Русская культура ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.

Оглавление

1. Введение
2. Общественно-политические условия культурного разви-
тия России в ХIХ веке.
3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.
4.Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либера- лизм как выражение культуры русского просвещения.
5. Основные художественные стили и достижения в облас-
ти литературы и искусства.
6. Заключение
7. Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по культурологии..docx

— 50.00 Кб (Скачать)

В 40-50-х годах по важнейшему вопросу  о пути исторического  развития России славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией  форм западно-европейской  политической жизни. В то же время  они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дерева, строительства  железных дорог и применения машин  в сельском хозяйстве. Славянофилы  выступали за отмену крепостного права "сверху" с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов.

Философские воззрения славянофилов разрабатывались  главным образом  Хомяковым, И.В. Киреевским, а позже  Самариным и представляли собой  своеобразное религиозно-философское  учение. Генетически философская  концепция их восходит к восточной  патристике, в то же время тесно  связана с западно-европейским  иррационализмом и романтизмом  первой половины XIX века. Односторонней  аналитической рассудочности рационализму, которые, по мнению славянофилов, привели  на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставляли  понятия "волящего разума" и "живознания" (Хомяков): славянофилы утверждали, что полная и высшая истина дается не одной способности логического  умозаключения, но уму, чувству и  воле вместе, т.е. духу в его живой  целостности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим  от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая  на Русь из его чистейшего источника - восточной церкви (Хомяков), обуславливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Начало "соборности" (свободной общности), характеризующее  жизнь восточной церкви, усматривалось  славянофилами в русском обществе. Православие и традиция общинного  уклада сформировали глубинные основы русской души.

Историческим  воззрениям славянофилов была присуща в духе романтической историографии идеализация  старой, дореволюционной Руси, которую  славянофилы представляли себе гармоничным  обществом, лищенным противоречий, являвшим единство народа и царя, "земщины" и "власти". По мнению славянофилов, со времен Петра I, произвольно нарушевшего  органическое развитие России, государство  стало над народом, дворянство и  интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западно-европейскую культуру, оторвались от народной жизни. Идеализируя  патриархальность и принципы традиционализма, славянофилы понимали народ в  духе консервативного романтизма. В  то же время славянофилы призывали  интеллигенцию к сближению с  народом, к изучению его жизни  и быта, культуры и языка.

Эстетические  и литературно-критические  взгляды  славянофилов наиболее полно  выражены в статьях Хомякова, К.С. Аксакова, Самарина. Критикуя суждения В.Г. Белинского и "натуральную школу" в русской художественной литературе (статья Самарина "О мнениях "Современника" исторических и литературных", 1847), славянофилы в то же время выступали  против "чистого искусства" и  обосновывали необходимость собственного пути развития для русской литературы, искусства и науки (статья Хомякова "О возможности русской художественной школы", 1848). Художественное творчество, по их мнению, должно было отражать определенные стороны действительности – общинность, патриархальную упорядоченность народного  быта, "смирение" и религиозность  русского человека.

Идеи  славянофилов своеобразно  преломились  в религиозно-философских  концепциях конца XIX - начала XX века (В. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский и др.).

Западники, направление русской  антифеодальной общественной мысли 40-х  годов XIX века, противостоящие славянофилам. В московский кружок западников входили  А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, К.Д. Кавелин  и др. Тесную связь с кружком  имел живший в Петербурге В.Г. Белинский. К западникам относился также  С.И. Тургенев.

Термины "западники", "западничество" (иногда "европейцы"), так же как  и "славянофильство", "славянофилы", родились в идейной полемике 40-х  годов. Споры о том, идти ли России вслед за Западной Европой или  искать "самобытный" путь, полемика о тех или иных особенностях русского национального характера, разногласия  в оценке реформ Петра I и т.д. были лишь формой постановки более существенного  вопроса - о будущих социальных преобразованиях  России. Западники связывали их с  усвоением исторических достижений стран Западной Европы, славянофилы  отстаивали близкую течениям феодального  социализма утопию, идеализируя порядки, существовавшие в допетровской России.

Существование западников как  единого лагеря не отменяет, однако, того факта, что обращались они к  разным сторонам западной действительности, защищали различные пути будущего преобразования России, выражали, в зависимости  от принадлежности, интересы разных классов. Со второй половины 40-х годов расхождения  затрагивали область эстетики (споры  Белинского с Болоткиным), выражались в разном отношении к атеизму  и материализму и особенно резко - в трактовке социально-политических проблем. Белинский, Герцен, Огарев хотели строить на развалах самодержавия социализм, умеренные западники мечтали  о буржуазном царстве "правового  порядка". Вместе  с тем на переломе европейской  истории - революции 1848-1849 - в концепциях русского утопического социализма наблюдаются существенные сдвиги. Еще накануне революции Белинский  относил осуществление социализма для России в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа буржуазных преобразований. Герцен после краха  революции в Европе приступил  к разработке так называемого  русского крестьянского социализма, отстаивая мысль о том, что  Россия может миновать этап буржуазных преобразований благодаря развитию сохранившегося в стране общинного  землевладения. Обращение Герцена  к русской общине было, несомненно, стимулировано славянофильской  концепцией.

