Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:30, реферат
В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это в. небывалого взлета русской культуры, в., когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры.
Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4
§2. Культура России во второй половине XIXв. Пореформенные годы ……..8
§3. Две линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………...28
Блестящие
успехи русской исполнительной школы
стали достижением мировой музыкальной
культуры. Европейские страны и далекая
Америка смогли ознакомиться с мастерством
выдающихся русских музыкантов и с лучшими
произведениями русских композиторов.
Множество
концертных поездок за границу
совершил Рубинштейн, завоевав мировую
славу величайшего пианиста. Начиная
с 40-х годов, он регулярно
гастролировал по городам
Большим
успехом пользовалось
Венгрии,
Бельгии, Англии.
Блестящий
расцвет русской культуры
В изобразительном
искусстве второй половины XIX столетия
четко обозначены два периода.
Первый начинается с конца
50-х годов и охватывает все
60-е годы. Это было время, когда
антикрепостнические
Второй
этап – передвиженческий –
от 70-х годов до начала 90-х. Он
связан с деятельностью
Петербурга
и Москвы на широкую дорогу
всероссийского признания.
Передвиженческий
этап, как будет показано дальше,
отмечен и новыми успехами
в области художественного
Успехи
художников второй половины XIXв.
возникли не на пустом месте. У них были
предшественники – те мастера, которые
еще в первой половине века прокладывали
путь реализму в живописи и графике. К
ним относятся прежде всего А.Г. Венецианов,
один из крупнейших представителей бытовой
живописи начала XIXв., и его ученики.
Официально
художественной жизнью страны
ведала Академия художеств.
Основанная
еще в XVIIIв., она в течение почти вековой
истории была хорошей школой, которую
окончили все крупнейшие художники XVIII
и начала XIX веков.
В середине
50-х годов произошли
Широкие
круги русского общества были
недовольны существующими
В конце
1850-х годов в России
После
отмены крепостного права
России.
Строительство приобрело
Кризис
архитектуры как искусства
Николая
I в сухой, казарменный,
Во второй
половине века кризис еще
Так постепенно
менял свой стройный строгий
вид Петербург, его прекрасные,
уже сложившиеся улицы и
Таким
образом, если вторая половина
XIXв. для русского изобразительного искусства
стала эпохой расцвета, то эти же годы
для русской архитектуры были годами ее
деградации в художественном отношении.
Оценивая
в целом искусство второй
§3. Две
линии в русской культуре XIXв.
Две линии
видели мы в истории русской
культуры XIXв., линии, и сегодня так или
иначе определившие живые и продуктивные
тенденции национально-культурного развития,
а значит, сохраняющие до сих пор свою
актуальность и привлекательность в том
или ином отношении. Одну из них являет
“славянофильство” (идеология и культурная
политика представителей отечественной
мысли и литературного движения). Другая
– “западничество” наиболее ярко заявленная
в XIXв. революционными демократами (весьма
условны и чрезмерно политизированными),
а также их прямыми и косвенными предшественниками
и последователями – от Радищева до Плеханова
и Ленина.
Две линии в развитии русской культуры XIXв. осуществляли своего рода
“разделение
труда” внутри единой
“русский
ум” и т.п.
К идейным
исканиям славянофилов
“русского
культурного ренессанса” конца
XIX – начала XXв., демонстративно отталкивавшиеся
от наследия 60-70-х г.г. XIXв., затем писатели
и мыслители русской эмиграции, настроены
оппозиционно к советской власти и коммунистической
идеологии; далее все деятели русской
культуры, тяготевшие к религиозным исканиям
и течениям в русской литературе и философии.
В советской
культуре к славянофильской
“органичности”
искусства, принцип
Наследие
славянофилов интересовало и
тех литераторов, которые
Солженицын
и Шафаревич, Распутин и Белов,
Другая
линия в развитии русской
В постоянном
интересе к истокам русской
ментальности, к имманентным закономерностям
становления русской культуры
в ее национальном своеобразии,
Единство
и борьба центростремительной
и центробежной тенденции
По-другому
складывалась судьба
XIXв. своими
идеями, образами, настроениями, пафосом
революционное движение демократическую,
затем социалистическую революционно-освободительную
мысль, развивавшуюся нелегально.
Прямые
наследники центробежной силы
в развитии русской культуры
– большевики – после победы
в революции оказались в
Заключение
В первой половине XIXв. политика царизма направлена на сохранение сословной культуры общества и тем самым мешала формированию подлинно демократической культуры. И все же национальный подъем, вызванный победой в войне 1812г., ведущей ролью России в разгроме Наполеона, способствовал значительному прогрессу ее культуры. В это время создаются непреходящие эстетические ценности мирового значения в области искусств, начинается
“золотой
век” русской литературы. Отличительная
черта этой эпохи –
В период
преобразований начала XIXв. была реформирована
система народного просвещения. В 1802г.
появилось Министерство народного просвещения.
По положению об устройстве учебных заведений
(1803г.) было создано 6 учебных округов во
главе с попечителями и 4 разряда учебных
заведений: приходские, уездные училища,
гимназии в губернских городах и университеты.
Провозглашалась преимущественность
между школами всех ступеней.