Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в школьном коллективе, т.к. младший школьный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Первоочередная задача школьного воспитания состоит в том, чтобы воспитать в детях чувство коллективной ответственности, «чувство локтя». Эти жизненные навыки помогут детям лучше адаптироваться в жизни, принять социальные роли и просто общаться с детьми.
Введение.
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем психологии – изучению человеческих отношений. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в школьном коллективе, т.к. младший школьный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Первоочередная задача школьного воспитания состоит в том, чтобы воспитать в детях чувство коллективной ответственности, «чувство локтя». Эти жизненные навыки помогут детям лучше адаптироваться в жизни, принять социальные роли и просто общаться с детьми.
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Общение – основа межличностных отношений. Что заставляет людей тянуться друг к другу, почему человек так настойчиво, неутомимо ищет общества себе подобных, почему у него так остро, так властно рвется из души желание рассказывать другим о себе, о своих мыслях, своих стремлениях, о своем переживании, как необычных впечатлений, так и самых обыденных, заурядных, но почему – то ему интересных. Почему нам так нужны друзья, товарищи, собеседники, вообще все те, с кем мы могли вступить в контакт? Или иначе: почему нам так нужно общение с другими людьми? Что это – привычка, усвоенная нами в обычных для нас условиях общественного бытия, выросшая из подражания в процессе нашего развития, или же это что – то большее, неотделимое от нас, столь же прочно связанное с нами, как, например, потребность дышать, питаться, спать?
В контакте с
взрослыми людьми возможно
Общение с детьми –
необходимое условие
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Все исследователи психологии младшего школьного возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет общение со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций этого возраста является переориентация общения родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Что такое коллектив?
Коллектив – социальная общность людей, общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения1. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы и межличностных отношений в ней, влияние школьной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.
Детский коллектив первоначально имеет формальную структуру (официальную). Как правило задаваемую взрослыми, например: набирают детей в школьный класс. В спортивную секцию, кружок, отряд в лагере. В одной группе оказываются дети, которые отвечают определенным критериям отбора: по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом; уровню обученности, соответствующему требованиям специализированного класса, и т. д. Формальная структура соответствует тем функциям, которая призвана выполнить, и определяет условия деятельности коллектива, а также позицию взрослого. Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллективе. Внутри формальной структуры образуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. В связи с этим возникает одна из важнейших задач – формирование в детском коллективе гуманистических норм отношения. В этой работе мне бы хотелось отразить особенности взаимоотношения ребенка в коллективе.
Коллектив характеризуется следующими основными чертами:
1) устойчивым взаимодействием,
которое способствует
2) отчетливо выраженной
однородностью состава, т.е.
3)относительно высокой
степенью сплоченности на
4) структурированности
– определенной степенью
5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;
6) открытостью – то есть готовностью к принятию новых членов.
Управление коллективом.
Изучение закономерностей функционирования коллектива показывает, что даже в самых малых, неорганизованных коллективах, как правило, возникает распределение власти между членами. Коллектив делится на рядовых членов и лидеров. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и коллектив в целом, в частности, направлять их усилия на достижение каких – либо целей.
Различают неформальных и формальных лидеров.
Неформальный лидер – это член коллектива, добровольно принявший на себя значительно большую ответственность, чем это требуют формальные предписания и нормы. В социальной психологии существует ряд теорий, объясняющих природу нормального лидерства. «Теория черт» объясняет выдвижение лидера на основе личностных качеств (инициативы, храбрости, знаний и т.д.) «Социальная теория объясняет инициативное поведение личности потребностями сложившейся ситуации, особенностями сферами коллективной деятельности, спецификой групповых целей, задач и т.д.
Неформальные лидеры различными методами воздействуют на членов коллектива. Одни из них стремятся навязать коллективу определенную линию поведения силовыми методами, другие же действуют методами убеждения.
Во всяком организованном коллективе есть формальный лидер. Формальный лидер – это носитель административной власти. Его задача состоит в организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для достижения его целей. Для этого руководитель должен соблюдать психофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками, умениями и качествами.
Особое значение имеют волевые качества руководителя. Волевого руководителя, как правило, характеризуют разумная настойчивость, решительность, энергичность, упорство в достижении цели, высокая самодисциплина, целеустремленность, т.е. способность направлять все свои знания, навыки и чувства на достижение поставленных целей, умение доводить начатое до конца, собранность, отсутствие боязни принимать решение в ответственных ситуациях и не стремиться переложить ответственность на других.
Немаловажное значение для руководителя имеет контактность – общительность, интерес к людям, способность располагать к себе людей, выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть на проблему «глазами другого». Важной психологической характеристикой является также стрессоустойчивость – интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии индивидуальных и коллективных решений. В совокупности неотъемлемых психологических качеств руководителя выделяется доминантность, которую следует понимать как свойство властности, честолюбия. Эти качества предполагают стремление к личной независимости в любых обстоятельствах, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права, отсутствие преклонения перед авторитетами, самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, высокий уровень притязаний.
Среди деловых качеств выделяются знания и умения. Так, например, для руководителя, предпринимателя важны знания в области техники и технологии, организации производства, экономики и права, психологии и педагогики, менеджмента. В качестве наиболее важных навыков (умений) отличаются: умение видеть перспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять кадры, пойти на оправданный риск, своевременно принимать решения и проводить их в жизнь, побуждать людей к труду, организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.
К деловым навыкам
и умениям тесно примыкают
также профессионально –
Не менее важна для руководителя коммуникабельность: способность срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов – вышестоящими руководителями и подчиненными, способность сплачивать, объединять разных людей, налаживать их совместную работу.
Важное значение для социально – психологического климата коллектива имеют также особенности стиля руководителя коллективом. Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Определение стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнений решений, осуществление контроля исполнения, способы побуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирования деятельности исполнителей.
Основные характеристики детского коллектива.
Педагогический процесс основывается на организации жизнедеятельности коллективов, которые создаются в различных учебно – воспитательных, образовательных учреждениях. Между тем исследованием проблем коллектива занимаются различные общественные науки. Философия изучает коллектив как социальную общность людей, информацию о которой необходимо учитывать при управлении развитием общества. Социология рассматривает преимущественно трудовые коллективы как социальные системы. Объект исследования психологии – контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии. Педагогика занимается организованными общностями детей и взрослых, практическое применение имеют результаты исследований различных наук, если они помогают использовать возможности коллектива для развития личности.
Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных частей: педагогического коллектива (воспитатели, учителя) и детского коллектива (воспитанники). Детский коллектив имеет свою специфику как педагогически управляемое явление. Для ребенка он – среда обитания, будь то школьный класс, группа в интернате, клубное объединение или отряд в лагере.
Дети вступают во взаимоотношения
внутри коллектива, используя личностные
ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают
возможности для
Общение в коллективе.
Отношения с товарищами находятся в центре жизни ребенка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность. К началу младшего школьного возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других – ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для ребенка сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.
На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее.
Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.
Информация о работе Особенности взаимоотношений ребенка в коллективе