Русская культура 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это в. небывалого взлета русской культуры, в., когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4
§2. Культура России во второй половине XIXв. Пореформенные годы ……..8
§3. Две линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.73 Кб (Скачать)

Введение  ………………………………………………………………………….3 

§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4

 §2. Культура  России во второй половине XIXв. Пореформенные годы ……..8

 §3. Две  линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22

 Заключение  ………………………………………………………………………25 

Список использованной литературы …………………………………………...28 

 Введение 

 В истории  культуры России XIXв. занимает особое место. Это в. небывалого взлета русской культуры, в., когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии

 Россия  отставала от передовых европейских  стран, то в культурных достижениях  она не только шла в уровень  с ними, но во многом опережала  их.  

 В мировой  фонд культуры Россия внесла  замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые  сделали выдающиеся открытия  в науке и технике. Вопросы,  поставленные русской культурой  того времени, оказались актуальными  и сейчас, и поэтому находятся  в центре этических, философских  размышлений современности. Подъем  русской культуры был столь  велик, что позволяет называть  эту эпоху “Золотым веком русской  культуры”. 

 На развитие  культуры и общественной мысли  XIXв. огромное воздействие оказала Отечественная война 1812г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого в. и ее особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции. 

 §1. Культура  России в первой половине XIXв. 

 Развитие  русской культуры в первой  половине XIXв. опиралось на достижения предшествующего времени. Проникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях.  

 В общественно-политические  процессы втягивались новые социальные  слои общества. Царское правительство,  провозгласившее “теорию официальной  народности”, обоснованную триаде  – самодержавие, православие и  народность активно боролись  с проявлениями передовой мысли  в литературе, театре, живописи, философии.  Политика просвещения имела отчетливо  классовый характер. Крепостной  строй тормозил широкое просвещение  народа и не давал возможности  пользоваться культурными достижениями  всему населению.  

 Культурные  потребности дворянства были  иными, чем крестьянства, которое  формировало собственные культурные  традиции. Свободный доступ к  образованию в начале XIXв. имели лишь привилегированные слои населения. В 1802г. было создано Министерство народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями. В начале XIXв. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение – Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове.  

 Открылись  привилегированные учебные заведения  в Царском Селе, Ярославле и

 Нежине. В 1829г. был восстановлен Главный педагогический институт, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов. 

 И все-таки  численность студентов к середине XIXв. достигала всего 4 тыс. человек. К 1855г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ – 439. Количество приходских школ возросло на

288. Произошли  изменения в социальном составе  образованных людей, заметно усилился  разночинный слой. 

 В условиях  становления капиталистического  уклада и начавшегося промышленного  переворота все большее значение  приобрели научные открытия, имевшие  теоретическое прикладное значение. 

 Великий  русский математик Н.И. Лобачевский  (1793-1856) создал теорию неевклидовской  геометрии, над которой безуспешно  в течение почти 2-х тыс. лет  работали ученые всего мира. Только  к 100-летию со дня рождения  великого ученого пришло широкое  признание его трудов: была учреждена  международная премия его имени.  К математической физике, аналитической  механике, теории чисел, теории  вероятности относятся основные  труды М.В. Остроградского

(1801-1861). 

 Инженер  П.Д. Шиллинг (1786-1837) в 1932г. раньше  американского изобретателя Морзе  (1791-1872) создал записывающий электромагнитный  телеграф. 

 Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых  на Урале, отец и сын Черепановы  в 1833-1834г.г. построили первую  в России железную дорогу на  паровой тяге. 

 Великий  вклад сделали русские путешественники  в развитие географической науки.  Первая русская кругосветная  экспедиция под командованием

 Крузенштерна (1770-1846) и Лисянского (1773-1837) в 1803-1806г.г.  прошла от

 Кронштадта  до Камчатки и Аляски. Были  изучены и сделаны съемки островов

 Тихого  океана, побережья Китая, острова  Сахалин, полуострова Камчатка.  

 Русское  географическое общество, учрежденное  в 1845г. стало центром изучения  территории и морей России. 

 Созданное  при Московском университете  Общество истории и древностей российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В 1800г. был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. “Слово о полку Игореве”. 

