Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в школьном коллективе, т.к. младший школьный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Первоочередная задача школьного воспитания состоит в том, чтобы воспитать в детях чувство коллективной ответственности, «чувство локтя». Эти жизненные навыки помогут детям лучше адаптироваться в жизни, принять социальные роли и просто общаться с детьми.
Формирование личности школьника в коллективе.
Большую и сложную проблему представляет мотивация общественной активности в коллективе. Известно, что не всегда общественная активность школьников мотивируется общественно ценными коллективистическими мотивами. Иногда она побуждается мотивами личной выгоды, престижа, детского карьеризма и желания командовать. В таких случаях общественная активность ведет к формированию не общественной, коллективистической направленности, а личной, эгоистической. Иначе говоря, общественная активность и общественная направленность могут не совпадать. Нередко встречаются и противоположные случаи, когда школьники с коллективистической направленностью личности не проявляют ни какой общественной активности. Это бывает тогда, когда у них нет навыков общественной работы или их работа никому не нужна. Вся их коллективистическая направленность реализуется только в переживании и сопереживании, но не в деятельности.
Таким образом, при анализе воспитания в коллективе целенаправленными остаются те же вопросы – мотивы и способы поведения. Только внимание к тому и другому даст положительный воспитательный эффект.
Мотивы общественной активности, как и все другие мотивы поведения, в значительной степени зависят от позиции школьника в коллективе. Последнее составляет сложное соотношение его притязаний на определенное положение в коллективе, его реального положения и осознания им своего положения в коллективе. Соотношение между этими составляющими может быть самое разное. От того, как оно сложится, во многом зависит эмоциональное благополучие школьника. Если ученик претендует на высокое положение в коллективе, а его реальное положение низкое и он адекватно осознает его, то это может породить целый комплекс отрицательных переживаний, ведущих к неприятию коллектива, конфликтам, противопоставлению себя коллективу, внутреннему или даже внешнему отходу от него. Такие проявления, как правило, сначала представляют компенсаторные реакции на противоречия между притязаниями школьника и его реальной позицией в группе, между его самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Но долгое пребывание в такой позиции приводит к формированию новых потребностей, новых форм отношений личности, и нормальное развитие ее искажается. То же самое соотношение между притязаниями и реальным положением, но при неадекватно завышенном осознании своего положения (что встречается довольно часто у детей с плохим положением в коллективе) не ведет к таким последствиям.
Исследования психологов показывают, что положение в группе сверстников играет большую роль в эмоциональном самочувствии и в формировании личности, уже начиная с дошкольного возраста. С возрастом положение в коллективе приобретает еще большее значение и максимального влияния достигает у старшеклассников. Известно, что неблагополучное положение в коллективе сверстников порождает у детей тревожность в общении с людьми, неверие в доброжелательность, страх. При длительном неблагополучии эти отрицательные эмоции могут закрепиться и превратиться в общую тревожность личности, распространяющуюся на все сферы общения человека. Воспитатель в своей работе должен учитывать это и создавать каждому члену коллектива оптимальные условия для развития его личности.
Развитие личности и коллектива
– взаимообусловленные
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности школьного класса и межличностных отношений в нем, влияние школьной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в школьный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в первые годы своего обучения в школе.
Уже на первых этапах в школьном коллективе складываются случайные отношения и связи. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.
Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности ребенка в кругу сверстников. Как правило, большей популярностью пользуются дети тех родителей, которые напоминают своим детям о возможных последствиях их действий для других людей.
Младший школьный возраст – особо ответственный период в воспитании, т.к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы со школьниками.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни каждого школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей. Дети все имеют разный характер.
Таким образом, в работе по изучению общения школьников друг с другом я пришла к выводам:
1. у детей младшего
школьного возраста идет
2. взаимоотношения довольно устойчивые.
3. основными мотивами
выбора являются игровой,
4. удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.
1. Немов Р. С. Общие основы психологии– М.: Просвещение, 1994. – 576с.
2. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/ под. ред. Г. В. Бурменская – М., 2005 – 656с.
3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология – М.: Академия, 2002. – 514с.
3. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 144с.
4. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология – М: Академия, 2004. – 466с.
5. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2004. – 416с.
6. Подласый И. П. Педагогика - М.: Владос, 2003 – 258с.
7. Лихачев Б. Т. Педагогика – М.: Прометей, 1993 – 528с.
8. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1
1 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1993. – Т. 1. – С. 450
Информация о работе Особенности взаимоотношений ребенка в коллективе