но уже  в 1820-1830-е годы преобладал романтизм  с трагедийной тематикой. Замечательные  драматические образы создали в  Александрийском театре актеры В. А. Каратыгин (1802-1853), П. С. Мочалов (1800-1848).

Постепенно в драматургии  стали преобладать реалистические традиции. Этому способствовала драматургия  А. С. Грибоедова (комедия «Горе от ума»), А. С. Пушкина (драма «Борис Годунов»), Н. В. Гоголя (комедия «Ревизор»).

Эти и другие пьесы ставились  в Московском Малом и Петербургском  Александрийском театрах. Яркие  образы создавали в малом театре выдающийся актер, бывший крепостной М.С. Щепкин (1788-1863), а в Александрийском  театре - актер А.Е. Мартынов (1816-1860), сын крепостного крестьянина.

Во второй половине XIX в  Московский Малый и Петербургский  Александрийский театры по-прежнему оставались центрами театральной жизни. Центральное место в репертуаре Малого театра заняли комедии и социально-психологические драмы А.Н. Островского (1823-1886). В своих пьесах Островский вывел галерею типов - от охваченных страстью к деньгам самодуров - купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок («Свои люди - сочтемся!», «Доходное место», «Гроза» и др.). Драматург с большим сочувствием изображал ремесленников, трудовую интеллигенцию, бедных мещан, провинциальных актеров («Бесприданница», «Лес» и др.). Его комедии и социально - психологические пьесы заложили основу национального репертуара российского театра.

На развитие переформенного театра огромное влияние оказали  талантливые актеры: актеры Малого театра Пров Садовский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин, Александр  Ленский, актеры Александрийского театра Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов.

В 1870-е годы стали создаваться  частные театральные кружки и  театры. По инициативе А.Н. Островского  и Н.Г. Рубинштейна (1835-1881) из талантливой  молодежи был создан Артистический  кружек, в 1872 г. режиссер и драматург  А.Ф. Федотов открыл в Москве «Народный  театр». Позднее были созданы: «Пушкинский  театр» артисткой Московского Малого театра А.А. Бренко и «Русский драматический  театр» антрепренером Ф.А. Коршем.

В 1882 г. была отменена монополия  «императорских» театров, что оказало  положительное влияние на развитие провинциальных театров, основание  частных и «народных театров».

В 1898 г. К.С. Станиславский  и В.И. Немировичем-Данченко был открыт Московский художественный театр (МХТ, МХАТ). Основатели его ставили цель «… создать первый разумный, нравственный общедоступный театр…».

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        К середине XIX века, в канун буржуазных реформ, в России завершился один из внутренних этапов в историко-культурном процессе (XVIII- первая половина XIX вв.). Основным его содержанием было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились ее характерные черты и особенности: гуманизм и сопричастность общественной жизни, гражданственность и интерес к «маленькому человеку».  

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Берковский, Н.Я. О мировом значении русской литерату-

ры / Н.Я. Берковский. Л., 1975.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.2. М., 1990; Т.3. М., 1994.

 

3. История культуры России. М., 1993.

 

4. История русской музыки. Т.10. М., 1990.

 

5. Волкова А.Н. История философия. М. 1997 г.

 

6. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М., 1983.

 

7. Турчин, В.Г. Эпоха романтизма в России / В.Г. Турчин.

М., 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская культура ХIХ века