Наметившиеся  в сфере  идейной борьбы 40-х  годов тенденции  к размежеванию демократизма, утопического социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились к концу 50-х - началу 60-х годов в борьбе политических направлений, когда вопрос - каким путем идти России? - принял конкретные формы - как и кому освобождать  крестьян? Революционные демократы  стали на сторону крестьянства, либералы (как западники, так и славянофилы) - на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России, приступившими к освобождению "сверху".

Таким образом, термины "западники" и "славянофилы" отражают некоторые  реальные моменты  истории идейной  борьбы 40-х годов. Однако они не являются строго научными, содержательными категориями. Оставаясь на поверхности явлений, они не выявляют сути идейной борьбы 40-50-х годов, когда "...весь русский  вопрос... заключался в вопросе о  крепостном праве".

 

5.Основные художественные стили и достижения  в области литературы и искусства.

 

5.1 Российская музыкальная культура

 

В первой половине XIX в. русская  музыка вышла из под опеки итальянской  и получила самостоятельное развитие. Показателем этого было использование  композиторами, которые искали свои пути музыкального самовыражения народных мелодий, и освоение национальной тематики. Народные мелодии звучат в песнях и романсах А.А. Алябьева (1787-1851), Н.А. Титова (1800-1875), А.Л. Гурилёва (1803-1858), А.Е. Варламова (1801-1848).

Музыкальное искусство М.И. Глинки (1804-1857) отличается народностью, разнообразием музыкальных красок, реализмом. Он создал симфонические  произведения «Вальс-фантазия», «Ночь  в Мадриде», «Камаринская», написал  около 80 произведений на стихи А.С. Пушкина, Жуковского В.А., Е.А.Баратынского. Лучшие его произведения - оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан  и Людмила».

А.С. Даргомыжский (1813-1869) продолжил  традиции своего учителя М.И. Глинки. В первой его опере «Эсмеральда» проявились романтические черты. Им была создана народно-бытовая музыкальная  драма «Русалка» по одноименному произведению А.С. Пушкина, написаны романсы  «Мне грустно», «И скучно и грустно», и песни.

Основные факты музыкальной  жизни - открытие консерваторий и  деятельность «Могучей кучки» С середины XIX в. музыкальная жизнь в России развивалась необычайно интенсивно. Важнейшими событиями стало открытие консерваторий в Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.). Этот период - расцвет  творчества русских композиторов, совершенствования  музыкального образования и концертной деятельности. Для совершенствования  музыкального образования много  сделали братья Антон и Николай  Рубинштейн. Композитор, пианист и  дирижер Антон Рубинштейн (1829-1894) создал «Русское музыкальное общество»  в Петербурге с отделениями во многих городах, Певческую академию. Он стоял у истоков международных  конкурсов пианистов. Композитор Николай  Рубинштейн (1835-1881) - организатор Московского отделения Императорского Русского музыкального общества и Московской консерватории.

Традиции национальной музыкальной  школы развивали композиторы  «Могучей кучки»: М.А. Балакирев (1837-1910), М.П. Мусорский (1839-1881), А.П. Бородин (1833-1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908).

Под руководством Балакирева композиторы «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. По примеру М.И. Глинки они  использовали народную песню в симфонических  и оперных произведениях, брали  сюжеты из русской литературы. Основой  оперы Мусорского «Борис Годунов» стала  драма Пушкина, по повести Гоголя он написал космическую оперу  «Сорочинская ярмарка». Бородин по мотивам «Слава о полку Игореве» создал оперу «Князь Игорь». Римский-Корсаков по пьесе А.Н. Островского написал  оперу-сказку «Снегурочка», сюжеты произведений Гоголя легли в основу его опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством». Композиторы «Могучей кучки» создавали  также произведения на сюжеты отечественной  истории - это оперы «Хованщина»  Мусорского, «Царская невеста» и «Псковитянка»  Римского-Корсакова.

Вдохновитель «Могучей кучки» - художественный и музыкальный критик и искусствовед В.В. Стасов (1834-1906), который  и назвал их «Могучей кучкой». В 1862 г. композиторы «Могучей кучки» открыли  бесплатную музыкальную школу, при  ней создали хор и симфонический  оркестр из любителей.

