Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа
Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72
Достигнутая эго-идентичность – это статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора. Такой индивид знает, кто он и чего хочет, и сам выбирает, как жить, придерживаясь сформулированным для себя нравственным правилам. Свои цели, ценности, убеждения он переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни, а также высокий уровень внутренней психической цельности и социальной адаптации.. Лицам, достигшим зрелости, свойственны самопринятие, стабильное самоопределение и сознательный выбор профессии, религии и политических взглядов.
Для индивидов со статусом достигнутой эго-идентичности характерны ощущение определенности и устойчивости в собственных целях, ценностях, убеждениях, субъективное чувство неизменности принятых решений, самоэффективность, вера в себя, собственные способности и возможности для реализации своих мотивов и целей. Такие молодые люди знают, кто они и чего хотят, и соответственно структурируют свою жизнь.
Им свойственны высокая эмоциональная самооценка и высокая степень ценности собственного «Я» для других, что обуславливает их открытость и готовность к дружеским отношениям с окружающими. Индивиды с достигнутым статусом эго-идентичности понимают и принимают ответственность за собственную жизнь и будущее. Более эффективно работают в условиях стресса, демонстрируют более широкий кругозор, показывают более высокий уровень рефлексии при принятии решений и реализуют творческий подход к решению проблем. Имеет достаточно гармоничные отношения с родителями и семьей, а также определенные требования к партнеру.
Такие индивиды обладают внутренней гармонией и принятием своих способностей, возможностей и недостатков. В целом статус достигнутой идентичности является наиболее желательным психологическим состоянием.
Р. Бернс [7], основываясь на теории Э. Эриксона, отмечает, что данные статусы эго-идентичности отражают лишь общую логику формирования идентичности, но при этом развитие идентичности продолжается в течение всей жизни индивида. Кроме того, по мнению И.С. Кона [19], индивид может проходить через последовательность этапов развития идентичности более одного раза в жизни или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой
Предложенная в 2007 г. теория нормативных кризисов личностного развития Е.Л. Солдатовой отражает ее взгляды на динамику онтогенетического развития индивида, в первую очередь, на закономерности развития личности взрослого. Ее представления базируются на культурно-исторической теории Л.С. Выготского, концепции критических возрастов К.Н. Поливановой, совмещенных с концепцией эго-идентичности Э. Эриксона.
Е.Л. Солдатова считает, что
одним из основных вопросов, стоящих
перед психологией взрослого
человека, является решение вопроса
о содержании психологических
Однако Е.Л. Солдатова
указывает на существование такого
ядра личности, которое позволяет
исследовать отношение личности
к изменениям, происходящим в период
испытываемого ею кризиса. Данное ядро
выполняет регулирующую, управляющую
и оценивающую функции, позволяя
личности сохранить собственную
непрерывность и
Солдатова Е.Л., опираясь на концепцию структурного (статусного) строения эго-идентичности Дж. Марсиа, указывает, что для каждой фазы нормативного развития личности характерен определенный статус эго-идентичности:
Е.Л. Солдатовой в ходе предварительного исследования формирования эго-идентичности в юношеском возрасте и в кризисе перехода к взрослости были уточнены области проявления эго-идентичности:
Проведенный анализ научной психологической литературы и эмпирической проверки собственной теории, позволил Е.Л. Солдатовой уточнить особенности проявления эго-идентичности в разных фазах кризисного развития и сферах ее проявления:
До сих пор, несмотря на достаточное количество теоретических и эмпирических исследований, посвященных рассмотрению вопросов проблематики эго-идентичности, и многообразие исследовательских подходов к данному концепту, данная проблема остается одной из самых спорных и актуальных на сегодняшний момент.
Мы в своей работе будем опираться на представления об эго-идентичности сформированное в теории Э. Эриксона, который рассматривал идентичность как широкую концепцию, включающую все качества личностных сочетаний, обусловленную большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов, а также как конфигурацию, которая постепенно объединяет конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли [39].
Второй по значимости для нас является модель структуры эго-идентичности, сформированная в концепции Дж. Марсиа. С его точки зрения эго-идентичность имеет статусное строение, отражающее развитие внутреннего «Я» индивида. Он выделяет четыре статуса эго-идентичности – это диффузный, принятый, мораторий и достигнутый. При этом следует подчеркнуть, что статус достигнутой эго-идентичности считается показателем психологического здоровья и истинной зрелости, взрослости личности.
В свою очередь, в концепции
нормативных кризисов личностного
развития отечественного психолога
Е.Л. Солдатовой, предложенной в 2007 г., объединены
представления об эго-идентичности
как ядре личности и ее статусном
строении с культурно-исторической
теорией Л.С. Выготского. Она определяет
в своем подходе эго-
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке
В различных источниках английский термин «emotional intelligence» переводится неодинаково. Наряду с основным, авторы используют следующие варианты перевода: эмоциональное мышление, эмоциональная чувствительность, эмоциональное сознание, эмоциональный потенциал. Однако понятие «эмоциональный интеллект» не ново для педагогики, но в ней используются несколько другие термины, аналогичны и схожие по своему содержанию с рассматриваемым нами понятием. Так Л.С. Выготский использовал термин «обобщение переживаний», А.В. Запорожец – «эмоциональное воображение», В.С. Мухина – «разумность чувств» [23].
В первую очередь, данное понятие изучалось в зарубежной психологии, в которой были заложены основы теоретических и в последующем практических исследований содержания и структуры данного понятия.
Необходимо указать, что,
не смотря на новизну данного термина,
предистория возникновения
Первый период длился с 1900
по 1969 гг. В это время проводились
исследования эмоций и интеллекта как
таковых. Одной из работ, предвосхитивших
появление понятия «
Следующим исследователем, который стал рассматривать в структуре интеллекта по отдельности «когнитивные» и «аффективные» способности, стал Д. Векслер. Однако данным способностям в целом им было уделено мало внимания, и они не были включены в структуру его теста.
Кроме того, в этот же период
возникло такое направление в
психотерапии, как рационально-эмотивная
теория А. Эллиса, который предлагал
клиентам рассматривать собственные
эмоции через когниции, т.е. логическим
путем. Далее в 1960-х гг. появилась
когнитивно-физиологическая