Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа
Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72
Также Э. Эриксон в своих
работах вводит такое понятие, как
«психосоциальный мораторий», используемый
им для обозначения переходного
периода от юности к взрослости,
характеризующийся статусной
Таким образом, эго-идентичность – это широкая концепция, включающая все качества личностных сочетаний, обусловленная большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов [39]. Такое описание содержания идентичности допускает его проникновение на все уровни социально-психологической и субъективно-психологической реальности, приобретая множество функциональных и смысловых значений, что и проявляется в разнообразии других подходов.
В отечественной психологии
к понятию эго-идентичности стали
обращаться сравнительно недавно. Но отечественными
психологами активно
Особенностью подхода к рассмотрению проблематики эго-идентичности является та, что наши исследователи разрабатывают вопросы, связанные с изучением отдельных аспектов идентичности, и практически отсутствуют исследования, посвященные изучению специфики идентичности как целостного образования [25].
Так, И.С. Клецина [16] указывает, что в психологической науке понятие идентичность рассматривается как психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности. В свою очередь, это отождествление человеком самого себя связано с такими типологическими категориями, как социальный статус, пол, возраст, роль, образец, норма, группа, культура и т.п. Т.о., идентичность – существенное, постоянное «Я» человека, внутреннее и субъективное понятие о себе.
И.С. Кон [18] указывает, что в науках о человеке, в том числе и в современной отечественной психологической науке, идентичность представлена такими модальностями, как:
Более подробно изучена структура личностной идентичности, которая представлена следующими компонентами:
Но такое разграничение
Как уже говорилось выше трактовка содержания понятия «идентичность» многоплановая с множеством функциональных и смысловых значений, и такое разнообразие представлений об эго-идентичности как о психологическом феномене отражено в разнообразии подходов к ее пониманию. Однако для нашей работы наибольшее значение имеют взгляды Дж. Марсиа на структурное (статусное) строение эго-идентичности, а также представления на содержание эго-идентичности, отраженное в современной отечественной теории Е.Л. Солдатовой, предложенной в 2007 году.
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа
Дж. Марсиа, основываясь на работах Э. Эриксона, дополняет его идею об основной задаче формирования идентичности как перехода к взрослости.
В своей концепции Дж. Марсиа рассматривает четыре стадии развития эго-идентичности. Основой выделения данных стадий выступают следующие переменные:
Эти моменты развития личности
в юности Дж. Марсиа определял как
критерии отнесения индивида к тому
или иному статусу эго-
Итак, Дж. Марсиа выделяет такие статусы эго-идентичности, как:
Опираясь на работы Г. Крайга [20], Ф. Райса [27.], Л. Хьела, Д. Зиглера [37] и Э. Эриксона [39], а также отечественного психолога Савельева Д.И. [28] дадим более подробную характеристику каждого статуса эго-идентичности.
Диффузная эго-идентичность – это
статус, который характеризует
Индивидуум с диффузией
Такие молодые люди избегают вопросов о самоопределении, т.к. не чувствуют явных склонностей и могут легко изменить своим убеждениям. Это приводит к тому, что у диффузных индивидов очень смутное представление о собственных жизненных целях и нестабильное чувство временной непрерывности, внутренняя неудовлетворенность своей нынешней «жизненной историей» (профессиональным, материальным и социальным положением). В целом можно говорить о том, что они утратили внутреннюю гармонию и тождественность.
Кроме того, у таких лиц обнаруживается самый низкий уровень близости в отношениях с противоположным полом и отсутствуют любые значимые социальные отношения, у них мало друзей, а также они оценивают отношения в родительской семье, подчеркивая наличие большой дистанции и описывая родителей как безучастных или отвергающих их. В целом они склонны устанавливать стереотипные отношения с другими людьми или предпочитают изоляцию, т.к. имеют низкую степень готовности общаться, неуверенны в себе и переживают недоверие к окружающим, что, в свою очередь, способствует возникновению замкнутости и некоторой отчужденности.
Статус диффузии эго-идентичности характеризуется заниженной самооценкой, сопровождается тревожностью, сомнениями в себе и своих способностях, наличием переживаний даже по самым незначительным поводам, трудностями в принятии решений. Диффузные индивиды импульсивны, склонны к переживанию таких негативных состояний, как гнев, направленный против родителей или религиозных, политических, общественных лидеров, ненаправленную злобу, пессимизм, апатию, тоску, отчуждение, тревогу, беспомощность и безнадежность.
Достаточно часто к этой категории молодых людей относятся те, кто стали социальными изгоями, деклассированными личностями и бунтуют против установленных ценностей. В качестве одного из способов избегания тревожности, ответственности, кризиса и выбора убеждений является алкоголизм и наркомания. Затянувшийся на этапе диффузной идентичности период застоя и отсутствия дальнейшего развития могут привести к распаду личности, спровоцировать шизофрению или суицидальные попытки.
Статус диффузии является нормой для
раннего подросткового
Принятая эго-идентичность – это
статус, приписываемый юношам и девушкам,
уже утвердившихся в своих
основных ориентациях, однако не переживших
состояния кризиса
Для молодых людей с принятой
эго-идентичностью свойственно
Принятый статус эго-идентичности сопровождается снижением целеустремленности и активности, направленной на установление хороших взаимоотношений, а также улучшением материального положения и пассивностью в отношении к планированию собственной жизни.
Способом достижения безопасности
в конфликтных ситуациях
Собственно сама принятая идентичность позволяет снизить уровень тревожности, часто является симптомом невротической зависимости.
Мораторий – это статус, приписываемый
человеку, находящемуся в самом центре
продолжающегося кризиса
На ранних стадиях такого поиска
индивид переживает чувства радостного
ожидания, любопытства. В целом они
создают впечатление
Индивиды, находящиеся в состоянии моратория эго-идентичности, характеризуются высоким уровнем тревоги, высокую степень автономии. Молодые люди не спрашивают совета у родителей в ответственных ситуациях, более того, с родителями отмечается высокий уровень конфликтности. Отношения с родителями двойственные: борются за свободу, но их одновременно пугает и огорчает родительское неодобрение.
Индивиды со статусом моратория эго-идентичности характеризуется принятием своих сильных и слабых сторон, а также собственных чувств, настоящего, прошлого и будущего.
Мораторий идентичности – это отсрочка, для того, кто еще не готов принять ответственность или хотел бы дать себе время на подготовку, это существенная и необходимая предпосылка формирования достигнутой идентичности.