Особенности взаимоотношений ребенка в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в школьном коллективе, т.к. младший школьный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Первоочередная задача школьного воспитания состоит в том, чтобы воспитать в детях чувство коллективной ответственности, «чувство локтя». Эти жизненные навыки помогут детям лучше адаптироваться в жизни, принять социальные роли и просто общаться с детьми.

Файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Чувство одиночества  и неприкаянности, связанное с  возрастными трудностями становления личности, порождает у детей неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для ребенка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поле коллектива.

Основной характеристикой коллектива, рассматриваемого как субъект воспитания, является поле коллектива. В практике воспитания о поле можно судить по ценностным ориентациям, общественному мнению, традициям эмоциональному настрою. Основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, т.е. то, что признается наиболее важным и значимым. Педагог задает нормы поведения, требования, предъявляемые образовательным учреждением, демонстрирует образцы, на которые надо ориентироваться. Однако добиться их принятия детским коллективом – немалый труд, индивидуальные качества людей по–разному оцениваются детьми и педагогами. Это происходит в силу различного жизненного опыта, представлений о хорошем и плохом, особенностей характера. Эффективность воспитательной работы зависит от того, насколько высок статус педагога в детском коллективе. То есть его позиция учителя, воспитателя еще не означает безусловности его авторитета. Педагог должен быть включен во взаимоотношения в детском коллективе, выстраивать профессиональное общение с воспитанниками, прививая гуманистически ориентированные ценности. Одобрение или осуждение, поддержка или отклонение коллективом каких – либо точек зрения формируют общественное мнение, которое является не только характеристикой коллектива, но и используется как один из методов педагогического взаимодействия. Метод общественного мнения заключается в привлечении воспитанников к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив, оказывает решающее влияние на действенность поощрения и наказания. Назначение метода общественного мнения состоит в стимулировании всего положительного в жизни коллектива и преодолении негативных явлений и тенденций.

Одно из форм внешнего, поведенческого выражения коллективных норм являются традиции, которые закрепляют ценностные отношения.

Роли и статусы  в коллективе.

Дети по–разному вписываются  в коллективные отношения, занимая  определенный статус, принимая на себя те или иные роли. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека;  статус – это степень его авторитетности, положение в системе коллективных отношений. Очевидно, что ребенок ориентируется в нормах, задаваемых взрослыми («Так поступать хорошо, а так – плохо»), и может соответствовать предъявляемым требованиям. Однако самоутверждение в среде сверстников происходит гораздо труднее. Важно, чтобы педагог сумел наладить благоприятные взаимоотношения в детском коллективе, обеспечивая тем самым возможность проявить каждому ребенку свои лучшие качества.

Принятие ребенка сверстниками часто связывают с его хорошей  общей приспособляемостью – энтузиазмом  и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомство.

На популярность среди сверстников  влияют также успехи в учебе и  спортивные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями  выше средних и хорошо учатся в школе. Слабые ученики часто становятся предметом насмешек или же их просто игнорируют. Спортивные данные особенно важны, например, в летних лагерях или на игровых площадках, где группы превращаются в соревнующиеся спортивные команды.

В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка: если подросток склонен отвергать критику взрослых, то мнением сверстников о себе он, безусловно, дорожит.

В дружбе со сверстниками формируются  такие необходимые социальные качества, как коллективизм, самопожертвование, чувство общности, ответственности  перед другими.

 

Этапы развития детского коллектива.

 

Разновидности детского коллектива.

Психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей.

Особенности каждого  детского коллектива зависят от того, в каком образовательном учреждении, общественной организации он создается. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся разновидности детских коллективов.

Клубное объединение. В кружок, спортивную секцию, клуб ребенок приходит добровольно. Причиной выбора конкретного объединения может стать привлекательность содержания деятельности («Хочу научиться конструировать, играть в футбол» и т.п.); взрослого – руководителя объединения («Хочу быть похожим на него»); Детского сообщества («Мне с ними интересно»). Клубы предлагают различные виды творческой деятельности и с ее помощью включают детей в социальную практику. Современная система дополнительного образования располагает богатейшим разнообразием направлений деятельности клубных объединений: военно-спортивных, краеведческих и туристических, экологических, юнкоровских, этнокультурных и др. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой повлечет за собой невозможность участия в деятельности объединения. Клубы создаются на основе общего интереса, всегда выглядят как благоприятная среда общения. Это, как правило, разновозрастные формирования, что обусловливает выстраивание особых взаимоотношений старших и младших. В клубном объединении возможно действительное самоуправление, хотя в позиции организатора находится взрослый.

Детские организации  – это особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, которое создается для реализации какой-либо социально ценной идей (цели), имеет регулирующие его деятельность нормы и правила, выраженную структуру и фиксированное членство. Такие объединения предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми и взрослыми. Таким объединениям противопоказана повелительная позиция взрослого. Необходим человек социально активный, лидер и организатор детской самодеятельности. Структура детского коллектива, действующего в рамках общественной организации, зависит от особенностей деятельности. Поскольку это всегда – «игра во взрослых», дающая опыт социальных отношений, то просматривается подражание каким-либо государственным и общественным структурам. Скауты формируют отряды, разделяя их на патрули, имеют форму, знаки различия, похожие на армейские. Юные парламентарии избирают спикера и наделяют его соответствующими полномочиями.

Общественная организация  предполагает и особые внутриколлективные отношения: например, выборность руководящего органа, наличие каких – либо званий, рангов (что соответствует статусу), подчиненность в зависимости от занимаемого положения.

Временный детский  коллектив ограничен сроками своего существования: от 10 до 45 дней. Это может быть отряд в лагере, экспедиция, поход, исследовательская группа и т.п. Такому детскому формированию присущи следующие характерные особенности:

автономность  – дети находятся вне влияния семьи и школы или другого постоянного окружения, дает возможность смены ролей (быть другим);

сборность – в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, отношений; возникает необходимость подчиняться новым требованиям, устанавливать коммуникативные связи, это ведет к высокому моральному напряжению.

 Условия существования  временного формирования способствует  высокой интенсивности общения  детей, поскольку оно становится  необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске общих решений, осуществления.

Дети видят результат  коллективных усилий. Все это приводит к высокому динамизму внутриколлективных процессов. Ученые считают, что при правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива.

Школьный коллектив – ученический коллектив, который создается для достижения целей образования и воспитания. Это – формальное объединение детей по возрастному признаку для обучения по одной программе. Классный руководитель предъявляет детям требования, принятые в школе: распорядок учебной нагрузки, правила поведения, нормы взаимоотношений и т.п. Общее пространство существования учеников приводит к тому, что постепенно формируются неформальные отношения, появляются группировки внутри класса. Задача классного руководителя – добиться, чтобы для каждого ребенка класс стал привлекательным сообществом, в котором он чувствовал бы себя защищенным, имел комфортную среду общения. Особое значение в решении этой задачи имеет выявление мотивов учения. Педагогам сложно работать с классом, в котором не поддерживается успешность в освоении знаний, осуждается прилежание в учебе. Для класса основным видом деятельности является учение. Только создав атмосферу заинтересованности в обучении, можно рассчитывать на личностное развитие детей. Реализовать свои потенциалы ребенку позволяют гуманистические отношения, которые вовсе не являются устойчивой характеристикой в детской среде, а должны быть объектом педагогической заботы.

Коллектив и  развитие личности.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны  друг с другом. Развитие личности зависит  от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Наиболее верный путь формирования личности в соответствии с целями советского воспитания –  формирование личности в коллективе. Однако взаимоотношения личности и коллектива  и влияние коллектива на личность очень различны в разных школьных возрастах.

Первоклассники не представляют собой еще хоть сколько – нибудь организационного коллектива. Они мало общаются друг с другом, не интересуются успехами товарищей в учении, у них еще отсутствует дифференция соучеников по их положению в классе. В 1 – 2 классах коллектив учащихся и актив класса (как правило, назначаемый учителем) еще не играют сколько – нибудь значительной роли в жизни каждого отдельного школьника. Отношения между детьми в классе устанавливаются преимущественно через учителя: учитель выделяет каких – то учеников как образец для подражания, организует совместную деятельность детей, его требования и оценка безоговорочно принимаются всеми, он олицетворяет общественное мнение. Воспитательное воздействие здесь осуществляется учителем непосредственно, ему еще нет необходимости опираться на детский коллектив, да это и не дало бы результатов. Основным переживанием школьника 1 – 2 классов является переживание своей новой социальной позиции – позиции ученика, а основной потребностью – потребность быть на уровне требований учителя и других взрослых, получить их одобрение этого достаточно, чтобы обеспечить младшему школьнику эмоциональное благополучие.

Начиная с 3 – 4 классов  все меняется. Здесь уже складывается детский коллектив со своими требованиями, нормами, ожиданиями. Основной потребностью становится потребность занять определенное место в детском коллективе, а для этого – быть на уровне его требований. Переживание своей включенности в коллектив, причастности к его жизни, общности с коллективом, одобрения с его стороны становятся одним из самых основных, особенно в подростковом возрасте. С этого времени коллектив становится основным условием и средством воспитания, основной средой формирующейся личности.

  Само по себе  пребывание в коллективе еще  не обеспечивает правильного  воспитания. В коллективе могут  формироваться как общественно  ценные, коллективистические, гуманистические, так и антиобщественные, эгоистические черты личности. Все зависит от того, как организован коллектив, каковы механизмы его влияния, какие потребности и способы поведения он формирует, каковы особенности личности членов коллектива и, главное, какова позиция самого ребенка в коллективе, каково его место.

Известно, что одним  из самых мощных механизмов воздействия  коллектива на личность является общественное мнение, в котором кристаллизуются  требования коллектива к отдельным  членам, а тем самым и требования каждого члена коллектива к себе. Главная суть воздействия коллектива на личность заключается именно в том, что он переводит общественные требования к человеку в его внутренние требования к себе, в его собственные санкции, принципы, нормы. Отсюда ясно, что решающее влияние на формирование личности оказывают ценности, принятые в коллективе.

Чем больше связан человек с коллективом, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от одобрения сверстников. Именно потребность в их одобрении становится той силой, которая побуждает ребенка не только усвоить, но и принять ценности коллектива. Именно эти ценности, если они приняты ребенком для себя, становятся его основными ценностями и ложатся в основу его внутренних требований к себе. Одна из основных ценностей коллектива, - это, как правило, чувство товарищества, преданности коллективу. Поэтому ребенок хочет видеть у себя, прежде всего, эти качества, их он сознательно и бессознательно культивирует у себя, соответствующим образом стремится следовать.

В связи с этим очень  большое значение приобретает вопрос о ценностях, принятых в школьных коллективах. Конечно, ценности коллектива формируются на базе ценностей общества. Однако при правильности этого общего положения нельзя не учитывать конкретных условий формирования каждого коллектива и влияния каждого входящего в него человека, а также влияния воспитателей и вообще взрослых. Процесс формирования каждого коллектива очень сложен и конкретен. Формирование ценностей и общественного мнения коллектива требует кропотливой работы, которую опытные учителя начинают уже в начальных классах, тогда, когда их влияние на школьников, по существу, безгранично.

Информация о работе Особенности взаимоотношений ребенка в коллективе