Досуг как фактор и сфера социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.

Оглавление

Введение 3
1. Досуг как фактор и сфера социализации молодежи. 4
2.Современная социокультурная ситуация в сфере досуга молодежи. 6
2.1. Интернет и компьютерные игры.. 8
2.2. Телевидение. 11
2.3. Чтение. 13
2.4. Кино. 14
2.5. Дискотеки. 15
2. Общая характеристика и типология досуговых стратегий молодежи. 17
Заключение 19
Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

Досуг как фактор и сфера социализации молодежи.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Ситуация с кинематографом отражает те негативные процессы, которые на почве российской действительности последнего десятилетия грозят превратиться в катастрофу национального масштаба.

 

2.5. Дискотеки

В современных российских условиях, когда дискотека наряду с другими ночными клубами, кафе, барами и пр. является одной из сфер предпринимательской деятельности, цели которой - исключительно получение прибыли, то воспитательные, образовательные и прочие гуманистические цели уходят даже не на второй план, а исчезают вообще. В молодежной же среде подобные заведения пользуются растущим спросом, свидетельством чего является рост числа дискотек.

До того времени, как дискотеки стали одной из сфер приложения предпринимательской деятельности, т.е. перешли в частную собственность, организаторами танцевальных вечеров в городе выступали государственные учреждения - Дома культуры производственных предприятий, районных и городских исполнительных комитетов. Деятельность дискотек строго регламентировалась. В настоящее время, будучи предприятиями частного характера, дискотеки только формально находятся под властью муниципальных органов.

Наряду с другими ночными клубами, дискотеки становятся центрами ночной жизни современной городской молодежи. Для многих - не абсолютно спокойной и безопасной, поскольку нарастающая криминализация общества проникает и в область молодежного досуга. Поэтому вполне понятно, почему в условиях, когда наркомания и пьянство в представлении части молодежи уже являются нормой, дискотеки становятся местами распространения и употребления наркотиков.

Чтобы составить общее представление о современной дискотеке, нужно иметь в виду, что все они могут быть классифицированы, как минимум, по двум критериям. Среди них мы предлагаем рассматривать коммерческий критерий (или критерий материальных возможностей) и критерий музыкальных предпочтений (критерий музыкальной направленности дискотеки). Именно эти критерии влияют на формирование контингента молодежи, посещающей ту или иную дискотеку.

В зависимости от музыкального направления дискотеки и интересов молодежи формируются предпочтения в плане посещения тех или иных дискотек.

В любом случае дискотека требует определенных материальных затрат, поэтому критерий музыкальных предпочтений в классификации дискотек оказывается не единственным. Совокупность разных факторов в конечном итоге влияет на характер взаимоотношений, форм поведения и, как следствие, атмосферы дискотеки в целом. Так, например, постоянные посетители дискотеки как правило, учащиеся ПТУ и колледжей, часто в своем поведении отличаются пьянками и драками.

Более глубокий анализ всех форм взаимоотношений, характеризующих специфику дискотечной формы досугового времяпрепровождения молодежи требует, безусловно, специального исследования, арсеналом которого на базе разных подходов могут стать различные методы социологического исследования. Мы же своей задачей ставили показать те изменения и нововведения, которые в целом характеризуют современную молодежную дискотеку.

 

2. Общая характеристика и типология досуговых стратегий молодежи

 

Современная социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга, как мы смогли убедиться, обусловливает изменение содержания существовавших ранее видов досуговой деятельности молодежи и формирование новых. При этом она сама оказывается под влиянием деятельности различных социальных субъектов - в том числе, самой молодежи, в результате чего изменяется, преобразуется. Однако этой констатации совершенно недостаточно для объяснения причин инновационных тенденций в сфере молодежного досуга.

В качестве критерия для оценки трансформаций, происходящих в пространстве досуга современной российской молодежи, нами вводится понятие «стратегия досуга», или «досуговая стратегия». Анализ изменений данных стратегий позволит судить о причинах трансформаций в этой сфере жизнедеятельности молодежи.

Под «досуговыми стратегиями» мы понимаем механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, те способы реализации целей, в которых молодой человек видит необходимый итог своего досугового времяпрепровождения.

Иначе, стратегия может рассматриваться как конструкт средств и действий по реализации целей в сфере досуга. То есть досуговая стратегия вырабатывается на основе цели, которая определяется ресурсами (инфраструктура, материальные возможности, собственные способности и пр.).

Другими словами, стратегия досуга выступает как способ реализации (через участие в разнообразных видах досуговой деятельности) индивидуального потенциала путем использования доступных ресурсов с  целью достижения выдвигаемых в сфере досуга целей, которые рассматриваются личностью в качестве необходимых.

Рассмотрев досуговые стратегии молодежи, мы сможем понять и объяснить, как, с помощью каких видов досуговой деятельности молодой человек видит возможным реализовать значимые для него цели.

Исходя из того, что стратегия жизни, как отмечают Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов, - это социокультурно обусловленная система ориентирования личности в будущей жизни, принятая на долговременную перспективу, то, на наш взгляд, и досуговую стратегию следует рассматривать как социокультурно обусловленную систему ориентирования личности в сфере досуга, принятую с определенной перспективой.

