Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:24, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.
1. Введение
2. Общественно-политические условия культурного разви-
тия России в ХIХ веке.
3. Мировоззренческие искания русской интеллигенции.
4.Западники и славянофилы. Революционный демократизм и либера- лизм как выражение культуры русского просвещения.
5. Основные художественные стили и достижения в облас-
ти литературы и искусства.
6. Заключение
7. Литература
В 40-50-х годах по важнейшему
вопросу о пути исторического
развития России славянофилы выступали,
в противовес западникам, против усвоения
Россией форм западно-европейской
политической жизни. В то же время
они считали необходимым
Философские воззрения славянофилов
разрабатывались главным образом
Хомяковым, И.В. Киреевским, а позже
Самариным и представляли собой
своеобразное религиозно-философское
учение. Генетически философская
концепция их восходит к восточной
патристике, в то же время тесно
связана с западно-европейским
иррационализмом и романтизмом
первой половины XIX века. Односторонней
аналитической рассудочности
Историческим воззрениям
славянофилов была присуща в духе
романтической историографии
Эстетические и литературно-критические
взгляды славянофилов наиболее полно
выражены в статьях Хомякова, К.С.
Аксакова, Самарина. Критикуя суждения
В.Г. Белинского и "натуральную школу"
в русской художественной литературе
(статья Самарина "О мнениях "Современника"
исторических и литературных", 1847),
славянофилы в то же время выступали
против "чистого искусства" и
обосновывали необходимость собственного
пути развития для русской литературы,
искусства и науки (статья Хомякова
"О возможности русской
Идеи славянофилов своеобразно преломились в религиозно-философских концепциях конца XIX - начала XX века (В. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский и др.).
Западники, направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х годов XIX века, противостоящие славянофилам. В московский кружок западников входили А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, К.Д. Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел живший в Петербурге В.Г. Белинский. К западникам относился также С.И. Тургенев.
Термины "западники", "западничество" (иногда "европейцы"), так же как и "славянофильство", "славянофилы", родились в идейной полемике 40-х годов. Споры о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать "самобытный" путь, полемика о тех или иных особенностях русского национального характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т.д. были лишь формой постановки более существенного вопроса - о будущих социальных преобразованиях России. Западники связывали их с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, славянофилы отстаивали близкую течениям феодального социализма утопию, идеализируя порядки, существовавшие в допетровской России.
Существование западников как
единого лагеря не отменяет, однако,
того факта, что обращались они к
разным сторонам западной действительности,
защищали различные пути будущего преобразования
России, выражали, в зависимости
от принадлежности, интересы разных классов.
Со второй половины 40-х годов расхождения
затрагивали область эстетики (споры
Белинского с Болоткиным), выражались
в разном отношении к атеизму
и материализму и особенно резко
- в трактовке социально-
Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х годов тенденции к размежеванию демократизма, утопического социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились к концу 50-х - началу 60-х годов в борьбе политических направлений, когда вопрос - каким путем идти России? - принял конкретные формы - как и кому освобождать крестьян? Революционные демократы стали на сторону крестьянства, либералы (как западники, так и славянофилы) - на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России, приступившими к освобождению "сверху".
Таким образом, термины "западники" и "славянофилы" отражают некоторые реальные моменты истории идейной борьбы 40-х годов. Однако они не являются строго научными, содержательными категориями. Оставаясь на поверхности явлений, они не выявляют сути идейной борьбы 40-50-х годов, когда "...весь русский вопрос... заключался в вопросе о крепостном праве".
5.Основные художественные стили и достижения в области литературы и искусства.
5.1 Российская музыкальная культура
В первой половине XIX в. русская музыка вышла из под опеки итальянской и получила самостоятельное развитие. Показателем этого было использование композиторами, которые искали свои пути музыкального самовыражения народных мелодий, и освоение национальной тематики. Народные мелодии звучат в песнях и романсах А.А. Алябьева (1787-1851), Н.А. Титова (1800-1875), А.Л. Гурилёва (1803-1858), А.Е. Варламова (1801-1848).
Музыкальное искусство М.И.
Глинки (1804-1857) отличается народностью,
разнообразием музыкальных
А.С. Даргомыжский (1813-1869) продолжил
традиции своего учителя М.И. Глинки.
В первой его опере «Эсмеральда»
проявились романтические черты. Им
была создана народно-бытовая
Основные факты музыкальной жизни - открытие консерваторий и деятельность «Могучей кучки» С середины XIX в. музыкальная жизнь в России развивалась необычайно интенсивно. Важнейшими событиями стало открытие консерваторий в Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.). Этот период - расцвет творчества русских композиторов, совершенствования музыкального образования и концертной деятельности. Для совершенствования музыкального образования много сделали братья Антон и Николай Рубинштейн. Композитор, пианист и дирижер Антон Рубинштейн (1829-1894) создал «Русское музыкальное общество» в Петербурге с отделениями во многих городах, Певческую академию. Он стоял у истоков международных конкурсов пианистов. Композитор Николай Рубинштейн (1835-1881) - организатор Московского отделения Императорского Русского музыкального общества и Московской консерватории.
Традиции национальной музыкальной школы развивали композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев (1837-1910), М.П. Мусорский (1839-1881), А.П. Бородин (1833-1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908).
Под руководством Балакирева композиторы «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. По примеру М.И. Глинки они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях, брали сюжеты из русской литературы. Основой оперы Мусорского «Борис Годунов» стала драма Пушкина, по повести Гоголя он написал космическую оперу «Сорочинская ярмарка». Бородин по мотивам «Слава о полку Игореве» создал оперу «Князь Игорь». Римский-Корсаков по пьесе А.Н. Островского написал оперу-сказку «Снегурочка», сюжеты произведений Гоголя легли в основу его опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством». Композиторы «Могучей кучки» создавали также произведения на сюжеты отечественной истории - это оперы «Хованщина» Мусорского, «Царская невеста» и «Псковитянка» Римского-Корсакова.
Вдохновитель «Могучей кучки»
- художественный и музыкальный критик
и искусствовед В.В. Стасов (1834-1906), который
и назвал их «Могучей кучкой». В 1862 г.
композиторы «Могучей кучки» открыли
бесплатную музыкальную школу, при
ней создали хор и
Выдающимся русским
Оперы, балеты, романсы Чайковского получили мировую известность. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург раскрыл в музыке внутренний мир человека - от мягкой лиричности до глубочайшей трагедии.
Велико значение творчества таких музыкантов, как композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова (1873-1943), создавшего 1892 г. оперу «Алеко». Большая заслуга в развитии оперного искусства принадлежит певцам, солистам Мариинского театра - Ф.И. Стравинскому (1843-1902), Н.Н. Фигнеру (1857-1918) и М.И. Фигнер (1859-1952).
5.2 Живопись в XIX веке: «академик» и «передвижник»
Основным направлением в живописи в первой половине XIX века был академизм, центром которого была Императорская Академия художеств. Характерные черты академизма - библейско-мифологическая тематика, строгое следование установленным каноном и даже преклонение перед ними. Представителями академической школы этого периода были Федор Бруни (1799-1875) и Карл Брюллов (1799-1852). Грандиозное полотно Бруни «Медный змий», изображающее наказание евреев, возроптавших на Бога, за что Бог послал на них множество ядовитых змей, отмечено выражением зловещей фатальности происходящего.
Особое место в русской
живописи занимает трагическая фигура
художника А.А. Иванова (1806-1858). В ранний
период творчества («Аполлон, Гиацинт
и Кипарис») он дал поэтическое
истолкование принципов классицизма.
Связь с традициями классицистического
монументализма сохраняется и в
поздних произведениях
В 1830-1840-х годах происходит постепенный отход от академизма и становление реализма в живописи. Живо и непринужденно написанным Тропининым В.А. (1776-1857) картины «Кружевница», «Гитарист», портрет Пушкина. С поразительной тщательностью он передает малейшие почти неуловимые особенности лица персонажа, не пренебрегая даже аксессуарами. Выдающийся художник О.А. Кипренский (1782-1836) в живописных и графических работах стремился раскрыть сложный внутренний мир своего современника: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Давыдова Е.В., И.А. Крылова.
«Отцом русского бытового жанра» справедливо назвали А.Г. Венецианова (1780-1847). В картинах «На пашне», «Гумно», «На жатве», «Пелагея» он создал портретную галерею крестьян-художников. Крестьянские образы в работах Венецианова достоверны в точных деталях, он выделяет в них природную открытость и силу. Созданные художником поэтические образы крестьянской жизни неразрывно связаны с красотой русской природы.
Жанровые полотна П.А. Федотова (1815-1852) «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» явились вершиной реализма в живописи. Персонажи его картин всегда остро характерны. Художник ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Разборчивая невеста»).
Во второй половине XIX века центральной темой в живописи становится народ, его нерадостная жизнь, тяжелый труд, борьба и страдания. В живописи утвердился реализм.
В 1863 году 14 выпускников Академии художников, протестуя против сложившихся в ней порядков, отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и по примеру героев романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» организовали артель свободных художников. В 1870 г. они создали Товарищество передвижных художественных выставок.
Идейным вождем передвижников стал И.Н. Крамской (1837-1887), создавший ряд интересных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Н.А. Ярошенко (1846-1898) первым в истории отечественной живописи изобразил зарождающуюся интеллигенцию - «Студент», «Курсистка». Обличительное направление представлено в картине В.Г. Перова (1833-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе». Примером высшего достижения проявлений реализма в живописи являются картины И.Е. Репина (1844-1930) «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».