Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72

Файлы: 1 файл

Исследование эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института.docx

— 224.97 Кб (Скачать)

 

Целью нашего эмпирического  исследования стало изучение особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности у студентов педагогического института. В качестве объектов нашей работы мы рассматривали эмоциональный интеллект и статус эго-идентичности как показатель стадии личностного развития, в качестве предметов исследования – особенности парциального и интегрального эмоционального интеллекта и статус эго-идентичности как показатель стадии личностного развития студентов педагогического института.

Гипотезами нашего эмпирического  исследования выступили предположения:

    1. о том, что существует взаимосвязь между компонентами эмоционального интеллекта и статусом эго-идентичности как показателем стадии личностного развития;
    2. о том, что существуют различия в степени выраженности парциального и интегрального эмоционального интеллекта у студентов педагогического института с разными статусами эго-идентичности как показателя стадии личностного развития.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие  задачи:

    1. отобрать группу испытуемых из числа студентов педагогического института;
    2. провести эмпирическое исследование, направленное на изучение парциального и интегрального эмоционального интеллекта, а также на определение статуса эго-идентичности, характерного для индивида;
    3. обработать полученные в результате исследования данные с помощью методов математической статистики;
    4. сделать выводы по результатам эмпирического исследования.

Для решения поставленными  нами задач мы использовали следующие  методы исследования:

а) методы получения информации:

    • теоретический анализ психологической литературы по теме исследования;
    • методика определения уровня развития эмоционального интеллекта Н. Холла;
    • методика измерения статуса эго-идентичности – «Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса в адаптации Гавриловой Т.А., Глушак Е.В.;
    • методика измерения статуса и структуры эго-идентичности – «СЭИ-тест» Е.Л. Солдатовой;

б) методы интерпретации:

    • количественный и качественный анализы полученных результатов;

в) методы статистической обработки  эмпирических данных:

    • корреляционный анализ данных, проведенный с помощью критерия ранговой корреляции Rs-Спирмена;
    • сравнительный анализ данных, проведенный с помощью критерия U-Манна-Уитни.

Дадим характеристику методик, использованных нами в работе для  получения информации в соответствии с выдвинутой нами целью эмпирического исследования.

Методика определения  уровня эмоционального интеллекта Н. Холла  представляет собой личностный опросник, состоящий из 30 утверждений, сгруппированных  в 5 шкал, которые позволяет измерить интегральный уровень эмоционального интеллекта. Кроме того, методика диагностирует  уровни парциального эмоционального интеллекта, которые касаются структурных компонентов  эмоционального интеллекта.

В ходе проведения тестирования по данной методике испытуемому предлагается оценить представленные утверждения  по 6-бальной шкале: полностью не согласен (-3); в основном не согласен (-2); отчасти не согласен (-1); отчасти  согласен (+1); в основном согласен (+2); полностью согласен (+3). В результате обработки ответов испытуемого  вычисляются 6 шкал эмоционального интеллекта:

  1. шкала «Эмоциональная осведомленность» отражает уровень информированности испытуемого относительно законов и феноменов аффективной жизни, умение признавать свои эмоции и заглядывать в себя, а также в состав данного фактора отдельно включают способность к юмору, помогающего увидеть смешные стороны даже в очень трудных ситуациях, умение снизить эмоциональное напряжение, умение решать проблемы парадоксальными способами;
  2. шкала «Управление (совладание) своими эмоциями» отражает способность испытуемого совладать с явлениями своей эмоциональной сферы, управлять ими и контролировать их, умение правильно реагировать на критику и враждебные реакции собеседника, а также эмоциональную устойчивость, как механизм контроля негативных эмоциональных факторов, мешающих достижению цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке;
  3. шкала «Уровень самодостаточности (самоуправления)» отражает способность человека произвольно изменять свой эмоциональный статус в соответствии с ситуацией деятельности, а также эмоциональную зрелость и устойчивость индивида, его способность управлять своими эмоциями, настроением, импульсивностью; результаты данной шкалы дополняют результаты, полученные по шкале «управление (совладание) своими эмоциями»;
  4. шкала «Эмпатия» отражает способность человека к сопереживанию, погружаться в эмоциональный мир другого, умение быть искренним в отношениях с людьми, понимать и безусловно принимать их;
  5. шкала «Распознавание эмоций других людей» отражает способность человека к различению эмоций других людей, эмоциональную отходчивость, его умение управлять и воздействовать на состояние и чувства собеседника, а также выступать экспертом в области эмоционального компонента межличностных отношений;
  6. шкала «Интегральный уровень эмоционального интеллекта» отражает уровень развития эмоционального интеллекта человека; рассчитывается как сумма баллов по шкалам парциального эмоционального интеллекта [4].

Методика «Опросник объективного измерения статусов эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса в адаптации Гавриловой Т.А., Глушак Е.В. [9] является личностным опросником, состоящим из 32 утверждений, сгруппированных в 4 шкалы. Опросник позволяет измерять статусы эго-идентичности в системах идеологических ценностей индивида. Шкалы методики касаются тем профессии, религии, политики, философии и установок, связанных с образом жизни.

В ходе проведения тестирования по данной методике испытуемому предлагается оценить представленные утверждения  по 6-бальной шкале: полностью согласен; согласен; скорее согласен; скорее не согласен; не согласен; полностью не согласен. В результате обработке ответов  испытуемого вычисляются 4 индекса статуса эго-идентичности: идеологическая диффузная, идеологическая принятая, идеологический мораторий, идеологическая достигнутая.

Также для проверки гипотез  исследования была применена специальная  методика диагностики структуры  и статусов эго-идентичности – «СЭИ-тест», предложенная Е.Л. Солдатовой [32]. Утверждения методики позволяют испытуемому описать реальность представлений о себе с позиции или диффузного, или принятого, или достигнутого статуса эго-идентичности. Данный опросник включает в себя 50 высказываний, в каждом пункте которых испытуемым предлагается осуществить так называемый «вынужденный выбор» из представленных трех вариантов ответов. Кроме того, методика позволяет охарактеризовать структуру эго-идентичности испытуемого по следующим диагностическим шкалам, отражающим наиболее значимые области проявления эго-идентичности:

  1. Шкала ответственность за выбор или творческая сила развития (ТС) состоит из 12 пунктов и измеряет особенности отношения личности к выбору, принятию решения в значимых сферах и направлениях саморазвития, творческую силу развития, а также определяет, насколько человек доверяет себе, своему выбору и доверяет выбору другого, признает ответственность за принятие решения того, кому это решение принадлежит;
  2. Шкала самодостаточность или сила эго (СЭ) состоит из 10 пунктов и измеряет силу эго, независимость, самодостаточность личности в реализации жизненных целей, собственной линии жизни в сфере отношений, социальных и профессиональных контактов;
  3. Шкала осознанность жизненного пути (ОЖ) содержит 7 пунктов, в которых рассматриваются представления личности о непрерывности развития, ответственности за выбор своего жизненного пути, своих способностях и возможностях, осознанного влияния на свою жизнь;
  4. Шкала эмоциональная зрелость (ЭЗ) включает в себя 7 пунктов, которые образуют фактор, измеряющий принятие своих чувств, даже самых сильных, и доверие своим эмоциональным проявлениям;
  5. Шкала принятие настоящего (ПН) образована 4 пунктами опросника, которые включают суждения, направленные на выявление отношения личности к событиям и переживаниям сегодняшнего дня;
  6. Шкала осознанность собственных ценностей (ОЦ) включает 5пунктов, в которых рассматриваются суждения о ценностях автономии с точки зрения рационального отношения и выбора;
  7. Шкала соответствие себе (СС) включает 7 пунктов с суждениями, исследующими отношение к себе.

Эмпирической базой нашего эмпирического исследования стали  студенты «Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ)», обучающиеся на факультетах «биологии, химии и психологии», «географического», «физико-математического», «романо-германской филологии», «восточного», «русской филологии и социально-гуманитарных наук» и «физической культуры».

Объем выборки составили 128 студентов I-V курса в возрасте от 17 до 24 лет (M = 19,7; SD = 1,6). В выборку вошли 69 девушек в возрасте от 17 до 22 лет (M = 19,4; SD = 1,4) и 59 юношей в возрасте от 17 до 24 лет (M = 20,1; SD = 1,7).

Исследование проводилось  в форме тестирования, в результате которого испытуемые письменно отвечали на вопросы методики на специально подготовленных бланках. Опросные бланки (4 страницы стимульного материала) были представлены на страницах формата А4, где располагались следующие методики: методика «Опросник объективного измерения статусов эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса, (1 страница стимульного материала), методика «Тест статуса и структуры эго-идентичности (СЭИ-тест)» Е.Л. Солдатовой (2 страницы стимульного материала) и методика определения уровня эмоционального интеллекта Н. Холла (1 страниц стимульного материала). Кроме того, опросный лист содержал биографическая информация (Ф.И.О., возраст, пол, факультет).

В ходе исследования испытуемые имели возможность задать вопросы, направленные на разъяснение содержания используемых в методиках утверждений  и оценочных шкал.

Тестирование заняло в  среднем 30-40 минут. Наше эмпирическое исследование проводилось в групповой форме, в часы аудиторных занятий (предварительно нами было получено согласие на исследование от преподавателей, на занятиях которых проводилось тестирование). Студенты приняли участие в исследовании добровольно, отнеслись к нему с интересом, ответственно и серьезно. Кроме того, тестирование проходило анонимно. Соответственно, можно считать полученные данные достоверными.

Для решения поставленных в ходе эмпирического исследования задач нами использовались специальные  методы:

  1. Проведение тестирования с помощью методик:
    • методики исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта – методика определения уровня эмоционального интеллекта Н. Холла;
    • методики измерения статуса эго-идентичности – «Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса в адаптации Гавриловой Т.А., Глушак Е.В.;
    • методики измерения статуса и структуры эго-идентичности – «СЭИ-тест» Е.Л. Солдатовой;
  1. Методы обработки полученных результатов – методы математико-статистического аппарата:
    • корреляционный анализ данных, проведенный с помощью критерия ранговой корреляции Rs-Спирмена;
    • сравнительный анализ данных, проведенный с помощью критерия U-Манна-Уитни [17], [21], [30].

Для проведения статистического  анализа полученных в ходе эмпирического  исследования данных нами использовалась компьютерная программа SSPS версия 17.0.

 

3.2. Результаты эмпирического  исследования особенностей и  структуры эмоционального интеллекта  и статуса эго-идентичности студентов  педагогического института

 

Результаты нашего эмпирического  исследования представлены в двух сводных  таблицах: «Таблица 1. Сводная таблица результатов эмпирического исследования статусов и структуры эго-идентичности (по методикам «СЭИ-тест» Е.Л. Солдатовой и «Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности» (OMEIS-R) Дж.Р. Адамса)» и «Таблица 2. Сводная таблица результатов эмпирического исследования парциального и интегрального эмоционального интеллекта (по методике «Опросник определения уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла)».

Первоначально мы провели  анализ процентного соотношения  лиц с разными статусами эго-идентичности по результатам выполнения методик  «Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса и «СЭИ-теста» Е.Л. Солдатовой. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Процентное соотношение  лиц с разными статусами эго-идентичности по результатам выполнения методики «Опросник объективного измерения  статуса эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса

 

Статус эго-идентичности

«Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса

Частота

Процент

Диффузный

120

93,8

Принятый

2

1,6

Мораторий

5

3,9

Достигнутый

1

0,8


 

Характерным для подавляющего большинства студентов, принявших  участие в эмпирическом исследовании, типом эго-идентичности по методике OMEIS-R является «диффузный статус эго-идентичности» (93,8 %). Соответственно, наша выборка однородна в распределение данного признака, что несколько затрудняет проведение сравнительного анализа данных, полученных в ходе процедуры исследования.

Информация о работе Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи