Русская культура 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это в. небывалого взлета русской культуры, в., когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4
§2. Культура России во второй половине XIXв. Пореформенные годы ……..8
§3. Две линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.73 Кб (Скачать)

 Блестящие  успехи русской исполнительной школы стали достижением мировой музыкальной культуры. Европейские страны и далекая Америка смогли ознакомиться с мастерством выдающихся русских музыкантов и с лучшими произведениями русских композиторов. 

 Множество  концертных поездок за границу  совершил Рубинштейн, завоевав мировую  славу величайшего пианиста. Начиная  с 40-х годов, он регулярно  гастролировал по городам Западной  Европы. 

 Большим  успехом пользовалось концертирование  замечательной русской пианистки  А.Н. Есиповой, выступавшей в Австралии,  Германии, Франции,

 Венгрии,  Бельгии, Англии. 

 Блестящий  расцвет русской культуры второй  половины XIXв. ярко проявился и в изобразительном искусстве, искусстве реалистическом, истинно народном, глубоко национальным. Это было искусство гуманистическое, пронизанное идеями революционно-освободительного движения, отражающее борьбу шестидесятников и революционного народничества против крепостничества и самодержавия, имевшее большой общественный резонанс в демократических кругах русской интеллигенции. Посвященное народу, оно говорит с ним правдивым, простым и ясным языком. Никогда прежде у русских художников не было такой благодарной аудитории. 

 В изобразительном  искусстве второй половины XIX столетия  четко обозначены два периода.  Первый начинается с конца  50-х годов и охватывает все  60-е годы. Это было время, когда  антикрепостнические просветительские  настроения захватили широкие  круги русского общества. 

 Второй  этап – передвиженческий –  от 70-х годов до начала 90-х. Он  связан с деятельностью художников, членов Товарищества передвижных  художественных выставок, которые  вывели изобразительное искусство  из

 Петербурга  и Москвы на широкую дорогу  всероссийского признания. 

 Передвиженческий  этап, как будет показано дальше, отмечен и новыми успехами  в области художественного языка. 

 Успехи  художников второй половины XIXв. возникли не на пустом месте. У них были предшественники – те мастера, которые еще в первой половине века прокладывали путь реализму в живописи и графике. К ним относятся прежде всего А.Г. Венецианов, один из крупнейших представителей бытовой живописи начала XIXв., и его ученики. 

 Официально  художественной жизнью страны  ведала Академия художеств.  

 Основанная  еще в XVIIIв., она в течение почти вековой истории была хорошей школой, которую окончили все крупнейшие художники XVIII и начала XIX веков. 

 В середине 50-х годов произошли изменения.  После поражения в Крымской  войне и смерти Николая Россия  словно проснулась от летаргического  сна.  

 Широкие  круги русского общества были  недовольны существующими крепостническими  порядками. Всеми овладело критическое  настроение. Перед изобразительным  искусством встала важнейшая  задача – быть выразителем  передовых идей эпохи. 

 В конце  1850-х годов в России начинается  почти повальное увлечение журналистикой,  появляется множество сатирических  изданий, журналов, иногда таких  “тоненьких”, что их назвали  “уличные листки”. 

 После  отмены крепостного права ускорился  темп развития капитализма в

 России. Строительство приобрело огромный  размах. Сооружались банки, универсальные  магазины, фабричные здания, казармы  для рабочих, склады, вокзалы и  доходные дома. Цели торговой  конкуренции заставляли искать  наиболее дешевые, экономически  выгодные конструкции. Технический  процесс стал научной задачей  строителей. 

 Кризис  архитектуры как искусства начался  еще в 30-40-е годы, кода благородный  русский классицизм выродился  под высочайшим покровительством

 Николая  I в сухой, казарменный, казенный  стиль. 

 Во второй  половине века кризис еще более  усилился. Строили много, гораздо  больше, чем в первой половине  века, но часто в погоне за  прибылью заказчики требовали  от архитекторов только лишь  дешевизны в работе. Так возникли  унылые корпуса заводов и фабрик, тесно стоящие доходные дома  с дворами – колодцами. 

 Так постепенно  менял свой стройный строгий  вид Петербург, его прекрасные, уже сложившиеся улицы и площади. 

 Таким  образом, если вторая половина XIXв. для русского изобразительного искусства стала эпохой расцвета, то эти же годы для русской архитектуры были годами ее деградации в художественном отношении. 

 Оценивая  в целом искусство второй половины  века, можно заметить, что различные  его виды в разной степени  отразили передовые демократические  идеи времени. Последовательнее  и с наибольшей творческой  емкостью это сделала живопись. Традиции реалистического искусства  передвижников составляют подлинную  сокровищницу национального художественного  наследия. 

 §3. Две  линии в русской культуре XIXв. 

 Две линии  видели мы в истории русской  культуры XIXв., линии, и сегодня так или иначе определившие живые и продуктивные тенденции национально-культурного развития, а значит, сохраняющие до сих пор свою актуальность и привлекательность в том или ином отношении. Одну из них являет “славянофильство” (идеология и культурная политика представителей отечественной мысли и литературного движения). Другая – “западничество” наиболее ярко заявленная в XIXв. революционными демократами (весьма условны и чрезмерно политизированными), а также их прямыми и косвенными предшественниками и последователями – от Радищева до Плеханова и Ленина. 

 Две линии  в развитии русской культуры XIXв. осуществляли своего рода

 “разделение  труда” внутри единой национальной  культуры. Одна – культурно- самобытная в широком смысле – сосредоточила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры – примечательно к истории отечественной культуры, истории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национального самосознания русского народа. Эта специфика получала в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: “русское просвещение”, “русская мысль”, “русское воззрение”,

 “русский  ум” и т.п. 

