Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:35, реферат
Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей, вестернизации общественного сознания. Ценности, как справедливо отмечал Ч.Кули, являются «энергетическими узлами», точками эмоционального приложения в отношениях с миром, и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей.
Введение……………………………………………………………стр. 2
Основная часть……………………………………………….…. стр. 3-6
Заключение…………………………………………………………стр. 7
Список использованной литературы…………………………….. стр. 8
Содержание
Введение
Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей, вестернизации общественного сознания. Ценности, как справедливо отмечал Ч.Кули, являются «энергетическими узлами», точками эмоционального приложения в отношениях с миром, и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Нынешняя молодежь в возрасте от 16 до 20 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»). Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных ценностях современной молодежи? Исследование этого вопроса представляется весьма значимым, поскольку в ее ценностных ориентациях и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества.
Основная часть
В начале исследования нами
была выдвинута гипотеза, что под
воздействием фактора времени и
социально-экономических
Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.
Чем же характеризуется ценностное сознание современных «детей перемен»? Мы предложили назвать пять наиболее значимых для них жизненных ценностей. В группу предпочитаемых ценностей вошли следующие критерии: здоровье (95,3%), семья (77,7%), общение с друзьями (60,8%), деньги, материальные блага (53,9%) и любовь (46,4%). Уровень ниже среднего (разделяют от 20 до 40% респондентов) образовали такие ценности, как независимость, свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее 20%) получили такие ценности, как личная безопасность, престиж, слава, творчество, общение с природой. В то же время молодежь понимает, что в современных условиях положение человека в обществе определяют именно личные достижения человека в образовании, профессиональной деятельности (38,1% респондентов), а также его личные качества – ум, сила, привлекательность и т.д. (28% респондентов). А такие качества как социальное положение семьи, владение материальными средствами не имеют большого значения. Структура базовых ценностей наших респондентов вполне согласуется с их представлениями об основных критериях жизненного успеха. Так среди трех наиболее значимых критериев выделяют: наличие семьи, детей (74,5%), надежные друзья (73,7%), интересная работа (63,7%), такие показатели как наличие престижной собственности, богатство, высокая должность не так важны для современной молодежи. И к сожалению, приходится констатировать сокращение значимости в глазах молодых людей такой социально ориентированной цели как «честно прожитая жизнь» (21%). Мы решили спросить влияют ли СМИ на ценности нашей молодежи? Оказалось 38,8% респондентов считают, что влияю, но незначительно, 36,3% - влияют в значительной степени, и лиши 5,4% считают, что не влияют вообще. В первую очередь под влиянием СМИ, по мнению молодежи, происходит формирование таких качеств как гражданина и патриота (22,3%), пропаганда денег (31,7%), насилие (15,5%), справедливость (16,9%), веры в бога (8,3%), ценности семьи (9,7%). Весьма важным представляется ответ молодых респондентов на вопрос о том, что они считают главным в воспитании подростков в современных условиях. Как видно из проведенного опроса, современная молодежь демонстрирует достаточно широкую палитру воспитательных ориентаций, среди которых упоминается необходимость дать детям хорошее образование, привить организованность, самодисциплину и трудолюбие, воспитать честность и доброту, а также стойкость и умственные способности.
Таким образом, в воспитательных
ориентациях современных
Ценности семьи являются главенствующими во все времена. Последнее время на западе выделяют около сотни различных браков. Мы решили выявить отношение молодежи к гражданским бракам. Ответ оказался ожидаем - 61,9% респондентов считают это нормальным явлением. Но при ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к рождению детей вне брака?», мы выявили полную противоположность предыдущему ответу. Так, 56,5% считают, что это просто недопустимо в их жизни. Среди качеств, которые современные молодые люди хотели бы видеть в своих детях, были названы образованность (71,9%), воспитанность (48,9%), трудолюбие (47,8%), справедливость (48,8%). В данный момент возрождается ценность религии. Мы спросили: «В каких случаях в жизни Вы прибегали к молитве?». Как оказалось, 52,5% респондентов прибегали к молитве в беде, в опасности, 38% - при сдаче экзаменов, 37% респондентов - в церкви на богослужении. Представляет интерес вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные посты?». Так, 74,5% опрошенных никогда не соблюдают посты, 14% перед причастием, и только 4,7% респондентов соблюдают все посты.
Заключение
В целом результаты проведенного
исследования позволяют сделать
вывод, что базовые ценности современной
молодежи не отличаются от традиционных
ценностей российского
Список использованной литературы:
Страница |