Особенности социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:27, реферат

Краткое описание

Особенности социологического исследования заключаются
в конкретности, то есть изучаются конкретно существующие или существовавшие люди, изучается реальная социальная действительность;
в системности, то есть социальная действительность рассматривается как реально функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.

Файлы: 1 файл

В основе социологического исследования лежит его программа.docx

— 28.40 Кб (Скачать)
 

 

  В основе социологического исследования лежит  его программа. Программа социологического исследования - это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

  Особенности социологического исследования заключаются

  в конкретности, то есть изучаются конкретно существующие или существовавшие люди, изучается  реальная социальная действительность;

  в системности, то есть социальная действительность рассматривается как реально  функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.

  Особенность подхода к изучению социальных систем  состоит в конкретно-историческом анализе, осуществляемом, как правило, на основе идеологической позиции (как  научной, так и политической)  исследователей.

  Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Практика убедительно доказывает, что умело разработанный план социологического исследования хорошее подспорье для его организаторов: он позволяет заранее предусмотреть, наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

  Разработка  такого плана предусматривает строгий  учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны  принципам планирования управленческой и исполнительной деятельности. Поэтому  здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, управления.

  Структурными  компонентами плана  социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

  Блок  первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, интервьюеров, кодировщиков текста); проведение пробного исследования, внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации, размножение инструментария (анкеты, бланки-интервью, бланки формализованного наблюдения и т.д.) для полевого исследования, составление сметы и расчет материальных финансовых затрат на исследование.

  Блок  второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социальной информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических “выходах” исследования, и центральный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

  Блок  третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на компьютере. На этом этапе исследовательская группа взаимодействует с работниками вычислительного центра. Под контролем последних формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется проверка качества заполнения бланков-интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, ввод первичной информации в компьютер. В результате обработки информации на компьютере исследовательская группа получает виды распечаток социологических данных.  

  Блок  четвертый, включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных, прогнозов.

  Программа состоит из теоретического (методологического) и процедурного разделов.

  Теоретический раздел включает в себя формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования (то есть область социальных противоречий, их спецификация); формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.

  Процедурный раздел включает в себя принципиальный план последовательности проверки основных гипотез; обоснование системы выборки; описание формирования выборочной совокупности; описание основных процедур сбора и анализа первичных данных; логические схемы обработки данных; инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.); рабочий план-график выполнения этапов исследования.

  Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти  от исходных теоретических  положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки  и анализа материала  и, во-вторых, как  от полученных фактов, от накопленного эмпирического  материала снова  подняться к теоретическим  обобщениям, чтобы  исследование не только давало практические рекомендации, но и  служило основой  для дальнейшего  развития самой теории.

  Проблемная  ситуация - это реально  существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

  Социолог  фиксирует противоречия между знанием  и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым  фактам. Отсюда формируется объективная  потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации. Для этого надо:

  1. Перевести  интуитивно улавливаемые противоречия  на язык точного описания, отделить  известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

  Предварительный анализ проблемной ситуации включает: а) внешние наблюдения; б) свободные  интервью с участниками проблемной ситуации; в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной  документации, результатов предшествующих социологических исследований; г) свободные интервью с экспертами;

  2. Вычленить  проблематику, решение которой является  компетенцией социологического  познания;

  3. Очертить  в проблемной ситуации основные  для социологического исследования  факторы и выделить среди них  главные и второстепенные;

  4. Определить  тип проблемной ситуации (доминирующую  направленность): теоретическая проблема, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере; практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

  Сформулированная  проблема есть результат осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется  в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины таких-то и  таких-то явлений? Установка: Найти  способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки (то есть исходя из разработанных  систем теоретических знаний в данной сфере), адекватно отражающих содержание вопроса (установки). Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает  необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необходимость строгих  организаций, уточнений проблем  путем:

  а) выделения  объекта и предмета исследования;

  б) постановки целей и задачи исследования;

  в) предположения (гипотез), вариантов решения поставленной проблемы. В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и  содержание исследовательской работы.

  Проблема  становится обозримой, когда она  уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения объекта и  предмета исследования. Объект исследования - это носитель социальной проблемы. Это могут быть конкретные люди (группа, коллектив, слой, класс и т.п.), социальные явления и процессы (общественное мнение, отношение людей к какой-либо общественной проблеме, состояние социального объекта, например, моды, подготовленности или готовности социальной группы к осуществлению какой-либо деятельности, социальная стратификация, социализация, миграция и т.п.).

  Объект  социологического исследования - это  деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в  которых эта деятельность осуществляется. При описании объекта социального  исследования должны учитываться следующие  его характеристики: профессиональная принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая), временные границы.

  Прикладные  социологические исследования чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для  выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной группы людей: студентов, рабочих, молодых специалистов и т.п. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы (отличаться недостаточным уровнем общих или профессиональных знаний, затрудняющим подготовку квалифицированных специалистов, либо адаптацию к новым технологическим требованиям производства, например, в результате компьютеризации), а значит, и быть объектом исследования.

  Предмет исследования - это то, что изучается в объекте, то есть на что направлено изучение, те свойства и стороны объекта, которые отражают определенную проблему. Это могут быть социальные явления и процессы, если объектом выступают конкретные социальные общности; степень выраженности свойств, характеристик, структура социальных явлений и процессов, общностей людей и т.п. Выбор предмета исследования:

  1. Ориентируется  на тот набор переменных и  связей между ними, которые наиболее  выпукло выражают центральный  вопрос проблемы.

  2. Очерчивает  границы (рамки) предпринимаемого  исследовательского поиска.

  Цель  социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию - теоретическую или  прикладную. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая проблема, как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.

  Четкой  постановкой целей исследования достигается:

  1. Одновременная  (осознанная или неосознанная) формулировка  гипотез о возможных решениях  поставленной проблемы, чем обеспечивается  ориентация дальнейшего хода  исследования;2. Определение объема  работы, временных и финансовых  затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для  получения ожидаемого результата;

  3. Регулирование  взаимоотношений заказчика и  исполнителя, обеспечивающее нормативную  сторону программы как официального  документа и определяющее форму  представления результатов исследования. Это снимает: а) необоснованные  обещания исполнителя; б) завышенные  ожидания и необоснованные претензии  заказчика.

  Задачи  исследования - это  содержательно-организационная  детализация поставленных целей. Они формулируются в соответствии с целью исследования и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

  Основные  задачи исследования заключают в  себе поиск ответа на его центральный  вопрос: каковы пути и средства решения  исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности  учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск  факторов, дестабилизирующих этот процесс. Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует  выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются  дополнительные задачи. В последнем  примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление  степени обеспеченности студентов  учебниками, оценка их материального  положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.

Информация о работе Особенности социологического исследования