Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 09:07, реферат
Просвещение и образование. Наука. Балет. Живопись и скульптура.
Русская культура 1-ой половины 19 века
Проникновение элементов капиталистических
отношений в экономику усилило
потребность в грамотных и
образованных людях. Города стали основными
культурными центрами. Культура развивалась
на фоне возрастающего национального
самосознания русского народа. Существенное
влияние оказала Отечественная Война
1812г. Однако консервативные тенденции
в политике императоров Александра 1 и
Николая 1 сдерживали развитие культуры.
Просвещение и образование. В России оформилась
замкнутая сословная система просвещения
и образования. Школьное обучение не было
предусмотрено для крепостных. Для гос-ных
крестьян были предусмотрены приходские
училища(1 год). Образцовым заведение стал
Царско-сельский лицей.(Пушкин, Пущин,
Дельвиг)
Широко была распространена система домашнего
образования. Отсутствовало женское образование,
только несколько закрытых институтов.
В политике правительства доминировали
консервативные тенденции в отношении
начального и среднего образования. Однако
открывались новые университеты ( В Петербурге,
Харькове, Казани). Однако у университетов
не было автономии и была высокая плата.
Университеты стали основными центрами,
пропагандировавшими современные научные
достижения и формировавшими национальное
самосознание. Складывался слой русской
интеллигенции.(поэт Кольцов, публицист
Полевой.)
Наука. Началось выделение самостоятельных
научных дисциплин. Вели свою деят-ть ученые
(биолог Павлов, математик Лобачевский,
создавший неевклидову геометрию, астроном
Струве.) Важные открытия в области электротехники,
механики, биологии. Создание электромоторов,
первый паровой двигатель (братья Черепановы),
1-ая железная дорога.
Был осуществлен ряд экспедиций. Крузенштерн
и Лисянский (Аляска и Камчатка). Белиинсгаузен
и Лазарев (открыли Антарктиду).
Гуманитарные науки выделились в особую
отрасль. Усилилось стремление познавать
Русскую историю. Было опубликовано “Слово
о полку Игореве”, 8 томов “История гос-ва
Российского” Н.М. Карамзина.29 томов “
История России с древнейших времен”
С.М. Соловьева. Важной задачей в процессе
становления национальной культуры была
разработка правил русского литературного
и разговорного языка, т.к. многие дворяне
не умели не читать. не писать на русском
языке.
В литературе этот век называли “золотым
веком”. Классицизм уступил место сентиментализму
(“Бедная Лиза” Карамзина.). Героические
события войны 1812 г. способствовали проявлению
романтизма. Во второй четверти 19 века
начал утверждаться реализм. В России
основоположником стал Пушкин. (Евгений
Онегин)
Большое значение имела деят-ть толстых
литературных журналов “Современник”
и “Отечественные записки”. Театр. В первой
половине XIX в. в России театральная жизнь
вступила в новую фазу. Существовали различные
виды театров. По-прежнему широко были
распространены крепостные театры, принадлежавшие
русским аристократическим фамилиям (Шереметевым,
Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных
театров было немного (Александрийский
и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый
в Москве). Они находились под мелочной
опекой администрации, которая постоянно
вмешивалось в репертуар и подбор актеров.
Это тормозило театральное творчество.
Начали появляться частные театры, которые
то разрешались, то запрещались властями.
Драматический театр развивался под воздействием
тех же тенденций, что и литература. В нем
в начале XIX в. господствовали классицизм
и сентиментализм. Позднее появились романтические
пьесы. Ставились произведения европейских
(Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных
авторов. Крупным событием культурной
жизни России стала постановка пьесы Н.В.
Гоголя "Ревизор".
Балет. Особое место в культурной жизни
России занимало балетное театральное
искусство. Оно развивалось в тесной связи
и под влиянием отечественной литературы.
Уходили в прошлое балеты "чистейшего
классицизма". Им на смену приходили
сентиментальные мелодрамы и романтические
постановки. В репертуаре появились балеты,
сюжет которых был подсказан отечественной
литературой ("Руслан и Людмила",
"Бахчисарайский фонтан", "Кавказский
пленник" А.С. Пушкина). Музыка. В первой
половине XIX в. открылась новая страница
в истории отечественной музыкальной
культуры. Композиторы не стремились к
заимствованиям у немецкой, итальянской
и французской школ. Многовековое народное
творчество создало основу для развития
национальной музыкальной школы. Сочетание
народных мотивов с романтизмом обусловило
появление особого жанра - русского романса
(А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев).
Особое место в истории русского музыкального
искусства занимал композитор М.И.Глинка.
В его творчестве искусно переплетались
классические каноны европейской музыкальной
культуры с русскими народными мелодиями.
Живопись и скульптура. Для русского изобразительного
искусства также были характерны романтизм
и реализм. Однако официально признанным
методом был классицизм. Академия художеств
стала консервативным и косным учреждением,
препятствовавшим любым попыткам свободы
творчества. Она требовала строго следовать
канонам классицизма, поощряла написание
картин на библейские и мифологические
сюжеты. Молодых талантливых русских художников
не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому
они чаще, чем прежде, обращались к портретному
жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи
был О.А. Кипренский. Реалистическую манеру
отражали произведения В.А. Тропинина.
Художественные и идейные искания русской
общественной мысли, ожидание перемен
отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний
день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление
Христа народу",
В первой половине XIX в. в русскую живопись
входит бытовой сюжет. На рубеже XVIII—XIX
вв. наметился подъем русской скульптуры.
И.П. Мартос создал первый в Москве памятник
- К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади.
Архитектура и градостроительство. Русская
архитектура 1 половины XIX в. связана с
традициями позднего классицизма. Характерная
черта - создание крупных ансамблей. Это
особенно проявилось в Петербурге, в котором
многие кварталы поражают своим единством
и гармоничностью. По проекту АД. Захарова
было воздвигнуто здание Адмиралтейства.
От него разошлись лучи петербургских
проспектов. По проекту А.А. Монферрана
был создай Исаакиевский собор - самое
высокое здание России того времени.
Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась
в традициях классицизма, но с меньшим
размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным
ансамблем стала Манежная площадь со зданиями
университета (перестроенными Д.И. Жилярди),
Манежа и Александровского сада (архитектор
О.И. Бове).
Существенные преобразования затронули
лишь центр старой столицы России. В целом
же ее облик изменился мало, она оставалась
деревянной и архаично застроенной.