Н.И. Пирогов
(1810-1881) в 1856г. опубликовал в
“Морском сборнике” статью “Вопросы
жизни”, с которой началось широкое
обсуждение проблемы воспитания
и образования. В ходе обсуждения
появились специальные педагогические
журналы, различные по своей
направленности и с разных
позиций обсуждавшие затронутые
вопросы.
Однако
ограниченность воззрений Пирогова,
вытекающая из его либеральных
иллюзий, не умаляет значения
той большой деятельности, которую
он развернул на поприще просвещения,
выработав свою программу преобразований
учебных заведений России, свою
методику обучения. Прогрессивные
педагогические взгляды Пирогова
имели большое общественное звучание
в развернувшейся борьбе против
рутины, схоластики николаевской
школы. И именно ее приветствовали
и поддерживали Герцен, Чернышевский
и Добролюбов, критикуя вместе
с тем его слабые стороны.
Реформы
60-х годов в области образования
последовали за крестьянской
реформой 1861г. в области суда,
управления, местного самоуправления,
цензуры и других сторон русской
жизни, и свидетельствовали о
том, что феодальная монархия
делала шаг на пути превращения
ее в буржуазную монархию.
Преобразования
в области просвещения, как
и все реформы 60-ч годов,
проводимые государством помещиков-крепостников,
носили половинчатый характер.
Реформированная
школа по-прежнему находилась
под полным контролем царской
бюрократии и духовенства и
продолжала сохранять сословно-
крепостнические пережитки. Встав на путь
преобразований под давлением общественного
подъема конца 50-х – начала 60-х годов, правительство
уже во второй половине 60-х годов начинает
наступление на реформированную школу,
усиливает религиозно-нравственный характер
воспитания.
И если
народное образование в России
второй половины XIXв. сделало шаг вперед,
выработало прогрессивные методы обучения
и воспитания, подготовило замечательную
плеяду деятелей науки и культуры, то в
этом заслуга передовых поборников русского
просвещения. Именно они в борьбе или в
обход официальной правительственной
политики способствовали этим успехам,
заражая своим примером широкие круги
демократической молодежи, стремившейся
передать свои знания народу.
В 1860г.
после четырехлетней работы, было
завершено, наконец, составление
проекта реформы начальной школы.
Его опубликовали в печати
и подвергли широкому обсуждению.
С учетом
поступивших замечаний в 1862г.
Министерство народного просвещения
создает новый “Проект устройства
общеобразовательных учебных заведений”.
Он содержал некоторые прогрессивные
начала, предусматривал, например, необходимую
связь и преемственность между
низшей и средней школой.
Однако
утвержденной 14 июля 1864г. “Положение о
начальных народных училищах” значительно
отличалось от проекта 1862г. В нем не было
и следа какой-либо связи и преемственности
между начальной и средней школы, а главной
задачей начальной школы определилось
“утверждение о народе религиозных и
нравственных понятий и распространение
первоначальных полезных знаний”. Под
этими “знаниями” понималось изучение
закона божьего, церковного пения, чтение
русской и церковнославянской печати,
письмо и четыре действия арифметики.
В соответствии
с “Положением” 1864г. для руководства
начальными народными училищами
учреждались уездные и губернские
училищные советы.
Несмотря
на то, что “Положение о земских
учреждениях” 1864г. отводило земствам
в деле народного образования
весьма скромную роль, с течением
времени они стали уделять
школам все большее внимание,
а такие земства, как
Екатеринославское,
Таврическое и Вятское, уже
с самого начала активно действуют
в этом направлении.
В 60-х
годах сложился тот основной
тип трехгодичной земской школы
с одним учителем, который был
распространен и на все остальные
сельские начальные школы. Одновременно
широкое развитие получают крестьянские
школы грамоты. Возникавшие по
собственному почину населения
и на его средства, эти школы
способствовали развитию земских
школ, в которые они начали
преобразовываться в 70-80г.г. XIXв.
Согласно
официальным данным, число учащихся
низших учебных заведений
России
в 1863г. по всем ведомствам
составляло 954 600 человек. Данные
эти значительно преувеличены. На
протяжении же 60-х годов не
наблюдалось большого увеличения
количества школ и учащихся
в них.
Каракозовский
выстрел 4 апреля 1866г. послужил
сигналом для усиления репрессий
и наступления на просвещение.
Одной
из первых мер правительства
в наступлении на народное
образование было назначение
на пост министра народного
просвещения Д.А. Толстого, ярого
сторонника реакционного курса,
вошедшего в состав комиссии
по выработке мер для борьбы
против социализма и нигилизма.
В 1871г.
было утверждено новое “Положение
о народных училищах”. Не внося
в изменения в структуру начальной
школы, оно коренным образом
изменяло управление Народными
училищами, однако Александр II
считал, что на страже народной
школы должно стоять верное
дворянство, которое поможет правительству
бдительным наблюдением на месте
к ограждению оной от тлетворных
и пагубных влияний.
К середине
70-х годов было значительно
увеличено число инспекторов,
что мотивировалось необходимостью
большего усиления контроля за школой
в связи с получившим в это время широкое
распространение “хождением в народ”.
Министерство
стремилось не допускать какой-либо
связи и преемственности между
начальной и средней школой. Начальная
народная школа рассматривалась
как сословная школа.
