Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа
Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности»
в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование
особенностей эмоционального интеллекта
и статуса эго-идентичности студентов
педагогического института………………………………………………………
3.1. Программа и организация
процедуры эмпирического
3.2. Результаты эмпирического
исследования особенностей и структуры
эмоционального интеллекта и статуса
эго-идентичности студентов педагогического
института…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1. Стимульный материал,
использованный при проведении эмпирического
исследования особенностей эмоционального
интеллекта и статусов эго-идентичности
студентов педагогического
Приложение 2. Сводные таблицы
первичных результатов
Введение
Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].
Обзор психолого-педагогической литературы, в том числе и периодических изданий, показал, что не все аспекты эго-идентичности изучены в полной мере. Кроме того, в системе теорий, рассматривающих данный концепт, появились качественно иные, отличные от традиционного взгляда Э. Эриксона и его последователей тенденции, а именно в современной российской психологической науке – теория нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой, в которой эго-идентичность выступает в качестве базисной структуры личностного развития.
Вторым основным понятием, использованным нами в данной работе, является «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект – это весьма новое понятие для зарубежной, и особенно для отечественной психологической науки. Данный термин начал использоваться и, соответственно, изучаться только с 1990-х гг. XX века. Проблема эмоционального интеллекта весьма активно рассматривается зарубежными учеными. Достаточно вспомнить такие имена, как Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг, Дж. Блок.
Изучение сущности и особенностей структуры, которую мы называем эмоциональным интеллектом, началось сравнительно недавно и в нашей стране. В российской психологической науке понятие эмоционального интеллекта было впервые использовано Г.Г. Гарсковой. В настоящее время изучением эмоционального интеллекта в отечественной психологии занимаются Д.В.Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская и др.
Обзор психолого-педагогической литературы показал, что на настоящий момент времени не существует ни достаточного количества монографии и книг по данной проблематики, ни достаточного числа диссертационных работ, а большинство информации представлено в форме научных статей.
Эти новые направления
психологической мысли и
Цель нашего эмпирического исследования состояла в том, чтобы изучить особенности эмоционального интеллекта и статус эго-идентичности у студентов педагогического института. Объектами данной работы выступили эмоциональный интеллект и статус эго-идентичности как показатель стадии личностного развития, предметом исследования – особенности парциального и интегрального эмоционального интеллекта и статус эго-идентичности как показатель стадии личностного развития студентов педагогического института.
Гипотезами проведенного нами эмпирического исследования стали, следующие предположения:
Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
Для решения поставленными нами задач мы использовали следующие методы исследования:
а) методы получения информации:
б) методы интерпретации:
в) методы статистической обработки эмпирических данных:
Эмпирической базой нашего эмпирического исследования стали студенты «Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ)». В исследовании приняли участие 128 студентов I-V курса в возрасте от 17 до 24 лет, из них 69 девушек и 59 юношей.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе нами рассмотрены концепции, посвященные эго-идентичности как психологическому феномену. Во второй главе уделяется внимание рассмотрению вопроса истории развития понятия «эмоциональный интеллект», а также определению содержания данного понятия и его структурных моделей в теориях зарубежной и отечественной психологической науки. В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования и их интерпретация. Приложения содержат сводные таблицы первичных результатов исследования, стимульный материал, использованный в проведении эмпирического исследования. Список литературы включает 40 источников.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии
Активное рассмотрение вопросов проблематики «эго-идентичности» началось с 70-х гг. ХХ в. и традиционно связано с работами Э. Эриксона который одним из первых заинтересовался данной проблемой [26]. Его взгляды имеют наибольшее значение для нашей работы, поэтому мы уделим наибольшее внимание его представлениям о содержании понятия «эго-идентичность».
Он считал эго-идентичность
сложным личностным образованием, обладающим
многоуровневой структурой. С его
точки зрения, эго-идентичность –
это чувство тождественности
человека самому себе и неразрывной
цельности; это твердо усвоенный
и личностно принимаемый образ
себя во всем богатстве отношений
личности к окружающему миру, а
также это чувство адекватности
и стабильного владения личностью
собственным «Я», независимо от изменения
«Я» и ситуации. Т.о., можно говорить
о том, что эго-идентичности определяется
как чувство
Э. Эриксон [Цит. по: 35] считает, что эго-идентичность отражает не только чувство личностного тождества, но и чувство исторической непрерывности, предполагающее «организацию жизненного опыта в индивидуальное Я». Т.о., эго-идентичность есть динамическая структура, изменяющаяся на протяжении всей жизни индивида. Однако сам Э. Эриксон подчеркивает, что процесс развития центральной составляющей «Я», т.е. эго-идентичности, приобретает наибольшее значение для становления личности в целом в период подросткового и юношеского возрастов, т.к. именно в данный период идет процесс реализации множественных социальных выборов, для совершения которых юноше необходимо преодолеть собственную ролевую неопределенность, найти себя и свое место в мире с помощью саморефлексии. Кроме того, в качестве способа нахождения собственной идентичности выступает испытание ролей, ролевого экспериментирования – «примерки» на себя различных взглядов, целей, ценностей и интересов [6], [7].
Э. Эриксон [38], [39] в своих работах выделяет три типа идентичности:
Полноценная в плане успеха, чувств и здоровья жизнь обеспечивается позитивной идентичностью. Негативная и запутанная идентичности непросто затрудняют жизнь индивида и общества, а зачастую и препятствуют ей.
Кроме того, Э. Эриксон [Цит. по: 7 ] подчеркивает, что при неблагоприятном стечении жизненных или исторических обстоятельств позитивная идентичность может «преобразоваться» в негативную, теряя способность перерабатывать и сдерживать негативные элементы идентичности. Личность, таким образом, должна постоянно осуществлять внутреннюю работу по сохранению своей идентичности.
В случае неудачного разрешения молодым человеком задач самоопределения формируется неадекватная идентичность, и психическое развитие может пойти по четырем основным направлениям: