Досуг как фактор и сфера социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.

Оглавление

Введение 3
1. Досуг как фактор и сфера социализации молодежи. 4
2.Современная социокультурная ситуация в сфере досуга молодежи. 6
2.1. Интернет и компьютерные игры.. 8
2.2. Телевидение. 11
2.3. Чтение. 13
2.4. Кино. 14
2.5. Дискотеки. 15
2. Общая характеристика и типология досуговых стратегий молодежи. 17
Заключение 19
Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

Досуг как фактор и сфера социализации молодежи.doc

— 115.50 Кб (Скачать)


Досуг как фактор и сфера социализации молодежи

 

Содержание

Введение 3

1. Досуг как фактор и сфера социализации молодежи. 4

2.Современная социокультурная ситуация в сфере досуга молодежи. 6

2.1. Интернет и компьютерные игры.. 8

2.2. Телевидение. 11

2.3. Чтение. 13

2.4. Кино. 14

2.5. Дискотеки. 15

2. Общая характеристика и типология досуговых стратегий молодежи. 17

Заключение 19

Список литературы. 21

 

Введение

Известно, что в структуре населения любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь». Исследованию ее состава, структуры, динамики развития, ценностных ориентации и жизненных целей, сравнительных характеристики с предыдущими ее генерациями посвящено значительное количество публицистических статей, научных публикаций, диссертаций. Такое внимание к проблемам молодежи, безусловно, вызвано особым ее положением в общей структуре населения страны. Однако, те характеристики молодежи, которые обусловлены ее ролью и местом в системе социально-педагогических отношений общества, исследованы пока еще недостаточно[1].

Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. В его пространстве видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В сложившихся условиях молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им.

«Размываются» устойчивые жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга. Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании, о чем свидетельствует статистика МВД. Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности.

Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.

Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции его трансформаций, которые тоже требуют своего научного осмысления.

1. Досуг как фактор и сфера социализации молодежи.

 

Рассмотрение изменений, произошедших в пространстве молодежного досуга, необходимо начать с описания роли этой сферы жизнедеятельности в процессе социализации молодого поколения. С этой целью мы выдвигаем задачу раскрыть представление о досуге как факторе и сфере социализации молодежи.

Прежде всего, следует раскрыть содержание понятия социализации. Не ставя целью рассмотреть все многообразие существующих в социологический науке подходов, дающих представление о социализации, отметим, вместе с тем, сложившееся общее понятие о социализации как процессе, посредством которого индивидом усваиваются (интернализируются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.

Итак, социализация представляет собой процесс становления личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, формирования ценностных ориентаций, определенной системы знаний, норм, образцов поведения, что является необходимым для успешного функционирования личности в данном обществе.

Трансляторами такого социального опыта являются институты социализации - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей. На каждой стадии социализации существуют особые институты, которые носят название агентов социализации - это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Место и роль тех или иных институтов социализации в этом процессе на разных этапах развития общества неодинакова. В связи с этим нас в большей степени будет интересовать вопрос, связанный со степенью их значимости и эффективности в условиях современного российского общества, характеризуемого процессами трансформации всей системы общественной жизни.

Современная социализация в тупике, так как являет собой наивысшую из возможных форму развития процесса социализации по заданной траектории. В рамках некогда заданных «правил» и координат развития социализация как элемент социокультурного процесса, постоянно включенный, воспроизводимый и воспроизводящий его подпроцесс не в состоянии преодолеть патовость собственного положения, вынуждена «пробуксовывать» повторами одних и тех же ходов.

Новые социальные реалии требуют новых подходов к решению проблемы приобщения личности к культуре, в особенности эта проблема становится актуальной в период общественных ломок, когда значительно усиливаются различия соответствующих представлений о личности, о жизненных ценностях у взрослых и подрастающих поколений, что крайне осложняет все процессы, связанные с их вступлением в жизнь.

Современная российская действительность акцентирует проблемы социализации молодежи, обусловливая их противоречивыми процессами реформирования всех общественных отношений, в которых сам феномен социализации приобретает свои особенности и сложности. Современная ситуация формирует альтернативный по отношению к традиционным нормам тип личности.

Социализационная траектория молодежи - интегральный показатель осуществления социализации - в единстве нескольких срезов (влияния внешней среды, субъектности и диспозиции личности в процессе социализации) свидетельствует об отклонениях в процессе социализации, причем не только в формах девиации, но и как преждевременное или запаздывающее освоение социальных норм и культурных ценностей, обретение социальных ролей, а также затяжные кризисы социализации в молодежном возрасте, для которой рассогласовываются пути, сроки и способы становления. Эти траектории имеют общей тенденцией уменьшение государственного сегмента институтов социализации.

Приведенные суждения позволяют говорить об изменении характера социализации и рассматривать пространство социализации в качестве проблемного «поля». Это объясняется трансформациями основных институтов, традиционно исполняющих роль социализации (семья, образование), общей сложностью социокультурной ситуации, обусловливающей отклонения в этом процессе.

Отечественные социологи активно исследуют многие конкретные проблемы трансформирующегося российского общества. Наряду с изменениями в социальной структуре, ценностных ориентациях, значительное внимание уделяется и изменениям в статусе и функциях социальных институтов.

 

2.Современная социокультурная ситуация в сфере досуга молодежи.

То, что в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов.

В целом, обращение к понятию «традиция» обусловлено рассмотрением инновационных процессов в сфере молодежного досуга. При этом под досуговыми инновациями мы понимаем такие явления этой сферы жизнедеятельности, которых не было на предыдущей стадии развития общества, но которые появились на данной стадии и нашли свое проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформациях существовавших ранее форм, а также в условиях и последствиях этих изменений.

Как отмечает И.В. Носова, несмотря на консервативность традиций при их передаче от поколения к поколению всегда имеются неограниченные возможности для маневрирования их содержанием. Это проявляется в изъятии некоторой части устаревших элементов или пополнении указанного наследия новыми материалами, более соответствующими сложившимся условиям.

Таким образом, невозможно отрицать естественности изменений в досуговом пространстве молодежи, обусловленных закономерными процессами. Вместе с тем имеющие место трансформации не всегда носят, во- первых, позитивный характер, а во-вторых, не всегда ясна их глубина и значимость, как для самой молодежи, так и для общества в целом.

Анализ досуговой занятости молодежи позволяет сделать вывод о том, что в структуре ее культурных потребностей происходят значительные изменения, при которых к центру перемещаются многие ценности, бывшие ранее на периферии. Так, наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен.

Именно поиск удовольствия и развлечения считают Т.Г Киселева и Ю.Д Красильников одной из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе.

Приведенные данные свидетельствуют о сокращении посещений учреждений культуры и отдыха (кинотеатры, театры, музеи, библиотеки, клубы, дома культуры), причем, в отношении большинства из них (кинотеатры, музеи, клубы) - более чем в два раза. Говоря о причинах такой динамики, исследователи отмечают ограничение деятельности или прекращение существования ряда учреждений культуры, а также ухудшение материальных возможностей большинства населения. Подобные выводы вполне оправданны.

Как уже говорилось, упрощение видов молодежной досуговой деятельности и примитивизацию их содержания, невозможность организованно проводить досуг, можно объяснять неразвитостью инфраструктуры досуга, а также отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств. Подтверждением этому могут служить результаты исследования Ю.Р. Вишневского и Л.Я Рубиной, которые свидетельствуют, что, например, уровень расходов студентов на сферу досуга достаточно тесно коррелирует со степенью удовлетворенности проведением свободного времени. Более того, исследователи фиксируют наличие прямой связи между количеством денег, расходуемых на досуговую деятельность и удовлетворенностью ею.

Такие явления - следствие проникновения и распространения в разнообразные сферы общественной жизни, в том числе и в досуг, коммерческих отношений, в результате чего становятся платными, а потому недоступными для многих категорий молодежи, клубы, спортивные секции и пр.

Но обеднение видов досуга было бы неверно сводить только к причинам экономического характера, которые, безусловно, детерминируют эти процессы.

Главная причина состоит в том, что разрушены привычные для большинства условия культурного потребления и культурных занятий. Налицо развал учреждений культуры, их переориентация на нетрадиционные для российского менталитета формы работы (ночные клубы, дискотеки, казино и пр.).

Бесспорно, что причиной инновационных процессов в области молодежного досуга послужили изменения в жизни нашего общества, которые начинают происходить со второй половины 1980-х гг. До начала 1990-х гг. государственные функции, направленные на регулирование жизнедеятельности молодежи, выполнял комсомол. Учитывая, что его членами состояло более 90% молодых людей, это была структура тотального влияния на молодежь.

В начале 1990-х годов, с развалом старой системы государственного управления, рухнули и функционирующие ранее общественные организации, в том числе и молодежные. Была утрачена и главная миссия комсомола - воспитание молодежи. В то же время разрушается существовавшая ранее система работы с молодежью по всем направлениям: идеологическая система, утраченная с уходом партии и комсомола; система работы по месту жительства; системы трудового и физического воспитания; система временной занятости учащейся молодежи; система трудоустройства. Одновременно была разрушена и система организации досуга молодежи, в которую стали проникать различные коммерческие структуры, зачастую лишенные нравственных ориентиров и преследующие только интересы наживы. Это послужило фундаментом для дальнейших изменений в жизни российского общества.

Исследования, проводимые уже в начале прошлого десятилетия, ставившие своей целью описание портрета поколения 90-х годов, в целом свидетельствуют об отличии их жизненных идеалов от идеалов российской молодежи конца 80-х годов, что говорит о быстром изменении всей мотивационной сферы личности у молодого поколения. Это происходит под влиянием ряда объективных факторов, оказывающих на сознание человека, и в особенности молодого, серьезное воздействие. Говоря о причинах происходящего в сфере молодежного досуга, необходимо, прежде всего, сказать о средствах массовой информации.

Как отмечают исследователи, одной из предпосылок изменения социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, являются процессы глобализации  - все возрастающего влияния различных факторов международного значения, в том числе культурного и информационного обмена. К этим процессам относится и формирование сети Интернет. Нас, прежде всего, появление и развитие новых информационных систем интересует в связи с их ролью в изменениях повседневной досуговой практики части российской молодежи.

 

2.1. Интернет и компьютерные игры

Исследования показывают, что пользователям в возрасте от 18 до 29-ти лет Интернет необходим для организации приятного времяпрепровождения, что позволяет нам отнести Интернет к досуговым видам деятельности для большинства молодежи и рассматривать его в качестве одного из факторов, определяющих трансформации пространства досуга подрастающего поколения.

История Интернета в России охватывает незначительный период. Несмотря на то, что формально наша страна стала частью глобальной сети уже в 1990 году, эпоху стремительного развития российского Интернета исследователи отсчитывают с середины 90-х годов. В то время ученые стали говорить о том, что виртуальная реальность окажет самое большое воздействие на психический мир, культуру и духовность, образ мысли и образ жизни последующих поколений. А спустя всего десять лет, мы уже можем подтвердить достоверность этих прогнозов.

Информация о работе Досуг как фактор и сфера социализации молодежи