Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:27, реферат
Особенности социологического исследования заключаются
в конкретности, то есть изучаются конкретно существующие или существовавшие люди, изучается реальная социальная действительность;
в системности, то есть социальная действительность рассматривается как реально функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.
Описательные
и аналитические
Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели:
1. Исследовательские
задачи формулируются как
2. Каждому
виду исследовательских задач
(эмпирические, теоретические, логические)
соответствует определенный
3. Не
допускать перемешивания целей
и задач, основных и не
Определившись
с объектом и предметом исследования,
с его целями и задачами, у исследователя
возникает необходимость
Системный анализ объекта и предмета исследования - это способ научного познания (совокупность методов и средств), который требует рассмотрения частей в неразрывном единстве с целым. Он сформировался путем конкретизации материалистической диалектики при изучении сложных объектов. Центральным понятием в нем выступает система как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, которые обеспечивают ее устойчивость (стабильность), качественную определенность (направленность функционирования и развития).
Элементом
системы является неделимый далее
компонент (единица анализа) действительности
в конкретном способе рассмотрения
конкретного социального
Основными типами поведения систем по отношению к среде обитания и к более крупным системам являются: реактивное - определяемое средой обитания и более крупными системами; адаптивное - определяемое средой обитания и более крупными системами на основе саморегуляции системы; активное - определяется самой системой, преобразовывая среду обитания и оказывая влияние на развитие более крупных систем.
Принципами описания социальной системы выступают: принцип взаимосвязи системы со средой; принцип целостности; принцип структурности; принцип управления; принцип иерархичности; принцип множественности (многовариантности) описания систем.
В ходе проведение системного анализа объекта и предмета социологического исследования осуществляется операционализация понятий - научная процедура связи концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается в объединении в единое целое проблемы формулирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов, то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.
Составной частью операционализации является интерпретация основных понятий как их теоретическое и эмпирическое уточнение. Выделяются теоретическая и эмпирическая интерпретация. Теоретическая интерпретация понятий это уточнение понятия в связи с другими понятиями системы, определение его места в ней с точки зрения теории в которую оно включено; выяснение отношения понятия к употреблению в других теориях. Для обеспечения надежности и адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:
а) соотнесение
специфических понятий с
б) достижение
однозначности в понимании
в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.
В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:
выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам языка данной теории;
придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения);
выработки нового определения понятия.
Данные уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.
Эмпирическая интерпретация понятий это процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов; соотнесение понятия с явлениями (элементами) социальной реальности так, чтобы явления были охвачены их содержанием и, таким образом, превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия, то есть это операциональное определение понятий. Она включает в себя экспериментальную ситуацию, а не является логической процедурой определения, это разработка средств фиксации данных (поиск индикаторов, разработка индексов, шкал, анкет и т.д.).
Цель эмпирической интерпретации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.
Главная задача эмпирической интерпретации - обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты). Критерии отбора индикаторов:
1. Необходимость
и достаточность индикатора
2. Обеспеченность
индикаторов доступными
3. Возможность
надежного методического
4. Набор
индикаторов должен быть
Процедура эмпирической интерпретации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейший пример: индекс групповой сплоченности есть отношение числа позитивных (положительных) взаимных выборов к числу всех возможных выборов; понятие групповой сплоченности определяется через индикатор “взаимные выборы”; средство регистрации - простейший расчет.
Операционализация понятий является условием построения системы социальных показателей и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Ее конечная цель заключается в совмещении концептуальной модели объекта исследования с его инструментальной моделью, то есть выдвижение и обоснование основных гипотез исследования.
Гипотеза исследования это обоснованное предложение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме функционирования, развития и т.д. Гипотезы исследования должны соответствовать исходным принципам применяемой социологической теории; содержать взаимосвязанность и представительность системы доказательств выдвинутого объяснения, доступность проверки в ходе конкретного социологического исследования (указать способ проверки); не противоречить известным и проверенным фактам, а так же друг другу. Гипотезы должны быть достаточно просто и доступно сформулированы.
Различают гипотезы: по содержанию предположений об объекте - описательные (структурные и функциональные) и объяснительные (причинно-следственные); по задачам - основные и не основные; по степени разработанности и обоснованности - первичные и вторичные (выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными).
В социологическом
исследовательском проекте
Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование, когда для объяснения новых фактов:
а) недостаточно
имеющихся теоретических
б) не пригодны общие имеющиеся знания.
Отправным
пунктом разработки гипотез выступают
эвристический потенциал
Цели выдвижения гипотез:
а) сузить
массы возможных предложений
и догадок при решении
б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.
Требования к выдвижению гипотез. Выдвигаемая гипотеза должна:
1) быть
достаточно теоретически
преемственной с предыдущим знанием, не противоречить фактам науки, оспариваться могут положения и выводы;
2) быть
однозначно логически
3) заключать
понятия, получившие
4) быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;
5) заключать
возможность эмпирической
Отвечающие данным требованиям гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.
Гипотезы включают в себя две части: содержательная (определяется в первом разделе программы) и статистическая (определяется во втором разделе программы). Статистическая гипотеза это математическое описание содержательной гипотезы на основе собранных эмпирических данных: гипотеза о виде статистического закона распределения генеральной совокупности на основе критериев согласия, гипотеза о соответствии предлагаемой выборочной совокупности генеральной с помощью критериев значимости.
Информация о работе Особенности социологического исследования