Социологическое исследование молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:35, реферат

Краткое описание

Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей, вестернизации общественного сознания. Ценности, как справедливо отмечал Ч.Кули, являются «энергетическими узлами», точками эмоционального приложения в отношениях с миром, и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………стр. 2
Основная часть……………………………………………….…. стр. 3-6
Заключение…………………………………………………………стр. 7
Список использованной литературы…………………………….. стр. 8

Файлы: 1 файл

Контр. раб. Социалогия.docx

— 28.73 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………стр. 2
  2. Основная часть……………………………………………….…. стр. 3-6
  3. Заключение…………………………………………………………стр. 7
  4. Список использованной литературы…………………………….. стр. 8
  5.  

Введение

Трансформация российского  общества не могла не затронуть систему  ценностей и ценностных установок  россиян. Сегодня много говорится  и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы  ценностей, вестернизации общественного сознания. Ценности, как справедливо отмечал Ч.Кули, являются «энергетическими узлами», точками эмоционального приложения в отношениях с миром, и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Нынешняя молодежь в возрасте от 16 до 20 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»). Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных ценностях современной молодежи? Исследование этого вопроса представляется весьма значимым, поскольку в ее ценностных ориентациях и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, что под  воздействием фактора времени и  социально-экономических перемен  их детства, нравственные ценности и  ориентации претерпели изменения и  сейчас направлены в сторону новых  качеств жизненного успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.), а также  отношение к алчным и аморальным поступкам стало более простым. Нами был проведен опрос среди  студентов и школьников старших  классов г. Ливны Орловской области  в возрасте о 16 до 22 лет. Было опрошено 278 человек. Выборку составили 51% юношей и 49% девушек. Доля студентов вуза в  выборке – 48,5%, доля школьников – 51,5%. Использовался метод гнездовой  выборки. Были поставлены следующие  исследовательские задачи:

  1. выявить систему базовых ценностей современной молодежи;
  2. определить приоритетные жизненные цели и способы их достижения;
  3. выявить отношение молодежи к патриотизму, семье, религии.

Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного  сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая  изменения лишь в кризисные периоды  жизни человека и его социальной среды.

Чем же характеризуется ценностное сознание современных «детей перемен»? Мы предложили назвать пять наиболее значимых для них жизненных ценностей. В группу предпочитаемых ценностей  вошли следующие критерии: здоровье (95,3%), семья (77,7%), общение с друзьями (60,8%), деньги, материальные блага (53,9%) и  любовь (46,4%). Уровень ниже среднего (разделяют от 20 до 40% респондентов) образовали такие ценности, как независимость, свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее 20%) получили такие ценности, как личная безопасность, престиж, слава, творчество, общение с природой. В то же время молодежь понимает, что в современных условиях положение человека в обществе определяют именно личные достижения человека в образовании, профессиональной деятельности (38,1% респондентов), а также его личные качества – ум, сила, привлекательность и т.д. (28% респондентов). А такие качества как социальное положение семьи, владение материальными средствами не имеют большого значения. Структура базовых ценностей наших респондентов вполне согласуется с их представлениями об основных критериях жизненного успеха. Так среди трех наиболее значимых критериев выделяют: наличие семьи, детей (74,5%), надежные друзья (73,7%), интересная работа (63,7%), такие показатели как наличие престижной собственности, богатство, высокая должность не так важны для современной молодежи. И к сожалению, приходится констатировать сокращение значимости в глазах молодых людей такой социально ориентированной цели как «честно прожитая жизнь» (21%). Мы решили спросить влияют ли СМИ на ценности нашей молодежи? Оказалось 38,8% респондентов считают, что влияю, но незначительно, 36,3% - влияют в значительной степени, и лиши 5,4% считают, что не влияют вообще. В первую очередь под влиянием СМИ, по мнению молодежи, происходит формирование таких качеств как гражданина и патриота (22,3%), пропаганда денег (31,7%), насилие (15,5%), справедливость (16,9%), веры в бога (8,3%), ценности семьи (9,7%). Весьма важным представляется ответ молодых респондентов на вопрос о том, что они считают главным в воспитании подростков в современных условиях. Как видно из проведенного опроса, современная молодежь демонстрирует достаточно широкую палитру воспитательных ориентаций, среди которых упоминается необходимость дать детям хорошее образование, привить организованность, самодисциплину и трудолюбие, воспитать честность и доброту, а также стойкость и умственные способности.

Таким образом, в воспитательных ориентациях современных молодых  людей наблюдается сочетание  так называемых «хлебных» моментов (образование, обучение профессии, которая  «прокормит») и необходимости нравственного  совершенствования и воспитания детей (развитие честности, доброты, трудолюбия, самодисциплины). Примечательно, что личностные качества, связанные отношением к другим людям также имеют у молодежи направленность на традиционные нравственные ориентации. Представляет интерес в этой связи ответ о наиболее важных человеческих качествах, которые больше всего ценятся в людях. Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как отзывчивость (92,4%), надежность (92,8%), честность (84,9%), гостеприимность (58,2%), скромность (35,6%). Наряду с этими традиционными нравственными ориентациями, высоко оценивает молодежь и такое качество, как предприимчивость (47,8%). Одной из традиционных базовых ценностей российского общества является любовь к своей Родине. К сожалению, сегодня часто можно услышать обвинения в адрес современной молодежи в отсутствии у нее патриотизма. Так ли это? Наш опрос показал, что только незначительная часть молодежи считает, что патриотизм изжил себя (17,6%). При этом содержание понятия «патриотизм» не имеет уже государственно-державного характера. Так, только 16,5% считает, что «быть патриотом – это ставить интересы государства выше интересов личности». Для большинства (53,9%) патриотизм означает «готовность посвятить свою жизнь Родине». У молодого поколения формируется понимание того, что патриот – это не только герой, но и гражданин. Так, 29,4% полагают, что «быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности». Также участникам опроса было предложено высказать свое мнение к поступкам, которые считаются аморальными и алчными. Как оказалось, не поддерживая следующие поступки однозначно, молодежь допускает в определенных жизненных обстоятельствах достигать своей цели любой ценой (60%), обогащаться за счет других (46,4%), давать взятку (47,8%).

Ценности семьи являются главенствующими во все времена. Последнее время на западе выделяют около сотни различных браков. Мы решили выявить отношение молодежи к гражданским бракам. Ответ оказался ожидаем - 61,9% респондентов считают это нормальным явлением. Но при ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к рождению детей вне брака?», мы выявили полную противоположность предыдущему ответу. Так, 56,5% считают, что это просто недопустимо в их жизни. Среди качеств, которые современные молодые люди хотели бы видеть в своих детях, были названы образованность (71,9%), воспитанность (48,9%), трудолюбие (47,8%), справедливость (48,8%). В данный момент возрождается ценность религии. Мы спросили: «В каких случаях в жизни Вы прибегали к молитве?». Как оказалось, 52,5% респондентов прибегали к молитве в беде, в опасности, 38% - при сдаче экзаменов, 37% респондентов - в церкви на богослужении. Представляет интерес вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные посты?». Так, 74,5% опрошенных никогда не соблюдают посты, 14% перед причастием, и только 4,7% респондентов соблюдают все посты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать  вывод, что базовые ценности современной  молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского общества. Можно говорить о поколенческой преемственности морали. А также можно сказать и о том, что в структуре ценностных ориентаций молодежи наблюдается неустойчивое равновесие между традиционными ценностями и новой прагматичной «моралью успеха», стремление к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье, коллективу. Возможно, что в дальнейшем это выразится в становлении новой моральной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ценности и ориентации общественного сознания россиян. В.Э. Бойков Социологические исследования. – 2004. -№7. – С.46-52.
  2. Формирование и функционирование менталитета населения малого провинциального города. Ж.Д. Ефремова: Дис. канд. социол. наук: 22.02.04: М., 2006. – 248с.
  3. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор А.С. Запесоцкий  Социологические исследования. – 2006. - №12. – С. 98-104.
  4. Социальная самость. Американская социологическая мысль: Тексты Под общ. ред. В.И. Добренькова. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. С.314-327.
  5. Динамика ценностей населения реформируемой России. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева, Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравомыслов. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – 224с.
  6. Мотивация и личность А.Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999.
  7. Мегаполисы и провинции в современной России: образы и реальность. Аналитический доклад ИКСИ РАН. М., 2004. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. iksiran.ru.

Страница |


Информация о работе Социологическое исследование молодежи