Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72

Файлы: 1 файл

Исследование эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института.docx

— 224.97 Кб (Скачать)

Также Э. Эриксон в своих  работах вводит такое понятие, как  «психосоциальный мораторий», используемый им для обозначения переходного  периода от юности к взрослости, характеризующийся статусной неопределенностью, т.е. неопределенности его социального  положения и ожиданий, которые  испытывает молодой человек. В период «психосоциального моратория» осуществляется выбор поприща, установок, жизненного стиля, людей, с которыми молодого человека связывают личные взаимоотношения, производится на фоне противоречивых взглядов и ценностей, на основе крайне ограниченного жизненного опыта.

Таким образом, эго-идентичность – это широкая концепция, включающая все качества личностных сочетаний, обусловленная большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов [39]. Такое описание содержания идентичности допускает его проникновение на все уровни социально-психологической и субъективно-психологической реальности, приобретая множество функциональных и смысловых значений, что и проявляется в разнообразии других подходов.

В отечественной психологии к понятию эго-идентичности стали  обращаться сравнительно недавно. Но отечественными психологами активно разрабатываются  близкие к данному понятию  категории, а именно понятие «самоопределения». Представления об идентичности в  отечественной психологической  науке традиционно развивались  в рамках исследований самосознания и самоотношения.

Особенностью подхода  к рассмотрению проблематики эго-идентичности является та, что наши исследователи  разрабатывают вопросы, связанные  с изучением отдельных аспектов идентичности, и практически отсутствуют  исследования, посвященные изучению специфики идентичности как целостного образования [25].

Так, И.С. Клецина [16] указывает, что в психологической науке понятие идентичность рассматривается как психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности. В свою очередь, это отождествление человеком самого себя связано с такими типологическими категориями, как социальный статус, пол, возраст, роль, образец, норма, группа, культура и т.п. Т.о., идентичность – существенное, постоянное «Я» человека, внутреннее и субъективное понятие о себе.

И.С. Кон [18] указывает, что в науках о человеке, в том числе и в современной отечественной психологической науке, идентичность представлена такими модальностями, как:

  • психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;
  • социальная идентичность обозначает систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы, и предполагает разделение индивидов по их социально-классовой принадлежности, социальным статусам и усвоенным ими социальным нормам;
  • личная идентичности или эго-идентичность обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость».

Более подробно изучена структура  личностной идентичности, которая представлена следующими компонентами:

  • экзистенциальное «Я» – обозначает субъективно-деятельностное начало, регулятивно-организующий принцип индивидуального бытия, выполняющий функцию саморегуляции и самоконтроля;
  • переживаемое «Я» – обозначает чувство «самости», выполняющее функцию самоощущения;
  • категориальное «Я» (рефлексивное, феноменальное) – обозначает представления индивида о самом себе, его образ Я, Я-концепцию, выполняющие функцию самопознания и самооценки.

Но такое разграничение компонентов  структуры эго-идентичности является условным, т.к. все компоненты тесно  взаимосвязаны друг с другом [18].

Как уже говорилось выше трактовка содержания понятия «идентичность» многоплановая с множеством функциональных и смысловых значений, и такое разнообразие представлений об эго-идентичности как о психологическом феномене отражено в разнообразии подходов к ее пониманию. Однако для нашей работы наибольшее значение имеют взгляды Дж. Марсиа на структурное (статусное) строение эго-идентичности, а также представления на содержание эго-идентичности, отраженное в современной отечественной теории Е.Л. Солдатовой, предложенной в 2007 году.

 

1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа

 

Дж. Марсиа, основываясь на работах Э. Эриксона, дополняет его  идею об основной задаче формирования идентичности как перехода к взрослости.

В своей концепции Дж. Марсиа рассматривает четыре стадии развития эго-идентичности. Основой  выделения данных стадий выступают  следующие переменные:

    • наличие периода переосмысления и пересмотра различных ролей и жизненных планов, когда индивид осуществляет активный выбор среди значимых альтернатив – период переживание кризиса и обретение убеждений;
    • предметные области выбора – в первую очередь, выбор рода занятий, религии и политической идеологии, что составляет необходимое условие достижения идентичности.

Эти моменты развития личности в юности Дж. Марсиа определял как  критерии отнесения индивида к тому или иному статусу эго-идентичности – исследование альтернатив и  принятие или отсутствие обязательств. Дж. Марсиа [Цит. по: 12 ] считает, что полное развитие эго-идентичности возникает тогда, когда человек прошел кризис и вышел из него, приняв на себя устойчивое решение по отношению к профессиональной деятельности и идеологии. Такой зрелый исход был назван им достижением идентичности, в тоже время возможны три менее зрелых исхода – диффузия или спутанность эго-идентичности, предрешенная эго-идентичность, мораторий.

Итак, Дж. Марсиа выделяет такие  статусы эго-идентичности, как:

    1. диффузная (неопределенная) эго-идентичность – состояние идентичности индивида, не испытывающего потребности в исследовании альтернатив и не имеющего сформированной системы ценностей, убеждений и обязательств; кризис идентичности не прожит и система ценностей и убеждений не сформирована;
    2. принятая (предварительная) эго-идентичность – состояние идентичности индивида, также не прошедшего кризиса, но имеющего определенную и устойчивую систему ценностей, убеждений и обязательств, сформированную не в результате самостоятельного поиска, а в принятую от других лиц (чаще всего родителей или других значимых лиц); т.е. кризис еще не пройден, но имеется система ценностей и убеждений, которая представляет собой отражение выбора других лиц;
    3. мораторий эго-идентичности – состояние индивида, в настоящий момент находящегося в ситуации кризиса, активного поиска и апробирования различных альтернатив, и поэтому пока не имеющего определенной и устойчивой системы ценностей, убеждений и обязательств; т.е. индивид в настоящий момент времени проживает стадию кризиса, направленной на поиск собственной системы ценностей и убеждений;
    4. достигнутая эго-идентичность – состояние идентичности индивида прошедшего кризис и имеющего самостоятельно сформированную и уникальную систему личностно значимых ценностей, убеждений и обязательств; т.е. кризис пройден и его результатом является собственная система личностно значимых ценностей и убеждений [Цит. по: 9, 20, 27,36].

Опираясь на работы Г. Крайга [20], Ф. Райса [27.], Л. Хьела, Д. Зиглера [37] и Э. Эриксона [39], а также отечественного психолога Савельева Д.И. [28] дадим более подробную характеристику каждого статуса эго-идентичности.

Диффузная эго-идентичность – это  статус, который характеризует состояние  идентичности молодых людей, которые  не имеют прочной системы ценностей, убеждений и целей. В статусе  диффузии пребывают те молодые люди, которым не достает чувства направления в жизни и не хватает мотивации, чтобы его отыскать.

Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не переживать кризис, но в любом случае здесь  наблюдается минимум или даже отсутствие принятых ценностей и  ролей, отсутствие заветной мечты. Их не интересует профессиональное будущее, вопросы религии и политики. Они  не выработали половую роль или личные нормы сексуального поведения.

Такие молодые люди избегают вопросов о самоопределении, т.к. не чувствуют явных склонностей и могут легко изменить своим убеждениям. Это приводит к тому, что у диффузных индивидов очень смутное представление о собственных жизненных целях и нестабильное чувство временной непрерывности, внутренняя неудовлетворенность своей нынешней «жизненной историей» (профессиональным, материальным и социальным положением). В целом можно говорить о том, что они утратили внутреннюю гармонию и тождественность.

Кроме того, у таких лиц обнаруживается самый низкий уровень близости в  отношениях с противоположным полом и отсутствуют любые значимые социальные отношения, у них мало друзей, а также они оценивают отношения в родительской семье, подчеркивая наличие большой дистанции и описывая родителей как безучастных или отвергающих их. В целом они склонны устанавливать стереотипные отношения с другими людьми или предпочитают изоляцию, т.к. имеют низкую степень готовности общаться, неуверенны в себе и переживают недоверие к окружающим, что, в свою очередь, способствует возникновению замкнутости и некоторой отчужденности.

Статус диффузии эго-идентичности характеризуется заниженной самооценкой, сопровождается тревожностью, сомнениями в себе и своих способностях, наличием переживаний даже по самым незначительным поводам, трудностями в принятии решений. Диффузные индивиды импульсивны, склонны к переживанию таких негативных состояний, как гнев, направленный против родителей или религиозных, политических, общественных лидеров, ненаправленную злобу, пессимизм, апатию, тоску, отчуждение, тревогу, беспомощность и безнадежность.

Достаточно часто к  этой категории молодых людей  относятся те, кто стали социальными  изгоями, деклассированными личностями и бунтуют против установленных  ценностей. В качестве одного из способов избегания тревожности, ответственности, кризиса и выбора убеждений является алкоголизм и наркомания. Затянувшийся на этапе диффузной идентичности период застоя и отсутствия дальнейшего развития могут привести к распаду личности, спровоцировать шизофрению или суицидальные попытки.

Статус диффузии является нормой для  раннего подросткового возраста, а в период юношества характерен для тех лиц, родители которых  пренебрегали своими обязанностями  или не слишком вникали в проблемы своих детей, не интересовались или  даже отвергали их.

Принятая эго-идентичность – это  статус, приписываемый юношам и девушкам, уже утвердившихся в своих  основных ориентациях, однако не переживших состояния кризиса идентичности. Молодые люди взяли на себя обязательства, не проходя периода принятия самостоятельных решений, в основном выбор был предрешен заранее и определялся скорее их родителями или другими значимыми лицами.

Для молодых людей с принятой эго-идентичностью свойственно наличие  сильных позитивных эмоциональных  связей с родителями и значимыми  другими. Они стремятся к чувству  защищенности и поддержки, которую  им могут дать такие люди или знакомая обстановка. Они склонны к меньшему самоуважению и более восприимчивых к советам других при необходимости принять жизненно важные решения. Кроме того, у них отсутствует или слабо выражена необходимость в рефлексии и самоанализе, т.к. данный статус характеризуется пассивным усвоением норм и установок. Следствием этого становится избегание критического анализа отдаленных последствий возможных итоговых решений.

Принятый статус эго-идентичности сопровождается снижением целеустремленности и активности, направленной на установление хороших взаимоотношений, а также  улучшением материального положения и пассивностью в отношении к планированию собственной жизни.

Способом достижения безопасности в конфликтных ситуациях является уход, избегание каких-либо перемен  или стресса. Их действия отличаются последовательностью и стабильностью, но в ряде сфер жизни проявляют нерешительность, сильный конформизм и консерватизм. Таким индивидам свойственны снижение уверенности в себе, видением в себе в основном недостатков и отрицательных сторон своей личности, заниженной самооценкой, неспособность видеть и контролировать связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, уход от ответственности за свою жизнь.

Собственно сама принятая идентичность позволяет снизить уровень тревожности, часто является симптомом невротической зависимости.

Мораторий – это статус, приписываемый  человеку, находящемуся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или периода принятий решений. Молодые  люди в этом статусе все еще  заняты «поиском себя», они постоянно  находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы, беседы о  различных возможностях, реальное экспериментирование  со стилями жизни).

На ранних стадиях такого поиска индивид переживает чувства радостного ожидания, любопытства. В целом они  создают впечатление обеспокоенных, непостоянных, неудовлетворенных, часто  бывают мятежными, несговорчивыми и  несамостоятельными, склонны к тревожности. Предпочтения индивида со статусом моратория слишком слабы и неопределенны. Он активно ищет и оценивает различные альтернативы, возможности, представляемые обществом и собственные способности, чтобы в будущем сознательно принять на себя определенные обязательства, свободно экспериментируя и принимая различные роли.

Индивиды, находящиеся в состоянии  моратория эго-идентичности, характеризуются высоким уровнем тревоги, высокую степень автономии. Молодые люди не спрашивают совета у родителей в ответственных ситуациях, более того, с родителями отмечается высокий уровень конфликтности. Отношения с родителями двойственные: борются за свободу, но их одновременно пугает и огорчает родительское неодобрение.

Индивиды со статусом моратория эго-идентичности характеризуется принятием своих сильных и слабых сторон, а также собственных чувств, настоящего, прошлого и будущего.

Мораторий идентичности – это отсрочка, для того, кто еще не готов принять  ответственность или хотел бы дать себе время на подготовку, это  существенная и необходимая предпосылка  формирования достигнутой идентичности.

Информация о работе Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи