Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:16, курсовая работа
Образ жизни современной молодежи складывается из многих составных частей, среди них стоит отметить самые значимые: учеба, работа, спорт, досуг, политика, семья, духовное развитие. Каждой из этих частей было уделено внимание в представленной работе.
Однако, следует подчеркнуть, что не все так печально в современном обществе. Прежде всего отметим, что молодежь обладает заметно более высоким уровнем образования, чем старшее поколение. Готовность к смене характера деятельности, которая является сегодня едва ли не главным фактором успешного трудоустройства в условиях структурной перестройки экономики, у студенческой молодежи очень высока. Только часть молодежи работают по специальности, которую они получили в учебном заведении. Из остальных половина сменила специальность после опыта работы по своей основной профессии, а половина вообще никогда по ней не работала, сразу начав осваивать другую специальность. С другой стороны, эти результаты можно интерпретировать как весьма плачевные в смысле разбазаривания квалификационного потенциала населения.
Падение “престижности” и “доходности” в общественном мнении студентов ряда специальностей не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а означает лишь смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного и высококвалифицированного труда. Наиболее прибыльной молодые россияне считают профессию бизнесмена. Однако в рейтинге престижных профессий она заняла лишь четвертое место. Первые три принадлежали профессиям высококвалифицированного умственного труда - юрист, финансист, экономист. Таким образом, хотя доходность и престижность профессий имеют значительную степень корреляции, но не только прибыльность профессии определяет степень её престижности.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная студенческая молодежь считает наиболее престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в условиях перехода к рыночной экономике. В то же время престижность работы является отнюдь не главным при выборе молодыми россиянами места работы.
Наряду с требованием хорошей оплаты оказывается содержание работы, её “интересность”. Современная молодежь так же выгодно отличается от предыдущего поколения наличием “достижительных мотиваций”, которые, согласно современной теории управления, резко повышают ценность работника даже при наличии у него той же квалификации, что и у остальных. Так, возможность профессионального роста и возможность сделать быструю карьеру важны для каждого четвертого представителя студенческой молодежи.
Студенты считают, что для получения хорошей работы прежде всего важно наличие знаний и высокой квалификации, связи и знакомства, инициативность и предприимчивость
Для
молодых россиян так же значимые
и такие факторы, как инициативность
и готовность трудиться с полной
отдачей сил. Особенно наглядно это
проявляется у той части
Готовность ориентироваться на требования рынка труда отражается и в предпочтениях молодежи по отношению к различным секторам экономики. Основная часть молодежи ориентирована на работу в частном секторе экономики. При этом приоритет отдается иностранным фирмам, частным российским предприятиям и занятиям предпринимательством. Сейчас ни для кого не секрет, что в нынешней России профессии в сфере образования, здравоохранения, науки, охраны государства не являются высокооплачиваемыми. В государственном секторе экономики хотел бы работать лишь каждый шестой молодой россиянин. В основном это те, кто невольно ориентирован на работу в госсекторе в силу особенностей своей специальности. Так, склонны работать на государственных предприятиях почти половина имеющих ученую степень или обучающихся в аспирантуре. Однако и из этой категории работников, более трети хотели бы работать на частных предприятиях.
Выгодно отличают студенческую молодежь уровень квалификации, характер трудовых мотиваций, а также готовность учитывать требования рынка труда. Речь идет в первую очередь о навыках работы на компьютере, общения на иностранных языках, вождения автомобиля.
Стремление молодежи к активному освоению знаний, навыков и умений, необходимых для успешной конкуренции на рынке труда, проявилось и в ответах на вопрос о желании уехать за рубеж.
Среди студенческой молодежи, установилось следующее распределение требований к работе, после окончания ВУЗа:
Следует
еще раз подчеркнуть,
что малые города ориентируют
юное население лишь
на получение высокой
заработной платы, независимо
от творческих планов
и способностей молодежи.
2.4. Место спорта в жизни молодежи
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого молодого человека и он не в праве перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает так, что период учебы связан с неправильным образом жизни, а именно: вредными привычками, гиподинамией, перееданием. И студент уже к 20-25 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда он начинает задумываться о своем здоровье.
Период обучения в вузе является самым благодатным, студенты считают, что здоровье будет всегда, т.к. забота о нем переложена современностью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны «поставлять» здоровье, как продукты, товары, услуги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья. Условия обучения и жизнедеятельность студенческой молодежи далеко не идеальны. Загруженность в течение семестра в пределах 6-9 часов ежедневно, и не менее 12-16 - в периоды сессии, в результате которой в организме человека накапливается усталость, и студент, едва справившись с интенсивными перегрузками экзаменационной сессии, не восстановившись в каникулярное время, постоянно находится в состоянии недосыпания, утомления, сниженной работоспособности.
Как уже было отмечено раннее, отличительной особенностью ценностной сферы личности современных студентов является их высокая гибкость и динамичность, преобладание индивидуальных ценностей над социальными, потребления над духовностью и нравственностью. Приоритеты здорового образа жизни, как одного из важнейших компонентов полноценной, гармоничной жизни человека, уступают целевым установкам на материальное благосостояние, обучение, получение профессионального образования, карьерный рост. Но именно здоровье: физическое, психическое, социальное, нравственное, которое формируется в процессе занятий физической культурой и спортом, является обязательным условием успеха в жизни. Отношение к здоровому образу жизни, ранее сформированное под влиянием уровня культуры окружения, воспитания в семье и школе, в высшем учебном заведении тесно связано с вузовской средой, материально-техническим обеспечением, контингентом педагогов и, что самое главное, мотивацией и волевыми качествами студента, его самоорганизацией, самодисциплиной, саморазвитием.
Выбранный образ жизни на период пребывания в вузе связан и с главным компонентом трудовой деятельности студента - умственной работой, что конкретно отражается с формированием граней личности.
Здоровье все более приобретает двойную ценность: инструментальную - в тактическом, деятельностном жизненном плане, и терминальную - стратегическом, ценностно-смысловом.
Физическую культуру и спорт необходимо рассматривать сегодня не только как элемент культуры и образа жизни общества, как эффективное средство физического воспитания, укрепления и сохранения здоровья, но и как фактор развития духовных, морально-этических устоев человека, как систему нравственных ценностных ориентиров, которая способствует формированию всесторонней, гармонической личности студента.
Рассматривая индивидуально-личностную ценность спорта, как вида деятельности, можно выделить несколько основных моментов:
Таким
образом, спорт и физическая культура,
выступая важнейшим элементом системы
ценностей студенческой молодежи, должны
занять приоритетное место в их повседневной
деятельности, стать неотъемлемой частью
их образа жизни.
2.5. Молодежные досуг и увлечения
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает студентов его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать различные формы деятельности. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации.
Практика студенческого досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, виртуальное общение и игры, ток-шоу, спортивные и прочие секции, КВН. Однако, не всегда культурно- досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей.
Результаты исследования показали, что зачастую молодежи просто негде провести свой досуг. В ходе опроса очень часто встречались жалобы на нехватку мест отдыха молодого населения. Многие города, несмотря на свое культурное и рекреационное разнообразие ресурсов, не обладают в достаточной мере достойной инфраструктурой развлекательного характера для молодежи. Места отдыха подобного плана ограничиваются набольшим количеством ночных клубов, двумя кинотеатрами и несколькими центрами дополнительного образования. Власти города в большинстве случаев остаются равнодушны к просьбам молодого поколения о создании новых мест культурно-массового отдыха. Различные кружки и студии держатся на энтузиазме их руководителей, которые сами, к сожалению, не в силах решить проблему финансирования данной отрасли.
Юноши и девушки проводят свободное время в кинотеатрах и ночных клубах, предпочитая в значительной мере эти места отдыха библиотекам и различным секциям. Спортом занимаются лишь около 20% опрошенных студентов.
На вопрос «Где и как Вы проводите свой досуг?» многие представители студенческой молодежи ответят: дома. С чем это может быть связано, кроме того, что нет общественных мест для отдыха?
Прежде всего с тем, что у многих представителей студенческой молодежи есть дома компьютер, подсоединенной к глобальной сети Интернет. Это позволяет им, не выходя из дома получать новые впечатления, знания и навыки; общаться с различными людьми (всевозможные форумы, блоги, социальные сети); отдыхать и расслабляться (компьютерные игры, мультимедийные приложения).
К сожалению, в современном обществе значительно снизилась популярность такого хобби как чтение. Исследования показывают, что треть студентов вообще не увлекается чтением (не считая обязательной образовательной литературы), треть читает развлекательную литературу (детективы, романы, фантастика) и только 10% изредка притрагиваются к классическим произведениям, представляющим наибольшую культурно-социальную значимость в развитии личности. Однако сейчас, постепенно чтение возвращается в ряд приоритетных направлений проведения досуга.
Музыка среди студентов является одной из базовых составляющих, отражающих образ жизни и поведение этой особой социальной группы населения. Зачастую увлечение той или иной музыкой объясняют многие поведенческие особенности молодых граждан. Наиболее популярными сейчас являются следующие направления: популярная современная музыка, рок, техно, альтернативная, классическая.