Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:12, курсовая работа
Конфликт следует отличать от обычных противоречий (простого несогласия, несовпадения позиций, противоположность мнений по той или иной проблеме). Трудовой конфликт возникает если:
Противоречие отражает взаимоисключающие позиции субъектов;
Степень противоборства достаточно высока;
Противоречие доступно для понимания или непонятно;
Противоречие возникает мгновенно, неожиданно или накапливается довольно долго, прежде чем возникнут социальные столкновения.
Введение
Конфликты. Управление конфликтами.
Классификация и структура организационных конфликтов.
Причины конфликта.
Методы разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация в отделе
Заключение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ
Выполнила: Васюха Елена Сергеевна
Курс 4
Группа 003
Специальность 061100
Санкт-Петербург
2004
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
Уже несколько десятилетий проблема взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникающих формальным или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ.
Группа – это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивид является малая группа. Она представляет собой элементарную ячейку общества, в ней человек проводит большую часть своей жизни. Малые группы могут быть разными по величине, характеру, структуре отношений, по индивидуальному составу, особенностям, ценностям, целям и содержанию деятельности. Особое внимание в ходе изучения групп уделяется взаимоотношениям, которые делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидерство), деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Выявление закономерностей функционирования различного рода социальных групп помогает научному объяснению процессов, происходящих как на уровне микросреды, так и на уровне всего общества.
Конфликт – это одна из форм взаимодействия людей и групп, при котором действия одной стороны столкнувшись с другой, препятствуют реализации цели.
Конфликт следует отличать от обычных противоречий (простого несогласия, несовпадения позиций, противоположность мнений по той или иной проблеме). Трудовой конфликт возникает если:
2. Конфликты. Управление конфликтами.
Конфликт – это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое.
Субъекты и участники конфликта.
Эти два понятия не всегда тождественны.
Субъект конфликта – активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
Участник конфликта может:
В ходе конфликта статусы участников и субъектов конфликта могут меняться местами.
Участников конфликта различают:
Косвенные участники преследуют свои личные интересы и могут:
Термин «сторона конфликта» включает в себя, как прямых, так и косвенных участников конфликта. В качестве первичных субъектов трудового конфликта оказываются отдельные работники, трудовые группы, коллективы организаций, если их цели сталкиваются в процессе труда и в распределительных отношениях. Именно они осознают и принципиально относятся к возникающим противоречиям. Присоединение участников к конфликту происходит по множеству мотивов (заинтересованное отношение, поддержка правой стороны, просто желание поучаствовать в событиях).
Организационный конфликт
может принимать множество
3. Классификация и структура организационных конфликтов.
Классификация может быть осуществлена по ряду признаков:
Структура конфликта состоит из следующих элементов:
Объективные:
Субъективные:
Этапы протекания конфликта.
Первая стадия – предконфликтная (скрытая). На этой стадии участники оценивают свои ресурсы и ищут сторонников.
Вторая стадия развития (восприятия конфликта). Люди ощущают потенциальные несогласия, раздражение, злость, тревогу. Ощущение тревоги является свидетельством восприятия ситуации, как конфликтной. Угрозы связаны с тем, что другая сторона препятствует достижению целей, блокирует намерения и средства для достижения целей. У сторон возникают сомнения, могут ли они доверять друг другу.
Третья стадия открытого конфликта. Характеризуется заявлениями, действиями и реакциями конфликтующих сторон. Эта стадия начинается с четко выраженного вызова (угрозы) и заканчивается критической точкой (пиком, кульминационным моментом) конфликта.
Четвертая стадия разрешение конфликта. Выход из конфликтной ситуации возможен при устранении причин конфликта. Для этого необходимы переговоры. Если стороны не могут договориться, то возможно привлечение посредников, использование примирительной комиссии, обращение к трудовому арбитражу. При Министерстве труда создано специальное подразделение – служба по разрешению конфликтов, имеющих свои структуры в регионах.
4. Причины и методы разрешения конфликтов
Причинами конфликта могут стать
В идеале менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его.
Действия руководителя при разрешении конфликта:
1. Изучение причин возникновения конфликта
2. Ограничение числа участников конфликта
3. Анализ конфликта
4. Разрешение конфликта
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. После определения причин конфликта руководитель должен минимизировать количество участников. Если в процессе анализа конфликта руководитель не может установить его природные источники, то имеется возможность привлечь его компетентных специалистов и экспертов. Существует три точки зрения в отношении конфликта:
В зависимости от того, какой точки зрения придерживается менеджер, зависит процедура преодоления конфликта. Способы управления конфликтами разделяют на 2 группы:
Способы разрешения конфликта
Педагогические |
Административные |
|
|
Особенную сложность для менеджеров представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. Существует несколько стратегий поведения и соответствующих тактик поведения менеджера в конфликтной ситуации. Поведение менеджера в условии конфликта имеет по существу два независимых измерения.