Выдающимся русским композитором, славой и гордостью русской музыкальной  культуры стал П.И. Чайковский (1840-1893). На сюжеты произведений А.С. Пушкина Чайковский написал оперы «Евгений Онегин»  и «Пиковая Дама», Н.В. Гоголя - оперы  «Черевички», «Чародейка». В 1876 г. композитор создал балет «Лебединое озеро», в 1889 г. - «Спящая красавица», в 1892 г. - «Щелкунчик», в которых он выступал как новатор: в его балетах музыка - ведущий  компонент балетной драматургии.

Оперы, балеты, романсы Чайковского  получили мировую известность. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный  драматург раскрыл в музыке внутренний мир человека - от мягкой лиричности до глубочайшей трагедии.

Велико значение творчества таких музыкантов, как композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова (1873-1943), создавшего 1892 г. оперу «Алеко». Большая заслуга в развитии оперного искусства принадлежит певцам, солистам Мариинского театра - Ф.И. Стравинскому (1843-1902), Н.Н. Фигнеру (1857-1918) и М.И. Фигнер (1859-1952).

 

5.2 Живопись в XIX веке: «академик» и «передвижник»

 

Основным направлением в  живописи в первой половине XIX века был академизм, центром которого была Императорская Академия художеств. Характерные черты академизма - библейско-мифологическая тематика, строгое следование установленным  каноном и даже преклонение перед  ними. Представителями академической школы этого периода были Федор Бруни (1799-1875) и Карл Брюллов (1799-1852). Грандиозное полотно Бруни «Медный змий», изображающее наказание евреев, возроптавших на Бога, за что Бог послал на них множество ядовитых змей, отмечено выражением зловещей фатальности происходящего.

Особое место в русской  живописи занимает трагическая фигура художника А.А. Иванова (1806-1858). В ранний период творчества («Аполлон, Гиацинт  и Кипарис») он дал поэтическое  истолкование принципов классицизма. Связь с традициями классицистического монументализма сохраняется и в  поздних произведениях художника («Библейские эскизы»), в которых  он достиг необычайной глубины философских  и религиозных обобщений. Большую  часть жизни Иванов посвятил созданию монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-1857), сделав к ней 600 подготовительных этюдов. Евангельский сюжет художник трактует как поворотные события в истории человечества, начало его нравственного возрождения  через христианскую веру.

В 1830-1840-х годах происходит постепенный отход от академизма и становление реализма в живописи. Живо и непринужденно написанным Тропининым В.А. (1776-1857) картины «Кружевница», «Гитарист», портрет Пушкина. С поразительной  тщательностью он передает малейшие почти неуловимые особенности лица персонажа, не пренебрегая даже аксессуарами. Выдающийся художник О.А. Кипренский (1782-1836) в живописных и графических работах  стремился раскрыть сложный внутренний мир своего современника: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Давыдова Е.В., И.А. Крылова.

«Отцом русского бытового жанра» справедливо назвали А.Г. Венецианова (1780-1847). В картинах «На  пашне», «Гумно», «На жатве», «Пелагея»  он создал портретную галерею крестьян-художников. Крестьянские образы в работах Венецианова  достоверны в точных деталях, он выделяет в них природную открытость и  силу. Созданные художником поэтические  образы крестьянской жизни неразрывно связаны с красотой русской природы.

Жанровые полотна П.А. Федотова (1815-1852) «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще  анкор» явились вершиной реализма в  живописи. Персонажи его картин всегда остро характерны. Художник ввел в  бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Разборчивая невеста»).

Во второй половине XIX века центральной темой в живописи становится народ, его нерадостная  жизнь, тяжелый труд, борьба и страдания. В живописи утвердился реализм.

В 1863 году 14 выпускников Академии художников, протестуя против сложившихся  в ней порядков, отказались от участия  в конкурсе на золотую медаль и  по примеру героев романа Н.Г. Чернышевского  «Что делать?» организовали артель свободных художников. В 1870 г. они  создали Товарищество передвижных  художественных выставок.

Идейным вождем передвижников  стал И.Н. Крамской (1837-1887), создавший  ряд интересных портретов русских  писателей, художников, общественных деятелей. Н.А. Ярошенко (1846-1898) первым в истории  отечественной живописи изобразил  зарождающуюся интеллигенцию - «Студент», «Курсистка». Обличительное направление  представлено в картине В.Г. Перова (1833-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе». Примером высшего достижения проявлений реализма в живописи являются картины И.Е. Репина (1844-1930) «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут  письмо турецкому султану».

Информация о работе Русская культура ХIХ века