Русская культура 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это в. небывалого взлета русской культуры, в., когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4
§2. Культура России во второй половине XIXв. Пореформенные годы ……..8
§3. Две линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.73 Кб (Скачать)

 Определяя  особенности развития культуры  этого периода, следует назвать,  во-первых, огромное воздействие  демократических и социалистических  идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный  поиск русской интеллигенцией  справедливости, правды – истины, ее веру в особую миссию  русского народа; в-третьих, русская  культура, с успехом вбиравшая  достижения культур других народов,  провозгласившая свободу, разум,  счастье для всех людей, независимо  от их социального происхождения  и положения, языка и вероисповедания,  вызвала к себе огромный интерес  во всем мире. 

 По подсчетам  историков в середине XIXв. число грамотных людей составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях – 18 тыс., а в 6 университетах – 3,5 тыс. студентов. Восемьдесят процентов учащихся средней и высшей школ были дворяне. 

 В период  школьных реформ 60-х г.г. для  низших сословий расширилась  сеть начальных школ, народных  городских, сельских и уездных  училищ, церковно- приходских школ. В городах также возникали  новые учебные заведения –  воскресные школы для взрослых. С конца 80-х г.г. их деятельность  активизировалась. 

 Но основным  звеном начального образования  была земская общественная школа.  В 1864-1874г.г. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения. 

 В пореформенные  годы были созданы всесословные  женские гимназии, а также высшие  женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882г. был открыт  женский медицинский институт. К  концу XIXв. в России функционировало более

60-ти государственных  вузов, в которых обучалось  около 30 тыс. студентов. 

 Тяга  к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов  на начальное образование нес  народ. 

 В целом  возможности российского образования  отставали от потребностей страны. Полиграфическая промышленность, ставшая  во второй половине XIXв. отдельной отраслью капиталистического производства, увеличила выпуск продукции. 

 В 80-90-х  г.г. крупными издателями были  И.Д. Сытин (1851-1934), выпускавший  большими тиражами дешевые книги  для народа; братья А.Н. и И.Н.  

 Гранаты,  А.страница Суворин (1834-1912), Ф.Ф.  Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин

(1862-1938). 

 Во второй  половине XIXв. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек. 

 В Москве  также были открыты Исторический, Политехнический музеи,

 Третьяковская  галерея. В Петербурге в 1898г.  был открыт Императорский

 Русский  музей. 

 Несмотря  на факторы, сдерживающие научный  прогресс, вторая половина

XIXв. – это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку.  

 Российская  наука развивалась в тесной  связи с европейской и американской  наукой. Русские ученые принимали  участие в экспериментальных  и лабораторных исследованиях  в научных центрах Европы и  Северной Америки. 

 В стране  возникали новые научные центры: Общество людей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество  русских врачей, Русское техническое  общество (1866). 

 Крупным  центром математических исследований  стал Петербург, где сложилась  математическая школа, связанная  с именем выдающегося математика

 П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор  оказывающие влияние на развитие  науки, относятся к теории приближения  функций, теории чисел и теории  вероятностей. 

 Гениальным  ученым-химиком, создавшим периодическую  систему химических элементов,  был Д.И. Менделеев (1834-1907). Работа  его “Основы химии” была переведена  на многие европейские языки,  а в России только прижизненно  была издана 8 раз. 

 Мировую  известность приобрели открытия  А.страница Попова (1859-1905). 25 апреля 1825г.  на заседании Русского физико-химического  общества об изобретении им  прибора для приема и регистрации  электромагнитных сигналов, а затем  продемонстрировал работу “грозоотметчика”  – радиоприемника, нашедшего очень  скоро практическое применение. 

 А.Ф. Можайский  (1825-1890) исследовал возможности создания  испытательных аппаратов. В 1876г.  с успехом прошла демонстрация  полетов его моделей. 

 Выдающееся  значение имели работы К.Э.  Циолковского (1857-1935), одного из пионеров  космонавтики: нашел решения конструкции  ракет и ракетных двигателей. 

 Крупные  научные и технические открытия  были сделаны физиком П.Н.  

 Лебедевым  (1866-1912), который доказал и измерил  давление света. 

 Огромны  были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый  ряд законов развития организмов. Научные интересы И.П. Павлова  (1849-1936) представляла физиология  мозга. Он создал основанное  на опыте учение о высшей  нервной деятельности. 

 Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843-

1920). Он исследовал  явление фотосинтеза, доказав  применимость закона сохранения  энергии к органическому миру. 

 Большой  интерес в мире вызвали экспедиции  по изучению Средней и

 Центральной  Азии, Уссурийского края Н.М. Пржевальского  (1839-1888), впервые описавшего природу  этих регионов. Он внес огромный  вклад в исследование флоры  и фауны этих регионов. 

 Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) – русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную  Азию,

 Австралию,  на острова Океании он провел  ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего  дня своего значения. 

 Общественно-политическая  жизнь, рост национального самосознания, усиление классовой борьбы вызвали  развитие гуманитарных наук. В  области историко-экономической  науки одной из серьезных работ  была книга В.В. Берви-

 Флеровского  “Положение рабочего класса в  России”. 

 В пореформенные  годы получили разработку филология  и лингвистика. И.И.  

 Срезневский  (1812-1880) подготовил работы по истории  старославянского языка и древнерусской  литературе. Его заслугой является  также создание петербургской  школы славистов. В.И. Даль (1801-1872) – создатель “Толкового словаря  живого великорусского языка”, который  в отличие от академических  словарей того времени, содержит  лексику живой народной речи. 

 Разработка  истории России осуществлялась  рядом крупных историков. В  50-

70-х г.г.  над 29-томным изданием “История  России с древнейших времен”  работал талантливый русский  историк страницаМ. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического  материала он показал переход  от родовых отношений к государственности,  роль самодержавия в истории  России. 

 Господствующим  направлением в литературе и  искусстве второй половины

XIXв. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно- преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления. 

 На вторую  половину XIXв. и первую половину XXв. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910). 

 После  смерти великого писателя в  мире произошли огромные изменения,

 Толстой  остался притягательным для всех  потому, что он стал нравственным  авторитетом для людей всего  мира, ибо он в своем творчестве  ставил вопросы, которые волнуют  людей и поныне, и разрешал  их с гуманистических позиций. 

 К 80-м  г.г. относится начало творчества  А.П. Чехова (1860-1904). 

 В 80-х г.г. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко (1853-

1921) – писатель-демократ. 

 М. Горький  (1868-1936), рано познавший суровую  школу жизни, полную

 “свинцовых  мерзостей”, в начале литературной  деятельности развивал лучшие  традиции романтизма XIXв. 

 На рубеже  веков критическим реализмом  было проникнуто также творчество  таких замечательных писателей  как В.В. Вересаев (1867-1945), который  отразил в своих произведениях  духовные искания интеллигенции  в этот период. 

 Правдивое  отражение действительности, осмысление  ее с точки зрения соответствия  общественному прогрессу, изображение,  призванное помочь людям понять  эту действительность, отзывчивость  на насущные вопросы, желание  видеть народ свободным и счастливым  – вот, что отличало творчество  писателей реалистов. 

 Литература  России представлена не только  произведениями русских писателей  – она многонациональна. Передовые  идеи, понимание истории, художественные  средства писатели народов России  черпали в русской классической  литературе. 

 С развитием  литературы неразрывно связаны  музыка, живопись, театр.  

 Конец  XIX начало ХХв.в. – период достижений  русской музыкальной культуры, связанных  с именами П.И. Чайковского,  М.П. Мусорского, Н.А. Римского-

 Корсакова,  страницаВ. Рахманинова и многих  других. 

 В музыкальной  культуре второй половины XIXв. Особое место занимает

 “Могучая  кучка” или “Новая музыкальная  школа”. Задачи и эстетические  позиции членов кружка сложились  под влиянием взглядов русского  художественного и музыкального  критика В.В. Стасова (1834-1906). 

 Композиторы  “Могучей кучки” в своем творчестве  развеяли традиции классической  музыки М.И. Глинки и А.страница  Даргомыжского, широко раздвинули  границы жанров симфонической,  оперной, инструментальной музыки. В период деятельности “Могучей  кучки” были созданы одни из  лучших произведений кружковцев. 

 Поворот  русского изобразительного искусства  к критическому реализму обозначился  в конце 50-х г.г. XIXв. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г.  

 Мясоедова,  Н.Н. Ге, В.Г. Перова в Товарищество  передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал  И.Н. Крамской. 

 Цель  Товарищества была определена  как необходимость пропаганды  живописи русских художников. 

 Уже первая  выставка картин передвижников  в 1871г. показала, что сложилось  новое направление в живописи, для которого характерны отказ  от академических канонов, переход  к критическому реализму. 

 Товарищество  объединяло все талантливые художественные  силы России. 

 В истории  русской педагогики и просвещения  середины второй половины

XIXв. Выдающееся место принадлежит замечательным русским деятелям культуры: ученому-медику Н.И. Пирогову, педагогу К.Д. Ушинскому, ученому-анатому и педагогу П.Ф. Лесгафту и писателю Л.Н. Толстому. Противоречивые и умеренные по своим политическим взглядам, лучшие представители русской педагогической мысли в своей практической деятельности разработали передовые для той эпохи методы и систему воспитания, поставили ряд вопросов имевших целью преодолеть безграмотность и невежество народа. Во всей своей деятельности они руководствовались чувством высокой любви к родине и ее народу. 

Информация о работе Русская культура 19 века