 В 1818г.  тиражом 3 тыс. экземпляров вышли  в свет 8 томов написанной на  основе огромного исторического  архивного материала “История  государства

 Российского”  Н.М. Карамзина (1766-1826). Тираж разошелся  в 2 месяца.  

 Следующие  тома 9-11 были опубликованы в 1821-1824г.г., а 12-й том был опубликован  в 1829г., после смерти автора. 

 Материальным  и моральным вознаграждением  труда наиболее талантливых русских  ученых было присуждение Петербургской  Академией наук “Демидовской  премии”, начало которому было положено в 1831г. 

 В первой  половине XIXв. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной, и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходит в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм, окончательно сложился реализм. 

 Героические  события войны 1812г. способствовали  возникновению романтизма. Одним  из создателей русского романтизма  стал В.А. Жуковский

(1783-1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады

 “Людмила”, ”Светлана”). 

 Романтизм  оказал влияние и на раннее  творчество А.страница Пушкина  и М.Ю.  

 Лермонтова. 

 Основоположник  русского реализма – гениальный  А.страница Пушкин (1799-1837).  

 Именно с его творчеством связано начало золотого в. в литературе. Он первым пришел к выводу, что истинная народность – это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. 

 А.страница  Пушкин внес вклад в создание  научной историографии, доказывая  необходимость опоры на объективный  анализ фактов и явлений, добросовестное  исследование жизни, утверждал,  что личность – полноправное  действующее лицо большой человеческой  истории. 

 В начале  в. русский театр был театром  классицизма и романтизма. В репертуаре  театров были трагедии на антично  мифологические и исторические  сюжеты. 

 Официальным  направлением в живописи первой  половины XIXв. был классицизм. 

 С картины  К.П. Брюллова (1799-1852) “Последний  день Помпеи”, являющейся ярким  примером академической школы,  начинается расцвет русской живописи. 

 А.Г. Венецианов (1780-1847) – первый русский живописец,  который смог порвать с академической  тематикой и ввести в свои  картины русские сюжеты:

 “Гумно”,  “Крестьянка, чешущая шерсть” 

 Русская  архитектура первых 3-х десятилетий  XIXв. связана со стилем ампир (стиль первоначально сложившийся во Франции при Наполеоне I, служащий воплощению идей государственного могущества), завершившим развитие классицизма. 

 Характерная  черта зодчества того времени  – создание крупных архитектурных  ансамблей, что особо проявилось  в Петербурге. По проекту

 Захарова  было возведено Адмиралтейство. По проекту А.А. Монферрана (1786-

1858) создан  Исаакиевский собор – самое  высокое здание того времени  в

 России. 

 Архитектурным  сооружениям Москвы этого времени  были свойственны черты лиризма,  интимности, простоты и уюта. Но  затем на смену классицизма  и ампира пришли различные  эклектические течения, в том  числе русско- византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А. Тона

(1794-1881) в  1839г. был заложен храм Христа  Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812г. 

 По примеру  новой и старой столиц преображались  и другие города России.  

 Архитектор  А.И. Мельников (1784-1854) представитель  позднего ампира, создал ансамбль  полукруглой в Одессе. По проекту  В.П. Стасова в Омске был  возведен Никольский казачий  собор. 

 Традиции  русской музыкальной культуры  сложились к концу XVIII в.  

 Композиторы  А.А. Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л.  

 Гурилев  (1803-1858), Н.А. Титов (1800-1875) в первой  половине XIXв. создали замечательные произведения камерного жанра. 

 Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804-

1857). По значению  вклада в развитие музыкальной  культуры Глинка занимает место,  равное Пушкину в литературу. Он заложил основу двух главных  направлений отечественной оперной  классики: народной музыкальной  драмы и оперы сказочно-этического  жанра. 

 Младшим  современником Глинки был А.страница  Даргомыжский (1813-1869). Вслед за Глинкой  он укреплял реализм в русской  музыке и первым создал народно- бытовую музыкальную драму – оперу “Русалка”. 

 Таким  образом, в русском музыкальном  искусстве к середине столетия  утвердились русские реалистические  традиции, стало все больше осознаваться  растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные  образы огромного звучания впитывались  мировой культурой. 

 §2. Культура  России во второй половине XIXв. Пореформенные годы 

 Прогресс  русской культуры, культуры других  народов России во второй половине XIXв. определялся общественно политическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х г.г., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др. 

Информация о работе Русская культура 19 века