Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:33, творческая работа
В наше время остро стоит вопрос о том, как проводит свободное время молодежь. Этот вопрос является одним из главных в современности, так как настоящая жизнь молодежи – это дальнейшая жизнь будущих поколений. В настоящем времени появилось множество всевозможных факторов, влияющих на культуру молодежи негативным образом, к ним относятся алкоголь, наркотики, табакокурение, беспорядочные половые акты. Для того, чтобы понять, как в дальнейшем будет развиваться наше общество, нужно, главным образом, отслеживать поведение, интересы, ценности молодежи именно сейчас, чтобы вовремя выявить проблемы и постараться избавиться от них как можно быстрее. В данном исследовании, исходя из материалов анкетирования, приведены все факторы, влияющие на досуг современной молодежи, в частности студентов, так как именно студенты – будущие специалисты, будут строить дальнейшую жизнь общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 Объект исследования – студенческая молодежь 5
1.2 Предмет исследования – досуг студентов 6
1.3 Цель исследования 7
1.4 Методы исследования 9
ГЛАВА 2 10
2.1 Обеспеченность свободным временем 10
2.2Музыкальные вкусы студенческой молодежи 11
2.3Отношение студенческой молодежи к спорту 13
2.4Принадлежность студенческой молодежи к субкультурам 14
2.5Часто посещаемые мероприятия и учреждения 14
2.6Времяпрепровождение в кругу семьи 16
2.7Вредные привычки и влияние их на организм 17
2.7.1 Алкоголь 17
2.7.2 Табакокурение 18
2.7.3 Наркомания 19
2.8Литература и кинематография 20
2.9Интернет и компьютерные игры 22
2.9.1 Интернет 22
2.9.2 Компьютерные игры 22
2.10Половая жизнь студенческой молодежи 23
2.11 Проблемы и рекомендации по их решению 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Филиал Федерального Государственного Бюджетного образовательного
учреждения высшего
«Московский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Досуг студенческой молодежи
Конкретное социологическое исследование по дисциплине «Социология»
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
2013г.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 Объект исследования
– студенческая молодежь
1.2 Предмет исследования
– досуг студентов
1.3 Цель исследования
1.4 Методы исследования
ГЛАВА 2
2.1 Обеспеченность свободным
временем
2.2Музыкальные вкусы
2.3Отношение студенческой
молодежи к спорту
2.4Принадлежность
2.5Часто посещаемые
2.6Времяпрепровождение в
кругу семьи
2.7Вредные привычки и
влияние их на организм
2.7.1 Алкоголь
2.7.2 Табакокурение
2.7.3 Наркомания
2.8Литература и кинематография
2.9Интернет и компьютерные
игры
2.9.1 Интернет
2.9.2 Компьютерные игры
2.10Половая жизнь
2.11 Проблемы и рекомендации
по их решению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время остро стоит вопрос о том, как проводит свободное время молодежь. Этот вопрос является одним из главных в современности, так как настоящая жизнь молодежи – это дальнейшая жизнь будущих поколений. В настоящем времени появилось множество всевозможных факторов, влияющих на культуру молодежи негативным образом, к ним относятся алкоголь, наркотики, табакокурение, беспорядочные половые акты. Для того, чтобы понять, как в дальнейшем будет развиваться наше общество, нужно, главным образом, отслеживать поведение, интересы, ценности молодежи именно сейчас, чтобы вовремя выявить проблемы и постараться избавиться от них как можно быстрее. В данном исследовании, исходя из материалов анкетирования, приведены все факторы, влияющие на досуг современной молодежи, в частности студентов, так как именно студенты – будущие специалисты, будут строить дальнейшую жизнь общества.
Все чему учат нас в школе или в институтах зачастую становится только фундаментом для трудовой деятельности, в редких случаях образование влияет на культуру человека, на его ценности, интересы и т.д. Однако, учредители учебных заведений стараются повлиять и на духовный внутренний мир учащихся, проводят специальные конкурсы, концерты выступления, да и в других учреждениях культурного и развлекательного времяпрепровождения организаторы зачастую делают большие скидки для учащихся, главным образов из ВУЗов. Причем такая методика используется не только в России, но и в других разных странах, к сожалению, это относится скорее к развитым или развивающимся странам, нежели ко всем странам мира.
В настоящее время, в связи с техническим прогрессом, сделать свой досуг более интересным становится намного легче, сейчас есть книги, компьютеры, музыкальные центры, машины, журналы, игры, кинотеатры, домашние проигрыватели фильмов и многое другое. Если сравнивать с юностью наших родителей, то, попав бы мы в их время, врядли смогли бы с легкостью найти себе удовлетворительное занятие. Конечно и в их времени были танцы, музыка, книги, кино, однако в те времена этого было меньше, дальше и менее популярным, нежели сейчас. Сейчас мы можем воспользоваться любым продуктом или услугой, не выходя из дома, а буквально 20 лет назад нужно было встать, пойти и сделать. С одной стороны технический прогресс благоприятно повлиял на развитие досуговых мероприятий общества, однако, если смотреть с другой стороны, то общество стало ленивее, беспомощнее, неподвижнее, что ведет к обратному явлению – регрессу. И все же нас интересует вопрос, как проводят досуг современные студенты? Благотворно ли он влияет на развитие общества?
ГЛАВА 1
1.1 Объект исследования – студенческая молодежь
Объектом исследования данной работы является студенческая молодежь. Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Студент – человек, учащийся в специальном или высшем учебном заведении, как правило, учащийся на дневном отделении.
Студенческая жизнь - это не только учебный процесс. От того, насколько ярким содержательным будет период пребывания студентов в ВУЗе, во многом зависит вся последующая профессиональная и общественная жизнь выпускников. Кроме того, студенты в свое свободное время могут познакомиться с огромным количеством исторических памятников, музеев и прочих учреждений культуры города Москвы, Подмосковья, да и всей России
Молодежь действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально-демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи. Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируется ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т. д. Однако это внешняя сторона, характерная не для всей молодежи в целом.
Данная работа исследует студенческую молодежь возрастной категории 17-26 и включается в себя студентов не только дневного отделения, но и вечернего и заочного отделений различных ВУЗов города Москвы и подмосковья. Данное исследование составлено на результатах анкетирования [приложение 1] 40 студентов, как девушек (24 человека) так и парней (16 человек).
Одним из ведущих факторов творческого развития молодежи, реализации способностей, расширения диапазона интересов является досуг.
1.2 Предмет исследования – досуг студентов
Предметом данного исследования является досуг, что в переводе с латинского языка означает «быть свободным», с французского – «быть разрешенным», с греческого – «серьезная деятельность без давления необходимости», а в энциклопедическом словаре А. М. Прохорова «досуг» переводится, как часть внерабочего времени, остающаяся у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В рамках досугового времени молодые люди восстанавливают свои психические, интеллектуальные и физиологические возможности. Досуг может, как стать стимулом для развития личности, так и превратиться в силу, калечащую, деформирующую сознание и поведение человека, ограничивающую духовный мир, что может привести молодого человека к пьянству, наркомании и другим формам асоциального поведения. Культура досуга – это прежде всего внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.
Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Досуг учащейся молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания», повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т. к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения [2, с. 24]. Одним из важнейших направлений организации жизнедеятельности студенческой молодёжи является развитие досуговой деятельности. И для того, чтобы досуг студентов был более многогранным и раскрывающим заложенный в молодых людях потенциал, необходим глубокий анализ досуговых предпочтений студенчества на протяжении обучения в вузе. Эти предпочтения из года в год претерпевают изменения под влиянием различных факторов.
1.3 Цель исследования
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить все аспекты досуга современной студенческой молодежи и выявить проблемы, неблаготворно влияющих на духовное развитие, провести исследования увлечений студентов вне учебы, проанализировать проблемы, а так же дать рекомендации по решению выявленных проблем. Так же стоит подчеркнуть и плюсы увлечений данной категории граждан. Немаловажным аспектом является и то, сколько свободного времени есть у студентов и как досуг влияет на их здоровье. В завершение исследования необходимо сделать несколько выводов о том, каким образом молодежь проводит свой досуг и как такое времяпрепровождение скажется на будущее этих граждан.
Факторы, строящие досуг студенческой молодежи:
Все эти факторы сильно влияют на поведение людей в целом, на кого-то они влияют позитивно, на кого-то негативно, однако и есть такие факторы строго определяющие моральные установки людей, то есть существуют определенные нормы, разделяющие действия людей на «хорошие» и «плохие», например вредные привычки называются вредными из-за отсутствия в них положительных качеств, и, обычно, таковыми они считаются во всем мире. Так же есть и строго положительные факторы, например литература, если человек начитан и имеет представления о классической литературе, то он считается развитым. Интелегентным и интересным, однако, и в литературе есть свои отрицательные качества, например, существует много литературы с ненормативной лексикой, или же произведения, психологически негативно влияющие на духовный мир человека. Поэтому в исследовании будут выделены такие аспекты, которые влияют на человека благотворно или же наоборот.