 К идейным  исканиям славянофилов обращались  художники и мыслители

 “русского  культурного ренессанса” конца  XIX – начала XXв., демонстративно отталкивавшиеся от наследия 60-70-х г.г. XIXв., затем писатели и мыслители русской эмиграции, настроены оппозиционно к советской власти и коммунистической идеологии; далее все деятели русской культуры, тяготевшие к религиозным исканиям и течениям в русской литературе и философии. 

 В советской  культуре к славянофильской идеологии  и культурному почвенничеству  тяготели представители в той  или иной мере оппозиционных коммунистическому официозу сил русской культуры. В 20-е г.г. почвенническим идеям обращались представители группы “перевал”, обосновывая идею

 “органичности”  искусства, принцип творческого  самовыражения художника, его  не подвластности жестким требованиям  “социального заказа” революционного  государства. 

 Наследие  славянофилов интересовало и  тех литераторов, которые выступали  под лозунгами патриотизма, национального  возрождения России и русской  культуры, защиты русской культуры  от иностранного влияния, противостоя  официальной линии ортодоксально  коммунистического или либерально- демократического толка. К неославянофильской идеологии, так или иначе, тяготели в рамках советской, позднетоталитарной культуры – писатели, критики и мыслители почвеннической, самобытно русской аристократии:

 Солженицын  и Шафаревич, Распутин и Белов,  и др. их относительная оппозиционность  правящему режиму каждый раз  выражалась в стремлении охранить  и по возможности усилить национально-культурное  своеобразие – в противовес  размыванию и разрушению национальной  специфики в духе коммунистического  интернационализма или космополитического  либерализма. 

 Другая  линия в развитии русской культуры  – радикально модернизаторская, западническая по идеям и идеалам,  “революционно-освободительная” –  направлена вширь, за пределами ее национального своеобразия. Проникнутая идеями поступательного прогресса, а вместе с ним и историзма, эта линия русской культуры обращает свое внимание по преимуществу на изменчивое содержание национальной культуры; акцентирует ее протеизм, что стимулируется самим ходом общественно-исторического развития. Ориентируясь на отвлеченные представления о критериях общечеловеческого прогресса, разума, цивилизации, мировой культуры, представители этой линии стремились вывести, извлечь, и “вырвать” русскую национальную культуру из заданных национально-специфических условий ее возникновения и становления, преодолев их; разрушить назвавшиеся искусственными границы, отделившие русскую культуру от развитых культур Запада; уничтожить внешние, преимущественно социально-политические ограничения, препятствующие росту и прогрессивному развитию отечественной культуры, вызывающие ее отставание и консерватизм. 

 В постоянном  интересе к истокам русской  ментальности, к имманентным закономерностям  становления русской культуры  в ее национальном своеобразии,  к устойчивым, относительно постоянным  и определенным составляющим  национального характера и самосознания  русского народа – безусловная  заслуга этой линии в развитии  отечественной культуры. Эта линия  получила название центростремительной  – характеризует направленность  всего миросозерцания, всех творческих  и исследовательских усилий, всех  ценностно- смысловых ориентацией вглубь: на осмысление исторически ускоренных процессов национальной культуры; на выявление тех ее глубинных механизмов и тяготений, которые и образуют “целое” национальной культуры – при всем многообразии ее содержания и форм; на закрепление и узаконение наиболее устойчивых, исторически мало меняющихся смысловых структур, традиций, символов и ассоциаций на самосохранение, а подчас и обособление национальной культуры в семантическом поле мировой культуры в качестве неповторимого, уникального духовно-практического образования. 

 Единство  и борьба центростремительной  и центробежной тенденции оказывается  принципиальным конструирующим  моментом для русской культуры. 

 По-другому  складывалась судьба радикально-демократической  идеологии. На протяжении большей  части своей дореволюционной  истории эта идеология выступала  не просто как оппозиционная  к официальному идеологическому  курсу, но и прямо как противоборствующая  ему “подрывная деятельность”,  дестабилизирующая культуру мира. Эта линия развития культуры  отечества воплощала в себе  критическое, “отрицательное”,  более или менее разрушительное  начало по отношению к официальной  культуре; она питала в

XIXв. своими идеями, образами, настроениями, пафосом революционное движение демократическую, затем социалистическую революционно-освободительную мысль, развивавшуюся нелегально. 

 Прямые  наследники центробежной силы  в развитии русской культуры  – большевики – после победы  в революции оказались в положении  не просто представителей господствующей, приоритетной культуры, но и единственной  официально признанной, монопольной,  вообще возможной. 

 Заключение 

 В первой  половине XIXв. политика царизма направлена на сохранение сословной культуры общества и тем самым мешала формированию подлинно демократической культуры. И все же национальный подъем, вызванный победой в войне 1812г., ведущей ролью России в разгроме Наполеона, способствовал значительному прогрессу ее культуры. В это время создаются непреходящие эстетические ценности мирового значения в области искусств, начинается

 “золотой  век” русской литературы. Отличительная  черта этой эпохи – демократизация  культуры, увеличение числа ее  деятелей из непривилегированных  сословий, начало широкого распространения  лучших достижений русской и  мировой культуры. 

 В период  преобразований начала XIXв. была реформирована система народного просвещения. В 1802г. появилось Министерство народного просвещения. По положению об устройстве учебных заведений (1803г.) было создано 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии в губернских городах и университеты. Провозглашалась преимущественность между школами всех ступеней. 

Информация о работе Русская культура 19 века