Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 09:07, реферат
Просвещение и образование. Наука. Балет. Живопись и скульптура.
Русская культура 1-ой половины 19 века
 
 
Проникновение элементов капиталистических 
отношений в экономику усилило 
потребность в грамотных и 
образованных людях. Города стали основными 
культурными центрами. Культура развивалась 
на фоне возрастающего национального 
самосознания русского народа. Существенное 
влияние оказала Отечественная Война 
1812г. Однако консервативные тенденции 
в политике императоров Александра 1 и 
Николая 1 сдерживали развитие культуры. 
 
Просвещение и образование. В России оформилась 
замкнутая сословная система просвещения 
и образования. Школьное обучение не было 
предусмотрено для крепостных. Для гос-ных 
крестьян были предусмотрены приходские 
училища(1 год). Образцовым заведение стал 
Царско-сельский лицей.(Пушкин, Пущин, 
Дельвиг) 
 
Широко была распространена система домашнего 
образования. Отсутствовало женское образование, 
только несколько закрытых институтов. 
В политике правительства доминировали 
консервативные тенденции в отношении 
начального и среднего образования. Однако 
открывались новые университеты ( В Петербурге, 
Харькове, Казани). Однако у университетов 
не было автономии и была высокая плата. 
Университеты стали основными центрами, 
пропагандировавшими современные научные 
достижения и формировавшими национальное 
самосознание. Складывался слой русской 
интеллигенции.(поэт Кольцов, публицист 
Полевой.) 
 
Наука. Началось выделение самостоятельных 
научных дисциплин. Вели свою деят-ть ученые 
(биолог Павлов, математик Лобачевский, 
создавший неевклидову геометрию, астроном 
Струве.) Важные открытия в области электротехники, 
механики, биологии. Создание электромоторов, 
первый паровой двигатель (братья Черепановы), 
1-ая железная дорога. 
 
Был осуществлен ряд экспедиций. Крузенштерн 
и Лисянский (Аляска и Камчатка). Белиинсгаузен 
и Лазарев (открыли Антарктиду).  
 
Гуманитарные науки выделились в особую 
отрасль. Усилилось стремление познавать 
Русскую историю. Было опубликовано “Слово 
о полку Игореве”, 8 томов “История гос-ва 
Российского” Н.М. Карамзина.29 томов “ 
История России с древнейших времен” 
С.М. Соловьева. Важной задачей в процессе 
становления национальной культуры была 
разработка правил русского литературного 
и разговорного языка, т.к. многие дворяне 
не умели не читать. не писать на русском 
языке. 
 
В литературе этот век называли “золотым 
веком”. Классицизм уступил место сентиментализму 
(“Бедная Лиза” Карамзина.). Героические 
события войны 1812 г. способствовали проявлению 
романтизма. Во второй четверти 19 века 
начал утверждаться реализм. В России 
основоположником стал Пушкин. (Евгений 
Онегин) 
 
Большое значение имела деят-ть толстых 
литературных журналов “Современник” 
и “Отечественные записки”. Театр. В первой 
половине XIX в. в России театральная жизнь 
вступила в новую фазу. Существовали различные 
виды театров. По-прежнему широко были 
распространены крепостные театры, принадлежавшие 
русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, 
Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных 
театров было немного (Александрийский 
и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый 
в Москве). Они находились под мелочной 
опекой администрации, которая постоянно 
вмешивалось в репертуар и подбор актеров. 
Это тормозило театральное творчество. 
Начали появляться частные театры, которые 
то разрешались, то запрещались властями. 
 
Драматический театр развивался под воздействием 
тех же тенденций, что и литература. В нем 
в начале XIX в. господствовали классицизм 
и сентиментализм. Позднее появились романтические 
пьесы. Ставились произведения европейских 
(Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных 
авторов. Крупным событием культурной 
жизни России стала постановка пьесы Н.В. 
Гоголя "Ревизор". 
 
Балет. Особое место в культурной жизни 
России занимало балетное театральное 
искусство. Оно развивалось в тесной связи 
и под влиянием отечественной литературы. 
Уходили в прошлое балеты "чистейшего 
классицизма". Им на смену приходили 
сентиментальные мелодрамы и романтические 
постановки. В репертуаре появились балеты, 
сюжет которых был подсказан отечественной 
литературой ("Руслан и Людмила", 
"Бахчисарайский фонтан", "Кавказский 
пленник" А.С. Пушкина). Музыка. В первой 
половине XIX в. открылась новая страница 
в истории отечественной музыкальной 
культуры. Композиторы не стремились к 
заимствованиям у немецкой, итальянской 
и французской школ. Многовековое народное 
творчество создало основу для развития 
национальной музыкальной школы. Сочетание 
народных мотивов с романтизмом обусловило 
появление особого жанра - русского романса 
(А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев). 
 
Особое место в истории русского музыкального 
искусства занимал композитор М.И.Глинка. 
В его творчестве искусно переплетались 
классические каноны европейской музыкальной 
культуры с русскими народными мелодиями. 
 
Живопись и скульптура. Для русского изобразительного 
искусства также были характерны романтизм 
и реализм. Однако официально признанным 
методом был классицизм. Академия художеств 
стала консервативным и косным учреждением, 
препятствовавшим любым попыткам свободы 
творчества. Она требовала строго следовать 
канонам классицизма, поощряла написание 
картин на библейские и мифологические 
сюжеты. Молодых талантливых русских художников 
не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому 
они чаще, чем прежде, обращались к портретному 
жанру. 
 
Ярким представителем романтизма в живописи 
был О.А. Кипренский. Реалистическую манеру 
отражали произведения В.А. Тропинина. 
Художественные и идейные искания русской 
общественной мысли, ожидание перемен 
отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний 
день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление 
Христа народу", 
 
В первой половине XIX в. в русскую живопись 
входит бытовой сюжет. На рубеже XVIII—XIX 
вв. наметился подъем русской скульптуры. 
И.П. Мартос создал первый в Москве памятник 
- К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади.  
 
Архитектура и градостроительство. Русская 
архитектура 1 половины XIX в. связана с 
традициями позднего классицизма. Характерная 
черта - создание крупных ансамблей. Это 
особенно проявилось в Петербурге, в котором 
многие кварталы поражают своим единством 
и гармоничностью. По проекту АД. Захарова 
было воздвигнуто здание Адмиралтейства. 
От него разошлись лучи петербургских 
проспектов. По проекту А.А. Монферрана 
был создай Исаакиевский собор - самое 
высокое здание России того времени.  
 
Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась 
в традициях классицизма, но с меньшим 
размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным 
ансамблем стала Манежная площадь со зданиями 
университета (перестроенными Д.И. Жилярди), 
Манежа и Александровского сада (архитектор 
О.И. Бове).  
 
Существенные преобразования затронули 
лишь центр старой столицы России. В целом 
же ее облик изменился мало, она оставалась 
деревянной и архаично застроенной.