Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:16, курсовая работа
Образ жизни современной молодежи складывается из многих составных частей, среди них стоит отметить самые значимые: учеба, работа, спорт, досуг, политика, семья, духовное развитие. Каждой из этих частей было уделено внимание в представленной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 стр. |
Глава 1. Понятие молодежи в современном обществе………………... | 6 стр. |
1.1. Сущность
понятий «молодежь» и « |
6 стр. |
1.2. Характеристика
современной молодежи………………………… |
10 стр. |
Глава 2. Образ жизни студенческой молодежи……………………....... | 11 стр. |
2.1. Понятие
и сущность образа жизни |
11 стр. |
2.2. Молодежь
и образование……………………………………….. |
12 стр. |
2.3. Молодежь
на рынке труда………………………………………… |
13 стр. |
2.4. Место
спорта в жизни молодежи………………… |
18 стр. |
2.5. Молодежные
досуг и увлечения………………………………… |
20 стр. |
2.6. Молодежь и политика………………………………………………. | 23 стр. |
2.7. Отношение
современной молодежи к семье…… |
25 стр. |
2.8. Духовное
состояние молодежи……………………………… |
26 стр. |
Заключение…………………………………………………… |
27 стр. |
Список использованной литературы…………………………………… | 30 стр. |
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь является определенной социально-демографической, возрастной группой со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями.
Молодёжный возраст (16 - 30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами. Поэтому для определения молодёжи исходной позицией является не этап развития онтогенеза, т.е. период юности, а конкретно-историческое общество.
Следует подчеркнуть, что молодёжь является неоднородной социальной общностью. Социальные позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному происхождению. Особую роль в духовно-нравственном развитии личности, становлении молодого поколения играют общечеловеческие ценности.
О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Социализация сегодняшних студентов происходила в условиях кардинальных социальных, политических, экономических и культурных изменений, происходивших в нашей стране в последние два десятилетия. Современная молодежь стала активной участницей этих преобразований. Как известно из теории социальной психологии, отсутствие устоявшихся моделей построения своей жизни затрудняет процесс социализации и обретения социальной идентичности юношами и девушками.
Актуальность. Современный мир, с одной стороны, предоставляет большие возможности для самореализации личности, с другой стороны, заставляет каждого человека более активно и ответственно относиться к выбору образа своей жизни. Современная студенческая молодежь - это те люди, которые будут определять направление развития нашего общества через 15-20 лет, поэтому изучение их представлений о своей жизни дает возможность заглянуть в будущее. Особый интерес вызывают представления молодежи о своей будущей работе и профессиональной карьере. От того, какое место они собираются ей отводить в своей жизни, в очень большой степени зависит развитие экономики и культуры страны в целом. Таким образом, исследование образа жизни студенческой молодежи в рамках современной экономической и социальной ситуации в стране представляет весьма значимый интерес.
Объектом данной работы является студенчество, чье жизненное самоопределение связано с получением высшего образования. Эта общественная группа занята подготовкой к высококвалифицированному умственному труду и уже в этот период участвует в различных сферах общественной деятельности. Именно процесс вузовского обучения рассматривается как жизненно важное пространство самореализации и самоопределения студенческой молодежи. Социальная экология вуза, психолого-педагогическая атмосфера и система обучения задают ту социокультурную нишу, в которой формируется будущий специалист как личность.
Цель исследования - изучение образа жизни современной студенческой молодежи через описание жизни в целом, а также отдельных ее сфер: образования, семьи, работы, досуга.
Для раскрытия данной проблемы определены следующие задачи:
В работе использованы общетеоретические методы. Системно-функциональный анализ дал возможность выявить структуру и механизм функционирования объекта исследования. Для выявления динамики развития данного вопроса в работе был применен сравнительный метод; путем вторичного анализа результатов использованы данные исследований других социологов.
Особое
внимание необходимо уделить исследованию
ценностного статуса
Определены объективные и субъективные факторы, оказывающие существенное влияние на личность студентов, ее гуманистический потенциал, среди которых: семейная среда, друзья, вузовская среда, увлечения, средства массовой информации, а также индивидуально-личностные особенности.
Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты исследования могут быть использованы:
Структура и объем. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Сущность понятий «молодежь» и «ценностные ориентации»
Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.
Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:
Таким образом, можно сделать вывод, что нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.
В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:
Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.
Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, полити-ческие взгляды и т.п.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности