Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:24, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.
1. Введение
2. Общественно-политические условия культурного разви-
тия России в ХIХ веке.
3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.
4.Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либера- лизм как выражение культуры русского просвещения.
5. Основные художественные стили и достижения в облас-
ти литературы и искусства.
6. Заключение
7. Литература
На рубеже веков реалистические тенденции в живописи продолжили А.М. и В.М. Васнецовы. В.М. Васнецов (1848-1926) - автор лирических и монументальных эпических полотен на темы русской истории былин и сказок («Три богатыря», «Аленушка» и др.).
Важной темой передвижников стала история русского народа. Это исторические полотна В.И. Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком») и Н.Н. Ге (1831-1894) («Петр I допрашивает царевича Алексея»). Яркими пейзажистами, воспевшими красоту и величие русской природы, были И.И. Левитан, 1860-1900, («Золотой Плёс», «Вечер на Волге», «Золотая осень» и др.) и И.И. Шишкин (1832-1898) («Среди долины ровныя…», «Лесные дали»).
А.И. Куинджи (1842-1910) в знаменитой работе «Ночь на Днепре» впервые в истории русской живописи использовал эффекты освещения. Художника привлекали необычные моменты состояния природы, проблема передачи цветных контрактов. Богатством пленэрного колорита, жизненной свежестью отличаются картины В.А. Серова (1865-1911) «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».
Передвижники организовали около 50 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Орле и в других городах и оказали огромное влияние на развитие искусства. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков (1832-1898), приобретая их картины в свою галерею, которую в 1892 году он передал в дар Москве.
5.3 Архитектура и градостроительство
В начале XIX века разновидностью
классицизма, уже прочно утвердившегося
в русской архитектуре, стал ампир.
Основанный на синтезе европейских
и русских элементов, присущих классицизму,
ампир отличался
А.Н. Воронихиным (1759-1814) был построен Казанский собор в Петербурге, Горный кадетский корпус (ныне Горный институт). А.Д. Захаров (1761-1811) создатель одного из шедевров русской архитектуры - здания Адмиралтейства в Петербурге.
Творчество К.И. Росси (1775-1849) связано с Петербургом, Москвой, Тверью. Архитектор создал монументальные ампирные ансамбли, сформировавшие архитектурный облик Петербурга. Это Дворцовая площадь со зданиями и аркой Главного штаба, площадь (ныне пл. Искусств) с Михайловским дворцом (ныне Русский музей);
Архитектором позднего классицизма был В.П. Стасов (1769-1848). Для этого направления характерны торжественная монументальность, строгость, простота. При сооружении храмов и Петербурге В.П. Стасов использовал различный декор, колонны дорического ордера. По его проектам построены Павловские казармы, Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Петербурге.
По проекту А.А. Монферана (1786-1858) построен Исаакиевский собор - самое высокое здание того времени.
После изгнания французов из России начинают вновь отстраивать Москву. Комиссию по восстановлению Москвы возглавил архитектор О.И. Бове (1784-1834). При участии Бове реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота.
Д.И. Жилярди (1788-1845) довелось
восстанавливать и
В конце 30-х годов XIX века
строились здания разных архитектурных
стилей прошедших эпох. Такое направление,
названное эклектикой, в своем
развитии прошло несколько этапов:
сначала было увлечение готикой,
примером чего может служить коттедж
А. Менелиса в Петергофе, затем - увлечение
неоготикой (церковь в Парголове
А.П. Брюллова). Позднее основной чертой
этого стиля стала ориентация
на греко-эллинистическую
С 1840-х годов наблюдалось подражание итальянскому Ренессансу, позднему Барокко и Рококо. В стиле необорокко А. Штакеншнейдер построил дворец князей Белосельских - Белозерских на Невском проспекте у Аничкова моста.
В пореформенный период архитектура
отличалась большим своеобразием. Все
большее влияние оказывал стиль
модерн, одновременно с этим присутствовало
и стремление к стилизации под
старину. При строительстве заводских
зданий, железнодорожных вокзалов,
банков «доходных» домов, торговых зданий,
выставочных залов активно
В конце XIX века получил распространение русско-византийский или неорусский стиль. Здания вновь получили шатровое завершение, «узорочье» декора. В конце XIX в. в неорусском стиле были построены здания культурного, торгового и административного назначения. Это храм «Спас на крови» на Екатерининском канале в Петербурге на месте гибели в 1881 г. императора Александра II, и здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд). А.Н. Померанцев построил Верхние торговые ряды в Москве (ныне здание ГУМа), Д.Н. Чичагов - здание Московской городской Думы. К. Тон завершил возведение храма Христа-спасителя, начатое в 1839 г.
В постройке жилых домов
Петербурга, Москвы, других крупных
городов господствовал
5.4 «Золотой век» русской литературы
Первая половина XIX века - время складывания и выработки норм современного русского литературного языка, усиления интереса писателей к народным традициям и фольклору и начала издания памятников народного творчества.
