Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72

Файлы: 1 файл

Исследование эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института.docx

— 224.97 Кб (Скачать)

Следующий этап становления  понятия «эмоциональный интеллект» длится с 1970 по 1989 гг. Его можно охарактеризовать возрастанием интереса к взаимодействию когнитивных и эмоциональных  процессов. Все большее распространение  получают когнитивные теории, рассматривающие  эмоции как функции разума. Существенный вклад в развитие эмоционального интеллекта косвенно внес Р. Лазарус. Он в своей концепции выделяет такие положения, как:

    • любая эмоциональная реакция – это функция особого рода познания или оценки;
    • эмоциональный ответ – это некий синдром, отражающий какой-либо важный момент в общей реакции [14].

Также идет активное развитие идеи множественного интеллекта. Так, Х. Гарднер выдвигает предположение  о существовании разнообразных  интеллектуальных способностей, в число  которых он определил интрапсихические (способности к интроспекции) и  личностные способности. Примерно в  это же время в теории Р. Стенберга  было выдвинуто понятие «практический  интеллект». В целом введению понятия  «эмоциональный интеллект» способствовали исследования в смежных психологии областях наук, в частности работы, изучающие физиологию головного  мозга (взаимосвязь между эмоциями и когнициями), детской психологии.

Существенным «достижением»  в развитии концепции эмоционального интеллекта стало то, что в 1985 г. Р. Бар-Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности» и предлагает анкету (EQ-i) для его измерения [24]. А в 1986 г. термин эмоционального интеллекта был впервые употреблен в диссертации В.Л. Пейна.

Косвенными предпосылками  формирования определения эмоциональный  интеллект стали идеи, предложенные в бихевиаристическом направлении  психологии – концепции самоэффктивности А. Бандуры [1].

Также влияние на развитие эмоционального интеллекта оказала  гуманистическая психология. После  того, как Абрахам Маслоу в 1950-х  годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные  интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы [8].

Следующий этап становления  данного понятия занял период с 1990 по 1993 гг. В этот период «эмоциональный интеллект» был определен как  отдельный и самостоятельный  концепт психологической науки  и начинает использоваться как предмет  психологических исследований.

Впоследствии один из исследователей гуманистической волны П. Салоуэй  в 1990 г. выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. В этой же статье и был впервые введен термин «эмоциональный интеллект». Он писал, что разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба этих явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни. Кроме того, он указывал, что эмоциональный интеллект – это один из основных видов интеллекта [1]. В этот же период становления рассматриваемого концепта появляется первый диагностический инструмент его измерения MEIS (П. Сэловей, Дж. Мейер, 1990). На основе проводимых в данный период эмпирических исследований П. Сэловея, Дж. Мейера. [Цит. по: 1, c. 89]предложено следующее определение эмоционального интеллекта: «когнитивная способность рассуждать об эмоциях и использовать эмоции для улучшения мыслительной деятельности; включает способности точно различать эмоции, вызывать эмоции для содействия мышлению, понимать эмоции и эмоциональные знания и осознанно регулировать эмоции, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту, т.е. эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, связанный с обработкой, интерпретацией и использованием эмоциональной информации».

Четвертый этап становления  понятия «эмоциональный интеллект» занял период с 1994 по 1997 гг. В данный период идет популяризация этого  концепта. Возрастание интереса началось с публикации книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект», а далее благодаря  работам и Манфреда Ка де Ври. В  дальнейшем идеи Д. Гоулмена развил М. Энтони идеи, а также успешно применил их в обучении торговых и страховых агентов, менеджеров по продажам, консультантов и других профессионалов, чей успех напрямую зависит от их способности эффективно общаться с другими людьми. [8]

Пятый этап формирования концепции  эмоционального интеллекта начался  с 1998 г. и длиться по настоящее время. Основным содержанием данного периода является прояснение сущности этого феномена и проведении эмпирических исследований различных аспектов проблематики эмоционального интеллекта, а также разработки диагностического интструментария его измерения и программ развития [1].

Несмотря на то, что категория  «эмоциональный интеллект» в современном  употреблении и понимании известно в зарубежной психологии с 1995 г., в отечественной психологии идея единства эмоциональной и интеллектуальной сфер отразилась в трудах Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомирова. Однако, в российской психологической науке впервые понятие «эмоциональный интеллект» было использовано Г.Г. Гарсковой.

Исследования Л.С. Выготского эмоциональной и интеллектуальной сфер послужили основанием для последующих  выводов об их взаимосвязи: развитие эмоций идет в единстве с развитием  мышления, эмоции участвуют в регуляции  мышления и его мотивации и, следовательно, эмоция – одна из составляющих мышления.

Далее идея Л.С. Выготского о  взаимосвязи эмоционального и интеллектуального  стала развиваться А.Н. Леонтьевым, в работах которого было показано, что мышление имеет эмоциональную регуляцию [1].

Его позицию разделял и  Л.С. Рубинштейн, который  говорил  о том, что эмоциональные и  интеллектуальные процессы не могут  противопоставляться. По мнению Л.С. Рубинштейна, эмоция представляет собой единство эмоционального и интеллектуального, и познавательные процессы, в свою очередь, также являются единством  интеллектуальной и аффективной сфер. Т.е. эмоциональные и интеллектуальные процессы неразрывно связаны между собой. Своими исследованиями С.Л. Рубинштейн предвосхищает саму идею эмоционального интеллекта.

А.Р. Лурия также считал, что интеллектуальные, аффективные  и нейрофизиологиские процессы взаимосвязаны [1].

Принципа взаимосвязи  интеллектуального и эмоционального придерживалась и Б.В. Зейгарник. Она  говорит о зависимости значимости предмета, события или явления  от того, какой смысл они приобрели  для человека. В разных жизненных  условиях они могут приобретать  различный смысл для человека, несмотря на то, что знания о них не изменяются [13]. Т.е. мышление подлежит эмоциональной регуляции.

Также свой вклад в развитие термина «эмоциональный интеллект» внес О.К. Тихомиров [1]. Он занимался проблемой эмоционального мышления и говорил о включении в процесс решения задач и эмоциональной составляющей. О.К. Тихомиров также придерживается позиции взаимосвязи когнитивной и аффективной составляющих. Он считает, что эмоциональным состояниям в мышлении присуще различные регулирующие и эвристические функции. Также, по его мнению, эмоциональная активизация является необходимым условием интеллектуальной деятельности [1].

Также свой вклад в изучение проблемы эмоциональности в отечественной  психологии внесли И.В. Пацявичус, А.Е. Ольшанникова, И.А. Переверзева, А.А. Борисова, В.Г. Зазыкин, Е.А. Киселева, А.А. Бодалева и др. [1].

Таким образом, мы видим, что  появлению понятия «эмоционального  интеллекта» предшествовало множество  исследований и работ, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Но, несмотря на это, проблематика эмоционального интеллекта мало разработана, не освещенными  остаются многие аспекты и вопросы, связанные с данным понятием. Кроме  того, имеющиеся исследования разобщены  и разрознены.

 

2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки

 

Как мы уже говорили выше, одной из предпосылок появления  термина «эмоциональный интеллект» послужили исследования Х. Гарднера. Эмоциональный интеллект как  таковой в своей работе Х. Гарднер [Цит. по: 2, c. 82] не выделяет, но говорит о семи основных формах интеллекта. Одной из этих форм является межличностный интеллект, который, в свою очередь, включает способность наблюдать чувства других и использовать эти знания для прогнозирования их поведения. Еще одна форма, выделенная Х. Гарднером, – личностный интеллект также связана с чувствами, и близка к определению эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо.

В данное время имеется  всего лишь несколько концепций  того, что такое «эмоциональный интеллект», но единой точки зрения на содержание этого понятия нет. Согласно представлениям авторов оригинальной концепции  эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо [Цит. по: 3, с. 29], эмоциональный интеллект – это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

Д. Гоулман [Цит. по: 2, с. 84] определяет эмоциональный интеллект как перечень различных, порой весьма далеких друг от друга личностных особенностей, среди которых мотивация, оптимизм, настойчивость, сердечность и другие.

С. Стайн и Г. Бук в  своей книге «Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех» [33] описывают эмоциональный интеллект как способность воспринимать эмоции; быть доступным эмоциям и генерировать их так, чтоб содействовать мышлению; способность понимать эмоции и их смысл и мысленно управлять эмоциями так, чтобы содействовать эмоциональному и интеллектуальному росту. Кроме того, эмоциональный интеллект рассматривается ими как система умений, которая дает человеку возможность прокладывать свою дорогу в сложном мире, как личные, социальные и выживательные аспекты общих способностей, неуловимый здравый смысл и чувствительность, которые существенны для эффективного ежедневного функционирования.

А..В. Садокова в своей  статье «Связь эмоционального интеллекта личности с результатами поэтапного формирования моральной компетентности» [Цит по: 29, с. 94] говорит о следующем определении эмоционального интеллекта: «эмоциональный интеллект – это способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции».

С точки зрения отечественного психолога А. Тихомирова [34], эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций.

Г.Г. Гарскова [Цит по: 15, c. 243] определяет эмоциональный интеллект как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

По определению И.Н. Андреевой [2] эмоциональный интеллект – устойчивая ментальная способность, входящая в более широкий класс ментальных способностей и рассматриваемая как подструктура социального интеллекта, а также как часть свойств личности – как позитивный фактор индивидуальности для межличностного взаимодействия.

Таким образом, подводя итог необходимо указать на то, что понятие  «эмоциональный интеллект» ново и слабо  разработано как в зарубежной, так и отечественной психологической  науке. На сегодняшний момент существует не так много определений данного  понятия, но во всех них соединены  интеллектуальная и эмоциональная  сферы. Объединив имеющиеся определения  данного понятия, мы можем сказать, что под эмоциональным (чувственным) интеллектом в современной психологии понимают определенные ментальные способности и навыки индивида воспринимать собственные эмоции и чувства, откликаться на чувства других людей и управлять собственной эмоциональной сферой на основе интеллектуальных процессов.

Современными исследователями  выделено несколько моделей эмоционального интеллекта.

Модель эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, созданная в 1990 г., представляет собой модель способностей, поскольку трактует эмоциональный интеллект как когнитивную способность. В свою очередь, различные ученые пришли к мнению, что данная модель принадлежит к тестологическому подходу. Первостепенное значение в данном случае уделяется операциональному определению эмоционального интеллекта при помощи использования авторских методик (примером является тест MSCЕIT).

Структурные компоненты эмоционального интеллекта по Дж. Мейеру, П. Сэловею, Д. Карузо:

  1. Идентификация и выражение собственных эмоций (вербальное или невербальное) и других людей (невербальное восприятие или эмпатия).
  2. Регуляция эмоций (собственных и других людей).
  3. Использование эмоций в мышлении и деятельности (гибкое планирование, творческое мышление, переключение, внимания, мотивация).

В дальнейшем структура эмоционального интеллекта, разрабатываемая в данной модели, была доработана. В основу нового варианта модели легли представления  о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами. Изменение связей с другими людьми и предметами влечет за собой изменение эмоций, переживаемых по этому поводу.

Согласно усовершенствованной  модели эмоциональный интеллект  включает в себя следующие ментальные способности:

  • осознанная регуляция эмоций;
  • понимание (осмысление) эмоций;
  • ассимиляция эмоций в мышлении;
  • различение и выражение эмоций [3].

К смешанным моделям эмоционального интеллекта относится модель Д. Гоулмана, разработанная в 1995 году. Д. Гоулман [3] трактует эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Данная модель также принадлежит тестологическому подходу, однако имеет место переход на диспозициональное определение. Д. Гоулман в своей модели соединил когнитивные способности с личностными характеристиками.

Согласно Д. Гоулману, структура  эмоционального интеллекта включает пять составляющих:

  • идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;
  • управление эмоциональными состояниями – контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;
  • способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;
  • способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;
  • способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.

Информация о работе Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи