Особенности взаимоотношений ребенка в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в школьном коллективе, т.к. младший школьный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Первоочередная задача школьного воспитания состоит в том, чтобы воспитать в детях чувство коллективной ответственности, «чувство локтя». Эти жизненные навыки помогут детям лучше адаптироваться в жизни, принять социальные роли и просто общаться с детьми.

Файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 104.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  личности школьника в коллективе.

Большую и сложную  проблему представляет мотивация общественной активности в коллективе. Известно, что не всегда общественная активность школьников мотивируется  общественно ценными коллективистическими мотивами. Иногда она побуждается мотивами личной выгоды, престижа, детского карьеризма и желания командовать. В таких случаях общественная активность ведет к формированию не общественной, коллективистической направленности, а личной, эгоистической. Иначе говоря, общественная активность и общественная направленность могут не совпадать. Нередко встречаются и противоположные случаи, когда школьники с коллективистической направленностью личности не проявляют ни какой общественной активности. Это бывает тогда, когда у них нет навыков общественной работы или их работа никому не нужна. Вся их коллективистическая направленность реализуется только в переживании и сопереживании, но не в деятельности.

Таким образом, при анализе  воспитания в коллективе целенаправленными  остаются те же вопросы – мотивы и способы поведения. Только внимание к тому и другому даст положительный воспитательный эффект.

Мотивы общественной активности, как и все другие мотивы поведения, в значительной степени  зависят от позиции школьника  в коллективе. Последнее составляет сложное соотношение его притязаний на определенное положение в коллективе, его реального положения и осознания им своего положения в коллективе. Соотношение между этими составляющими может быть самое разное. От того, как оно сложится, во многом зависит эмоциональное благополучие школьника. Если ученик претендует на высокое положение в коллективе, а его реальное положение низкое и он адекватно осознает его, то это может породить целый комплекс отрицательных переживаний, ведущих к неприятию коллектива, конфликтам, противопоставлению себя коллективу, внутреннему или даже внешнему отходу от него. Такие проявления, как правило, сначала представляют компенсаторные реакции на противоречия между притязаниями школьника и его реальной позицией в группе, между его самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Но долгое пребывание в такой позиции приводит к формированию новых потребностей, новых форм отношений личности, и нормальное развитие ее искажается. То же самое соотношение между притязаниями и реальным положением, но при неадекватно завышенном осознании своего положения (что встречается довольно часто у детей с плохим положением в коллективе) не ведет к таким последствиям.

Исследования психологов показывают, что положение в группе сверстников играет большую роль в эмоциональном самочувствии и  в формировании личности, уже начиная  с дошкольного возраста. С возрастом положение в коллективе приобретает еще большее значение и максимального влияния достигает у старшеклассников. Известно, что неблагополучное положение в коллективе сверстников порождает у детей тревожность в общении с людьми, неверие в доброжелательность, страх. При длительном неблагополучии эти отрицательные эмоции могут закрепиться и превратиться в общую тревожность личности, распространяющуюся на все сферы общения человека. Воспитатель в своей работе должен учитывать это и создавать каждому члену коллектива оптимальные условия для развития его личности.           

Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается  в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство  связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Вопросы становления  детского коллектива, характерные особенности  школьного класса и межличностных  отношений в нем, влияние школьной группы на формирование личности отдельных  детей – все это представляет исключительный интерес.

Как известно, потребность  ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем  его потребность в общении  со взрослыми. Но  именно в школьный период она уже выражена очень  ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в первые годы своего обучения в школе.

Уже на первых этапах в  школьном коллективе складываются  случайные отношения и связи. Эти отношения и связи уже  представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок  в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.

Роль семьи в становлении  ребенка очевидна. Семья является важным фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности ребенка в кругу сверстников. Как правило, большей популярностью пользуются дети тех родителей, которые напоминают своим детям о возможных последствиях их действий для других людей.

Заключение.

Младший школьный возраст  – особо ответственный период в воспитании, т.к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы со школьниками.

Общение с детьми - необходимое  условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни каждого школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей. Дети все имеют разный характер.

Таким образом, в работе по изучению общения школьников друг с другом я пришла к выводам:

1. у детей младшего  школьного возраста идет активно  сплочение коллектива.

2. взаимоотношения довольно  устойчивые.

3. основными мотивами  выбора являются игровой, трудовой  и нравственный.

4. удачным методом  воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.

 

 

 

 

 

Литература.

1. Немов Р. С.  Общие  основы психологии– М.: Просвещение, 1994. – 576с.

2. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка/ под. ред. Г. В. Бурменская – М., 2005 – 656с.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология  – М.: Академия, 2002. – 514с.

3. Методика воспитательной  работы / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 144с.

4. Дубровина И. В., Данилова  Е. Е., Прихожан А. М. Психология  – М: Академия, 2004. – 466с.

5. Горянина В.А. Психология  общения. – М.: Академия, 2004. –  416с.

6. Подласый И. П.  Педагогика -  М.: Владос,  2003 –  258с.

7. Лихачев Б. Т. Педагогика  – М.: Прометей, 1993 – 528с.

8. Коломинский Я.А.  О взаимоотношениях в группе  детей. // Дошкольное воспитание. –  1986. - №1

1 Российская педагогическая энциклопедия:  В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1993. – Т. 1. – С. 450


Информация о работе Особенности взаимоотношений ребенка в коллективе