Общие
условия и особенности развития
науки. Реформа 1861г. и вступление
России
на путь капитализма создали
новые условия для развития
научной мысли. Несмотря на
сохранение пережитков крепостничества
в стране, производительные силы
в пореформенный период, получили
значительно большие возможности для
своего роста.
Для развития
естествознания второй половины
XIXв. характерными были дифференциация
наук и появление таких новых отраслей
как почвоведение, стратиграфия, палеография,
петрография и многие другие.
Передовая
русская наука развивалась в
неразрывной связи с революционно-
демократической философией, которая
способствовала формированию стихийного
естественнонаучного материализма у многих
деятелей естественных наук.
Отличительной
стороной русской науки той
эпохи была ее демократизация,
наличие в ней свежих сил
разночинной демократической молодежи.
Русская
наука во второй половине XIXв.
развивается в неразрывной связи с достижениями
мировой культуры, внося в это развитие
неоценимый вклад.
Борьба
передовых демократических элементов
с реакционным направлением в
русской науке второй половины
XIXв. завершилось событием всемирно –
исторической значимости – в 90-х годах
Россия стала родиной ленинизма – высшего
достижения русской и мировой культуры.
Периодическую
печать этого времени характеризует
большое оживление.
Вступление
России на путь капиталистического
развития, общественный подъем после
Крымской войны, смерть Николая
I и ослабление цензурного гнета,
хотя законы о печати и оставались
неизменными до 1865г., таковы предпосылки
этого оживления. Кроме новых “толстых”
журналов, которые вместе с прежними задавали
тон в печати, появилось много специализированных,
сельскохозяйственных, педагогических,
посвященных различным видам искусства,
рассчитанных на различные группы и слои
населения России.
Особенно
выросла газетная периодика, в
том числе провинциальная, чему
способствовала отмена запретов
на издание частных газет и
журналов универсального характера.
Смягчив
цензурный режим, правительство
Александра II пыталось воздействовать
на общественное мнение с помощью
собственных органов печати.
Например,
газеты Министерства внутренних
дел “Северская почта”.
Ожесточенные
споры в печати, в том числе
и между демократами, шли и
по другим насущным проблемам.
Выступление “Колокола” против
“Современника” были связаны
с либеральными колебаниями Герцена,
а споры между
“Современником”
и “Русским словом” отразили
мучительные теоретические искания
деятелей революционной демократии
в трудное для нее время.
Вместе с тем они предвещали
новый этап в развитии демократического
движения в стране.
Реалистическая
литература 60-х годов с большим
успехом развивала традиции Пушкина,
Лермонтова, Гоголя и писателей
натуральной школы. Она была
представлена прозаиками и поэтами
разных поколений, идейно-творческих
позиций и разной степени дарования.
В ее многообразии с большей
отчетливостью, чем в предыдущий
период, проявились две основные
тенденции.
Необходимо
отметить, что в развитии реалистической
литературы рассматриваются два
течения. Они нередко враждовали,
по каждому из них и обоим
вместе противостояли литературные
течения, всецело связанные с
либеральными политическим кругами.
Первое из них представляли
авторы произведений так называемой
“обличительной” литературы, в
критике русских порядков не
поднимавшейся выше дозволенного
и произведений, в которых
“новые
люди” изображались как приверженцы
теории и практики “малых дел”,
т.е. мелочной реформаторской
деятельности, не затрагивающей
самих основ существующего строя;
второе – реакционное течение
представляли авторы антинигилистских
романов, где “новые люди”
изображались явно клеветнически,
как нравственные уроды и преступники.
Смена
периодов в русском освободительном
движении сказалась и на развитии
поэзии, вызвав одну из крупнейших
в ее истории перегруппировку
сил. К началу 60-х годов полностью
исчерпали себя не только эпигонский
романтизм в лице, например, В.Г.
Бенедиктова, но и поэзия славянофилов,
представлявшая собой разновидность
поэзии романтической.
Становление
и развитие чистой поэзии было
во многом определено творческими
принципами романтизма.
Однако
в связи с требованиями времени
ее творцы отказались от изображения
демонических чувств, экзотики, непременной
приподнятости слога и других
романтических условностей, но
сохранили субъективистское восприятие
мира. Реальные предметы и явления
служили для них лишь условными
знаками или импульсами для
выражений собственного духовного
мира.
Одним
из главных мотивов лирики
поэтов “чистого искусства”
является мотив слияния с природой,
погружения в ее тайны и
красоту. Но сущность слияния
и погружения они видят не
в постижении реальной жизни
природы и ее реальной красоты.
Главное для них – собственные
сокровенные чувства, раскрытие
самих себя.
Гражданская
поэзия демократов основывалась
на традициях и принципах, нередко
прямо противоположных “чистой
поэзии”. Для нее огромное
значение имел осмысленный с
точки зрения новых задач освободительной
борьбы опыт поэзии декабристов,
проникнутой гражданским пафосом,
поэзии Лермонтова с ее неукротимым
духом протеста, поэзии Кольцова,
связанной своими корнями с
устным народным творчеством,
сатирой Гоголя и свойственной
ему патетикой.
Новаторство
поэтов – демократов неразрывно
с идеей полного социального
переустройства, ставшей для них
“идеей века”, с революционно-критическим
отношением к действительности,
диктуемым кровной близостью
к народу и готовностью к
любым жертвам во имя его
счастья.