Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72

Файлы: 1 файл

Исследование эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института.docx

— 224.97 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9

1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9

1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14

1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20

Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26

2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26

2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44

3.1. Программа и организация  процедуры эмпирического исследования  особенностей эмоционального интеллекта  и статуса эго-идентичности студентов  пединститута…………………………………………………………44

3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51

Заключение……………………………………………………………………….59

Список литературы………………………………………………………………62

Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического  исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66

Приложение 2. Сводные таблицы  первичных результатов эмпирического  исследования…………………………………………………………………...72

 

Введение

 

Понятие «эго-идентичность»  традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].

Обзор психолого-педагогической литературы, в том числе и периодических  изданий, показал, что не все аспекты  эго-идентичности изучены в полной мере. Кроме того, в системе теорий, рассматривающих данный концепт, появились  качественно иные, отличные от традиционного  взгляда Э. Эриксона и его последователей тенденции, а именно в современной  российской психологической науке  – теория нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой, в которой  эго-идентичность выступает в качестве базисной структуры личностного  развития.

Вторым основным понятием, использованным нами в данной работе, является «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект – это весьма новое понятие для зарубежной, и особенно для отечественной психологической науки. Данный термин начал использоваться и, соответственно, изучаться только с 1990-х гг. XX века. Проблема эмоционального интеллекта весьма активно рассматривается зарубежными учеными. Достаточно вспомнить такие имена, как Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг, Дж. Блок.

Изучение сущности и особенностей структуры, которую мы называем эмоциональным  интеллектом, началось сравнительно недавно  и в нашей стране. В российской психологической науке понятие эмоционального интеллекта было впервые использовано Г.Г. Гарсковой. В настоящее время изучением эмоционального интеллекта в отечественной психологии занимаются Д.В.Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская и др.

Обзор психолого-педагогической литературы показал, что на настоящий  момент времени не существует ни достаточного количества монографии и книг по данной проблематики, ни достаточного числа  диссертационных работ, а большинство информации представлено в форме научных статей.

Эти новые направления  психологической мысли и обусловили наш собственный исследовательский  интерес. Мы считаем, что изучение особенностей эмоционального интеллекта и статуса  эго-идентичности найдет широкое отражение в практике работы педагогов и психологов, а также в работе самого человека, направленной на собственный личностный рост, на формирование эффективного взаимодействия и взаимоотношений с окружающими через более глубокое осознание собственного внутреннего «Я», в том числе и переживаемых личностью эмоциональных состояний.

Цель нашего эмпирического  исследования состояла в том, чтобы  изучить особенности эмоционального интеллекта и статус эго-идентичности у студентов педагогического института. Объектами данной работы выступили эмоциональный интеллект и статус эго-идентичности как показатель стадии личностного развития, предметом исследования – особенности парциального и интегрального эмоционального интеллекта и статус эго-идентичности как показатель стадии личностного развития студентов педагогического института.

Гипотезами проведенного нами эмпирического исследования стали, следующие предположения:

  1. существует взаимосвязь между компонентами эмоционального интеллекта и статусом эго-идентичности как показателем стадии личностного развития;
  2. существуют различия в степени выраженности парциального и интегрального эмоционального интеллекта у студентов педагогического института с разными статусами эго-идентичности как показателя стадии личностного развития.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие  задачи:

  1. Провести теоретический анализ основных методологических положений концепции эго-идентичности Э. Эриксона;
  2. Рассмотреть основные положения теории Дж. Марсиа о структурном (статусном) строении эго-идентичности и дать общую характеристику каждого статуса эго-идентичности;
  3. Рассмотреть основные положения и теоретическое содержание понятий «эго-идентичность» и «статус эго-идентичности» в концепции нормативного кризиса личностного развития Е.Л. Солдатовой;
  4. Рассмотреть исторические предпосылки становления и развития понятия «эмоциональный интеллект». Дать определение понятию «эмоциональный интеллект», рассмотреть его сущность, а также взгляды зарубежных и отечественных психологов на структурное строение эмоционального интеллекта;
  5. Организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности как показателя стадии личностного развития;
  6. Сформулировать выводы по результатам теоретического и эмпирического исследований.

Для решения поставленными  нами задач мы использовали следующие  методы исследования:

а) методы получения информации:

    • теоретический анализ психологической литературы по теме исследования;
    • методика измерения статуса эго-идентичности – «Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса в адаптации Гавриловой Т.А., Глушак Е.В.;
    • методика измерения статуса и структуры эго-идентичности – «СЭИ-тест» Е.Л. Солдатовой;
    • методика определения уровня развития эмоционального интеллекта Н. Холла;

б) методы интерпретации:

    • количественный и качественный анализы полученных результатов;

в) методы статистической обработки  эмпирических данных:

    • корреляционный анализ данных, проведенный с помощью критерия ранговой корреляции Rs-Спирмена;
    • сравнительный анализ данных, проведенный с помощью критерия U-Манна-Уитни.

Эмпирической базой нашего эмпирического исследования стали  студенты «Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ)». В исследовании приняли участие 128 студентов I-V курса в возрасте от 17 до 24 лет, из них 69 девушек и 59 юношей.

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе нами рассмотрены концепции, посвященные эго-идентичности как психологическому феномену. Во второй главе уделяется внимание рассмотрению вопроса истории развития понятия «эмоциональный интеллект», а также определению содержания данного понятия и его структурных моделей в теориях зарубежной и отечественной психологической науки. В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования и их интерпретация. Приложения содержат сводные таблицы первичных результатов исследования, стимульный материал, использованный в проведении эмпирического исследования. Список литературы включает 40 источников.

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке

 

1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии

 

Активное рассмотрение вопросов проблематики «эго-идентичности» началось с 70-х гг. ХХ в. и традиционно связано  с работами Э. Эриксона который одним  из первых заинтересовался данной проблемой [26]. Его взгляды имеют наибольшее значение для нашей работы, поэтому мы уделим наибольшее внимание его представлениям о содержании понятия «эго-идентичность».

Он считал эго-идентичность сложным личностным образованием, обладающим многоуровневой структурой. С его  точки зрения, эго-идентичность –  это чувство тождественности  человека самому себе и неразрывной  цельности; это твердо усвоенный  и личностно принимаемый образ  себя во всем богатстве отношений  личности к окружающему миру, а  также это чувство адекватности и стабильного владения личностью  собственным «Я», независимо от изменения  «Я» и ситуации. Т.о., можно говорить о том, что эго-идентичности определяется как чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям, а также как способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе ее развития. Э. Эриксон предложил свой взгляд на структурированную модель эго-идентичности с учетом, как ее персональных компонентов, так и влияния общественной среды [38], [39], [40].

Э. Эриксон [Цит. по: 35] считает, что эго-идентичность отражает не только чувство личностного тождества, но и чувство исторической непрерывности, предполагающее «организацию жизненного опыта в индивидуальное Я». Т.о., эго-идентичность есть динамическая структура, изменяющаяся на протяжении всей жизни индивида. Однако сам Э. Эриксон подчеркивает, что процесс развития центральной составляющей «Я», т.е. эго-идентичности, приобретает наибольшее значение для становления личности в целом в период подросткового и юношеского возрастов, т.к. именно в данный период идет процесс реализации множественных социальных выборов, для совершения которых юноше необходимо преодолеть собственную ролевую неопределенность, найти себя и свое место в мире с помощью саморефлексии. Кроме того, в качестве способа нахождения собственной идентичности выступает испытание ролей, ролевого экспериментирования – «примерки» на себя различных взглядов, целей, ценностей и интересов [6], [7].

Э. Эриксон [38], [39] в своих работах выделяет три типа идентичности:

  1. Позитивная психосоциальная идентичность проявляется в уподоблении себя принятым в обществе или ближайшем окружении ценностям, идеалам, образцам поведения и т.п. Позволяет индивиду освободиться от негативного отношения к людям, которые на него не похожи, и воспринимать себя адекватно.
  2. Негативная идентичность обнаруживается в отождествлении с неприемлемыми для общества образцами.
  3. Запутанная идентичность проявляется в ориентировки индивида то на одни, то на другие образцы, которые сосуществуют в личности и делают ее поведение, взгляды и настроения противоречивыми, непоследовательными и неустойчивыми.

Полноценная в плане успеха, чувств и здоровья жизнь обеспечивается позитивной идентичностью. Негативная и запутанная идентичности непросто затрудняют жизнь индивида и общества, а зачастую и препятствуют ей.

Кроме того, Э. Эриксон [Цит. по: 7 ] подчеркивает, что при неблагоприятном стечении жизненных или исторических обстоятельств позитивная идентичность может «преобразоваться» в негативную, теряя способность перерабатывать и сдерживать негативные элементы идентичности. Личность, таким образом, должна постоянно осуществлять внутреннюю работу по сохранению своей идентичности.

В случае неудачного разрешения молодым человеком задач самоопределения формируется неадекватная идентичность, и психическое развитие может пойти по четырем основным направлениям:

  1. Уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
  2. Размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  3. Размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
  4. Формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания [38], [39].

Информация о работе Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи