Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72

Файлы: 1 файл

Исследование эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института.docx

— 224.97 Кб (Скачать)

Структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмана иерархична. Так, идентификация  эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время одним из аспектов управления эмоциями является способность  продуцировать эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращенные к другим людям, являются детерминантой четвертой: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.

В дальнейшем Д. Гоулман доработал  структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причем применительно  к различным категориям людей  эта структура несколько различается.

Так, автор рекомендует  преподавателям развивать такие способности, как:

  • понимание собственных эмоций (узнавание собственных эмоций, понимание источников чувств, осознание различий между чувствами и действиями);
  • контроль собственных эмоций (терпимость к фрустрирующим событиям, управление гневом, избегание оскорблений и унижений, выражение гнева без эмоциональных вспышек, избегание внутренней и внешней агрессии; наличие позитивных чувств по отношению к себе, школе, семье; управление стрессом, преодоление одиночества и социальной тревожности);
  • самомотивация (ответственность, фокусирование на задаче, неимпульсивное поведение и т.д.);
  • понимание эмоций других (эмпатия, понимание перспектив других, умение слушать);
  • социальные умения (понимание других и взаимоотношений с ними, компетентное разрешение конфликтов, решение межличностных проблем, компетентная коммуникация, способность быть популярным, открытым, дружественным, вовлеченным и т.д.).

В развитии эмоционального интеллекта лидеров Д. Гоулман признает важными следующие его составляющие и связанные с ними навыки:

  1. личностные навыки:
    • эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений;
    • точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей;
    • уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности;
    • обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы;
    • открытость: проявление честности и прямоты; надежность;
    • адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий;
    • воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества;
    • инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности;
    • оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи;
  1. социальные навыки:
    • сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам;
    • деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне;
    • предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей;
    • воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего;
    • влияние: владение рядом тактик убеждения;
    • помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений;
    • содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении;
    • урегулирование конфликтов: разрешение разногласий;
    • укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей;
    • командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.

Несомненной заслугой Д. Гоулмана является стимулирование людей к  развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или  иных сферах деятельности. Тем не менее, очевидно, что среди структурных  компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Д. Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и  навыки.

Еще более широкая трактовка  эмоционального интеллекта содержится в модели Р. Бар-Она [3]. Автор определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, которые дают человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Р. Бар-Он выделяет пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждая из пяти составляющих эмоционального интеллекта состоит из нескольких субкомпонентов:

1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;

2) навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;

3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;

4) управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;

5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

Основанием для предложенной модели является профессиональный опыт автора и анализ литературы, т.е. эмпирическое обоснование выделения именно этих компонентов не получено.

Отталкиваясь от существующих концепций, отечественный психолог Д.В. Люсин [22] предлагает свою модель эмоционального интеллекта. Он понимает под эмоциональным интеллектом способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные  эмоции, и на эмоции других людей. Таким  образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте (в психологических исследованиях эмоционального интеллекта приняты следующие сокращения для данных видов интеллекта – ВЭИ и МЭИ, соответственно). Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.

Представляется неправильным трактовать эмоциональный интеллект как чисто когнитивную способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Разумно предположить, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям.

Поэтому эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. Можно указать на три группы таких факторов, представленных на рисунке 1.

 

Рисунок 1.

Структура эмоционального интеллекта в модели Д.В. Люсина

[22]


 



 

 


 

 

 

 

 

 

Предлагаемая модель эмоционального интеллекта принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Для измерения предложенного конструкта могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники. Для измерения внутриличностного эмоционального интеллекта больше подходят опросники, поскольку сомнительно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценить с помощью задач, имеющих правильные и неправильные ответы. При измерении межличностного эмоционального интеллекта использование задач более уместно, хотя при этом возникают сложные методические вопросы, связанные с определением правильных и неправильных ответов.

Д.В. Люсин [22] считает, что предложенная модель эмоционального интеллекта носит предварительный характер. Для ее эмпирического обоснования и уточнения нужно провести ряд исследований. В частности, необходимо разработать методику, которая позволила бы измерять эмоциональный интеллект в рамках сформулированной теоретической позиции.

Также многими авторами и  исследователями указываются следующие  компоненты эмоционального интеллекта:

1. Самосознание;

2. Контроль импульса;

3. Настойчивость;

4. Энтузиазм;

5. Мотивационная составляющая:

      • стремление к достижениям;
      • активность;
      • инициатива;
      • подчинение эмоций реализации намеченных целей;
      • оптимистичный подход к жизни [33];

6. Эмоциональная эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого [10];

7. Социальная ловкость (гибкость) – это способность перестраивать наши эмоции, мысли и поведение применительно к изменяющимся ситуациям и условиям;

8. Общественные умения:

      • способность вызывать у других желаемую эмоциональную реакцию;
      • достигать взаимопонимания;
      • сотрудничать;
      • побуждать других к достижению значимых целей;
      • способность культивировать положительные эмоции у себя и у других;

9. Эмоциональный самоанализ – изучение и понимание себя;

10. Ассертивность (самоутверждение):

      • способность выражать чувства;
      • способность открыто высказывать убеждения и мысли;
      • способность защитить свои личные права [33];

11.  Эвристический потенциал:

      • вигильность как способность к направленности и сосредоточенности на новых впечатлениях, переживания;
      • эмоциональная креативность [11].

Подводя итог, следует сказать, что единой модели эмоционального интеллекта в настоящий момент времени не существует. Однако все имеющиеся  модели эмоционального интеллекта сводятся к двум основным типам – психометрическому  и смешанному. В рамках отечественной  психологической науки разрабатывается  собственный взгляд на структуру  эмоционального интеллекта. Данным вопросом, в первую очередь, занимается Люсин. Но, необходимо отметить, что его  работа носит предварительный и  ориентировочный характер, т.к. не разработана  до конца.

Также стоит указать, что, хотя многие исследователи понимают структуру эмоционального интеллекта по-разному, большинство исследователей рассматривает ее как сложную  и многокомпонентную.

 

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов  педагогического института

 

3.1. Программа и организация  процедуры эмпирического исследования  особенностей эмоционального интеллекта  и статуса эго-идентичности студентов  пединститута

Информация о работе Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи