Русская культура ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.

Оглавление

1. Введение
2. Общественно-политические условия культурного разви-
тия России в ХIХ веке.
3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.
4.Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либера- лизм как выражение культуры русского просвещения.
5. Основные художественные стили и достижения в облас-
ти литературы и искусства.
6. Заключение
7. Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по культурологии..docx

— 50.00 Кб (Скачать)

На рубеже веков реалистические тенденции в живописи продолжили А.М. и В.М. Васнецовы. В.М. Васнецов (1848-1926) - автор лирических и монументальных эпических полотен на темы русской  истории былин и сказок («Три богатыря», «Аленушка» и др.).

Важной темой передвижников  стала история русского народа. Это  исторические полотна В.И. Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком») и Н.Н. Ге (1831-1894) («Петр I допрашивает  царевича Алексея»). Яркими пейзажистами, воспевшими красоту и величие  русской природы, были И.И. Левитан, 1860-1900, («Золотой Плёс», «Вечер на Волге», «Золотая осень» и др.) и И.И. Шишкин (1832-1898) («Среди долины ровныя…», «Лесные  дали»).

А.И. Куинджи (1842-1910) в знаменитой работе «Ночь на Днепре» впервые  в истории русской живописи использовал  эффекты освещения. Художника привлекали необычные моменты состояния  природы, проблема передачи цветных  контрактов. Богатством пленэрного колорита, жизненной свежестью отличаются картины В.А. Серова (1865-1911) «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».

Передвижники организовали около 50 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Орле и в  других городах и оказали огромное влияние на развитие искусства. Большую  помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков (1832-1898), приобретая их картины в свою галерею, которую в 1892 году он передал  в дар Москве.

 

5.3 Архитектура и градостроительство

 

В начале XIX века разновидностью классицизма, уже прочно утвердившегося в русской архитектуре, стал ампир. Основанный на синтезе европейских  и русских элементов, присущих классицизму, ампир отличался декоративностью, монументальностью, олицетворял могущество государства. Крупнейшими представителями  этого направления были архитекторы  А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов, Жилярди Д.И..

А.Н. Воронихиным (1759-1814) был  построен Казанский собор в Петербурге, Горный кадетский корпус (ныне Горный институт). А.Д. Захаров (1761-1811) создатель  одного из шедевров русской архитектуры - здания Адмиралтейства в Петербурге.

Творчество К.И. Росси (1775-1849) связано с Петербургом, Москвой, Тверью. Архитектор создал монументальные ампирные ансамбли, сформировавшие архитектурный  облик Петербурга. Это Дворцовая  площадь со зданиями и аркой Главного штаба, площадь (ныне пл. Искусств) с  Михайловским дворцом (ныне Русский  музей);

Архитектором позднего классицизма  был В.П. Стасов (1769-1848). Для этого  направления характерны торжественная  монументальность, строгость, простота. При сооружении храмов и Петербурге В.П. Стасов использовал различный  декор, колонны дорического ордера. По его проектам построены Павловские казармы, Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Петербурге.

По проекту А.А. Монферана (1786-1858) построен Исаакиевский собор - самое  высокое здание того времени.

После изгнания французов  из России начинают вновь отстраивать  Москву. Комиссию по восстановлению Москвы возглавил архитектор О.И. Бове (1784-1834). При участии Бове реконструирована Красная площадь, созданы Театральная  площадь с Большим театром, Александровский  сад, Триумфальные ворота.

Д.И. Жилярди (1788-1845) довелось восстанавливать и перестраивать  Московский университет, сгоревший  в 1812 г., а также дворянские усадьбы. К середине века классицизм усложняется  и в значительной степени утрачивает свою гармонию.

В конце 30-х годов XIX века строились здания разных архитектурных  стилей прошедших эпох. Такое направление, названное эклектикой, в своем  развитии прошло несколько этапов: сначала было увлечение готикой, примером чего может служить коттедж  А. Менелиса в Петергофе, затем - увлечение  неоготикой (церковь в Парголове  А.П. Брюллова). Позднее основной чертой этого стиля стала ориентация на греко-эллинистическую архитектуру. Это Царицынский павильон в Петергофе (архитектор Штакеншнейдер А.) и Новый  Эрмитаж (архитектор Л. Кленце).

С 1840-х годов наблюдалось  подражание итальянскому Ренессансу, позднему Барокко и Рококо. В стиле  необорокко А. Штакеншнейдер построил дворец князей Белосельских - Белозерских  на Невском проспекте у Аничкова моста.

В пореформенный период архитектура  отличалась большим своеобразием. Все  большее влияние оказывал стиль  модерн, одновременно с этим присутствовало и стремление к стилизации под  старину. При строительстве заводских  зданий, железнодорожных вокзалов, банков «доходных» домов, торговых зданий, выставочных залов активно использовались металлические конструкции.

В конце XIX века получил распространение  русско-византийский или неорусский стиль. Здания вновь получили шатровое завершение, «узорочье» декора. В конце XIX в. в неорусском стиле были построены  здания культурного, торгового и  административного назначения. Это  храм «Спас на крови» на Екатерининском канале в Петербурге на месте гибели в 1881 г. императора Александра II, и здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд). А.Н. Померанцев построил Верхние торговые ряды в Москве (ныне здание ГУМа), Д.Н. Чичагов - здание Московской городской Думы. К. Тон завершил возведение храма Христа-спасителя, начатое в 1839 г.

В постройке жилых домов  Петербурга, Москвы, других крупных  городов господствовал электрический  ренесансно-барочный стиль с использованием разнообразной отделки, богатством форм. Образцом такого стиля является большой жилой дом Страхового общества в Петербурге архитектора  Л.Н. Бенуа (1856-1928).

 

5.4 «Золотой век» русской литературы

 

Первая половина XIX века - время складывания и выработки  норм современного русского литературного  языка, усиления интереса писателей  к народным традициям и фольклору  и начала издания памятников народного  творчества.

Так, в 1830 годы писателем, лексикографом  и этнографом В.И. Далем (1801-1872) были опубликованы сборник русских сказок, сборник «Были и небылицы», а  в 1860-е - «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок и  прибауток. В 1863-1864 гг. были опубликованы четыре тома его основного труда - «Толкового словаря живого великорусского языка».

Первым реформатором русской  словесности был Н.М. Карамзин, так  же большая роль в этом принадлежит  А.С. Пушкину. И хотя уже в XVIII в. можно  говорить о существовании российских мастеров слова, только в XIX в. появляется профессия - писатель. Во второй половине XIX в. происходит расцвет творчества многих писателей, вошедших в историю  не только русской, но и мировой литературы.

Различные литературные течения  и школы способствовали дальнейшему  становлению литературных жанров. Доминирующая роль в начале века принадлежала повести, а в конце века - роману. Создаются  эпистолярный и мемуарный жанры. Усиливается интерес к внутренним переживаниям человека; это находит  выражение человека в сентиментализме, а затем в романтизме, который  как сталь складывается в начале XIX столетия.

Одним из основных жанров в  конце XVIII - начале XIX вв. был романтизм. Зарождение романтизма в России связано  с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812 г. формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству  проникнута поэзия декабристов: К.Ф. Рылеева (1795-1826), В.К. Кюхельбекера (1797-1846), А.И. Одоевского (1802-1839). Герой поэм Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко» - гражданин-тираноборец  с трагической судьбой.

Вольнолюбивыми мотивами, близкими к поэзии декабристов, была проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен  личностный пафос великого поэта.

Романтический апофеоз личности выражен и в ранней лирике Лермонтова М.Ю. (1814-1841). Небывалая интенсивность  эмоций и напряженный самоанализ - характерные черты лирического  героя Лермонтова.

Существовало и другое направление в русской поэзии - элегическое. Поэтами этого направления  были В.А. Жуковский (1783-1852), Батюшков К.Н. (1798-1831), Н.М. Языков (1803-1846), Е.А. Баратынский (1800-1844). Творчество этих поэтов проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной гармони, они стремились достигнуть гармонии во внутреннем мире человека.

Промежуточным звеном между  романтизмом и реализмом была поэзия А.В. Кольцова (1809-1842). Кольцов  понтировал труд и быт крестьян, открыл русской лирике мир внутренних переживаний крестьянина, внес в  поэзию стихию народной песенности («Не  шуми ты, рожь», «Косарь»).

Поэзия Н.А. Некрасова (1821-1878) реалистична и гражданственна. Поэт показал безрадостную и тоскливую  жизнь русской деревни и удивительные образы русских женщин. Его «муза  мести и печали» особенно чутка  к несправедливости, человеческой боли. Гражданственная публицистичность получила дальнейшее развитие в творчестве поэтов И.С. Никитина (1824-1861), А.Н. Плещеева (1828-1893).

Философская и любовная лирика Ф.И. Тютчева (1803-1873)отмечена раздвоенностью души и беспощадностью самоанализа; пронекновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом психологической  новеллы - в стихах А.К. Толстого (1817-1875); в стихах А.А. Фета (наст. имя Шеншин, 1820-1892) - мимолетность и изменчивость чувств; чуткое восприятие природы  и гармоничное слияние с ней; музыкальностью отличаются произведения Я.П. Полонского (1819-1899) и А.Н. Апухтина (1840-1893); тонкий психологизм свойственен  стихотворениям И.Ф. Анненского (1855-1909). В пейзажной лирике А.Н. Майкова (1812-1897) - высокое созерцание обыкновенной русской природы.

С конца 1830-х годов начинается становление реализма, основоположником которого по праву считается А.С. Пушкин. Пушкин - родоначальник и  всей новой русской литературы. Его  стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан  и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические («Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая Дама», «Капитанская дочка») произведения написаны изумительным по легкости, точности, изяществу и  тонкой иронии языком. Масштаб и  независимость его мышления, дар  проникать в другие культуры и  эпохи, способность ставить и  обсуждать «вечные вопросы бытия» - о смерти и бессмертии, любви, свободе  и нравственном долге, смирении и  его противостоянии слепой судьбе - все это предопределило его центральное положение не только в русской литературе, но и в русской культуре в целом.

Возникновение «натуральной школы» и критического реализма связано  с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность, особенной  ярко проявившаяся в повести «Шинель» с ее темой униженности «маленького  человека». Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор».

В поэме-романе «Мертвые души»  осмеяние помещичьей России соединилось  с пафосом духовного преображения человека, создании вечных человеческих типов.

Основатель русской литературной критики В.Г. Белинский (1811-1848) проповедовал принципы реализма, демократизма, народности. Поставив во главу угла критику существующей действительности, он сформулировал  принципы «натуральной школы» - реалистического  направления в русской литературе.

Роман в стихах Пушкина  «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это  повествование об эпохе и человеческих судьбах. Реалистическая тенденция  получила свое выражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», отмеченном социальной рефлексией и психологическим  содержанием.

В романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов» судьба главного героя  раскрыта не только как социальное явление («обломовщина»), но и как  философское осмысление русского национального  характера, особого нравственного  пути, противостоящего суете всепоглощающего  «прогресса». Как существенная коллизия русской жизни «предстает конфликт между «реализмом» и «романтизмом»  в романе «Обыкновенная история.».

Замечательным мастером классического  реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах «Дворянское  гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения  разночинной интеллигенции 50 - 70-х  годов ХIХ в., конфликт «отцов»  и «детей», «хождение в народ».

Вершиной критического реализма стало творчество Л. Н. Толстого (1828-1910). Длительный период русской жизни - от начала ХIХ в. до начала ХХ в. - представлен  в его романах. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздает жизнь  различных слоев русского общества в войну 1812 г., патриотический порыв  народа, пути духовного самоопределения  личности. Роман «Анна Каренина» - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти, о разрушении семейных устоев, роман «Воскресение» - непримиримая критика общественного  устройства, всего жизненного уклада «образованных классов».

Мастер психологического романа Ф. М. Достоевский (1812-1881) в произведениях  «Преступление и наказание», «Братья  Карамазовы», «Идиот», «Униженные и  оскорбленные», «Бесы» через изображение  «глубин души человеческой»раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты  переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски истины, Бога и гармонии.

Великолепными образцами  сатирического жанра являются произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Писатель создал сатирический образ российской бюрократии как порождение самодержавно-крепостнического строя («Пошехонская старина», «Губернские  очерки», «Помпадуры и помпадурши»). В «Истории одного города», пародируя  официальную историографию писатель создал галерею гротескных образов  градоправителей; в знаменитых «Сказках»  в образах «Премудрых пескарей» - нравы нового для России класса - буржуазии. Социально-психологический  роман «Господа Головлевы» - о духовной и физической деградации дворянства.

Информация о работе Русская культура ХIХ века