Так, в 1830 годы писателем, лексикографом и этнографом В.И. Далем (1801-1872) были опубликованы сборник русских сказок, сборник «Были и небылицы», а в 1860-е - «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок и прибауток. В 1863-1864 гг. были опубликованы четыре тома его основного труда - «Толкового словаря живого великорусского языка».
Первым реформатором русской словесности был Н.М. Карамзин, так же большая роль в этом принадлежит А.С. Пушкину. И хотя уже в XVIII в. можно говорить о существовании российских мастеров слова, только в XIX в. появляется профессия - писатель. Во второй половине XIX в. происходит расцвет творчества многих писателей, вошедших в историю не только русской, но и мировой литературы.
Различные литературные течения
и школы способствовали дальнейшему
становлению литературных жанров. Доминирующая
роль в начале века принадлежала повести,
а в конце века - роману. Создаются
эпистолярный и мемуарный жанры.
Усиливается интерес к
Одним из основных жанров в
конце XVIII - начале XIX вв. был романтизм.
Зарождение романтизма в России связано
с общественно-идеологической атмосферой
русской жизни - общенациональным подъемом
после Отечественной войны 1812 г.
формированием дворянской революционности,
обострением личного
Вольнолюбивыми мотивами, близкими к поэзии декабристов, была проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен личностный пафос великого поэта.
Романтический апофеоз личности выражен и в ранней лирике Лермонтова М.Ю. (1814-1841). Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ - характерные черты лирического героя Лермонтова.
Существовало и другое направление в русской поэзии - элегическое. Поэтами этого направления были В.А. Жуковский (1783-1852), Батюшков К.Н. (1798-1831), Н.М. Языков (1803-1846), Е.А. Баратынский (1800-1844). Творчество этих поэтов проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной гармони, они стремились достигнуть гармонии во внутреннем мире человека.
Промежуточным звеном между романтизмом и реализмом была поэзия А.В. Кольцова (1809-1842). Кольцов понтировал труд и быт крестьян, открыл русской лирике мир внутренних переживаний крестьянина, внес в поэзию стихию народной песенности («Не шуми ты, рожь», «Косарь»).
Поэзия Н.А. Некрасова (1821-1878)
реалистична и гражданственна. Поэт
показал безрадостную и тоскливую
жизнь русской деревни и
Философская и любовная лирика
Ф.И. Тютчева (1803-1873)отмечена раздвоенностью
души и беспощадностью самоанализа;
пронекновенная лирика, с ярко выраженным
музыкальным началом
С конца 1830-х годов начинается
становление реализма, основоположником
которого по праву считается А.С.
Пушкин. Пушкин - родоначальник и
всей новой русской литературы. Его
стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан
и Людмила», «Кавказский пленник»,
«Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы,
сказки) и прозаические («Повести Белкина»,
«Арап Петра Великого», «Дубровский»,
«Пиковая Дама», «Капитанская дочка»)
произведения написаны изумительным по
легкости, точности, изяществу и
тонкой иронии языком. Масштаб и
независимость его мышления, дар
проникать в другие культуры и
эпохи, способность ставить и
обсуждать «вечные вопросы
Возникновение «натуральной школы» и критического реализма связано с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность, особенной ярко проявившаяся в повести «Шинель» с ее темой униженности «маленького человека». Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор».
В поэме-романе «Мертвые души»
осмеяние помещичьей России соединилось
с пафосом духовного
Основатель русской
Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это повествование об эпохе и человеческих судьбах. Реалистическая тенденция получила свое выражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», отмеченном социальной рефлексией и психологическим содержанием.
В романе И.А. Гончарова (1812-1891)
«Обломов» судьба главного героя
раскрыта не только как социальное
явление («обломовщина»), но и как
философское осмысление русского национального
характера, особого нравственного
пути, противостоящего суете
Замечательным мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинной интеллигенции 50 - 70-х годов ХIХ в., конфликт «отцов» и «детей», «хождение в народ».
Вершиной критического реализма стало творчество Л. Н. Толстого (1828-1910). Длительный период русской жизни - от начала ХIХ в. до начала ХХ в. - представлен в его романах. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздает жизнь различных слоев русского общества в войну 1812 г., патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман «Анна Каренина» - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти, о разрушении семейных устоев, роман «Воскресение» - непримиримая критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных классов».
Мастер психологического романа Ф. М. Достоевский (1812-1881) в произведениях «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Бесы» через изображение «глубин души человеческой»раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски истины, Бога и гармонии.
Великолепными образцами
сатирического жанра являются произведения
М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Писатель
создал сатирический образ российской
бюрократии как порождение самодержавно-крепостнического
строя («Пошехонская старина», «Губернские
очерки», «Помпадуры и помпадурши»).
В «Истории одного города», пародируя
официальную историографию