Таким образом, можно констатировать, что социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга обусловливает формирование досуговых стратегий молодежи.

Исследование стратегий досугового времяпрепровождения молодого поколения предполагает изучение не только содержания разнообразных форм, видов досуговой деятельности молодежи, но и выявление ее мотивов, что, в конечном итоге, и определяет наполненность, то есть содержательную сторону видов досуговой деятельности. В зависимости от того, какие интересы положены в ее основу и какими ресурсами молодей человек при этом располагает, мы и различаем стратегии досуговой деятельности молодежи.

Так, юноша или девушка, читающие газету, могут реализовывать разные цели: - готовиться к занятиям по современной отечественной истории (что, собственно, к досугу не относится) или реализовать любой другой интерес (получение интересующей информации о политике, экономике государства и пр. по собственному выбору); - искать объявления о знакомстве, чтобы найти спутника жизни или друга по переписке; - заниматься поиском работы; - развлекаться анекдотами и кроссвордами (чтобы быть душой компании и эрудированным человеком, или чтобы «убить» время).

Становится очевидным, что фиксация самого вида досуговой деятельности, то есть ее внешнего проявления (и даже периодичности, частоты, продолжительности) не является достаточной, поскольку именно содержание и мотивы раскрывают смысл деятельности, которая направляется на достижение самых разнообразных целей.

Но даже раскрытие мотивационной составляющей досуговой занятости, если это касается лишь отдельных видов досуга, не даст полной информации, если не будет рассмотрена их внутренняя взаимосвязанность и направленность на достижение каких-либо определенных целей. По этой причине нами и рассматриваются досуговые стратегии молодежи.

При таком подходе к изучению пространства досуга молодежи появляется возможность зафиксировать воздействие на досуговые стратегии кардинальных макросоциальных изменений, в условиях которых они складываются и реализуются, то есть рассмотреть обусловленность изменения роли досуга и досуговых стратегий молодежи социальными трансформациями.

 

 

Заключение

Существует целый спектр причин, обусловливающих близость молодежи нормам и ценностям массовой культуры, где на первом месте - ценности безоглядного гедонизма и беспроблемности. Это - и неуверенность в завтрашнем дне, и ощущение своей ненужности, и отсутствие реальных шансов на достижение жизненного успеха. Так, по данным исследования учащейся молодежи, проведенного в 1997г. Центром социологических и политических исследований, было выявлено, что у студентов чувство тревоги и неуверенности в своем будущем четко оформлены и достаточно устойчивы.

Тревожность, неуверенность в будущем периодически испытывают 19,1% опрошенных студентов; уверенность же характерна лишь для 6,3% из них, а ведь студенческая молодежь профессионально ориентирована, у нее выше образовательный уровень, более обширен социальный опыт и т.д.

О схожих настроениях в молодежной среде, вызванных невозможностью удовлетворить потребности за счет хорошей учебы, добросовестного и честного труда, говорят и другие исследователи. Неуверенность и тревожность отражают неопределенность жизненных позиций молодежи, постоянный поиск новых форм идентичности. Но отсюда и обострившаяся проблема одиночества, стрессы, выход из которых все больше и больше молодых людей находят в девиантном поведении, наркотиках. Поэтому весьма опасным становится организованное содействие в использовании молодежью алкоголя в качестве средства расслабления. Молодежь прибегает к наркотикам и алкоголю, пытаясь заполнить хотя бы каким-то содержанием свое свободное время и бессодержательный досуг. Поэтому мы разделяем точку зрения, что не менее опасным является навязывание «наркотической рейв-культуры» в качестве образа жизни молодежи на дискотеках и разного рода музыкальных «тусовках».

Коммерциализация культурного процесса, все более ведет к отходу от норм и ценностей высокой культуры, к усвоению упрощенных образцов массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, что также не может не отразиться на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.

Кризисные явления в сфере культуры - факт неоспоримый. Он выражается в таких социальных явлениях, как разрушение общественных ценностей, утрата культурных традиций, что сопровождается увеличением масштабов деструктивных процессов - ростом преступности, пьянства, наркомании.

Вместе с тем, кризис культуры обнаруживает не только негативные последствия. Проявляются и позитивные тенденции в обществе, зарождаются новые формы социальной интеграции. К таким позитивным тенденциям Н.Г. Денисов предлагает отнести, например, «неформальные» общественные объединения, занимающиеся самоорганизацией досуговой деятельности.

Несомненно, что ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно, особенно если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, поскольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, еще не до конца ясны глубина и масштабы происходящих перемен. Не следует забывать, что и сами культурные потребности динамичны и способны восстанавливаться, поэтому негативные тенденции в этой области могут быть преодолены в ходе позитивных социально-экономических изменений.

Итак, в настоящее время имеет место принципиально новая социокультурная ситуация, характеризующая трансформации досуговой деятельности молодежи. Досуг при этом (характер его структуры, содержания, ценностей) может выступать индикатором изменений самой социокультурной ситуации.

Таким образом, анализ социокультурной ситуации в сфере досуга молодежи позволяет рассмотреть основания трансформации досугового пространства молодежи. Это дает возможность учитывать объективные предпосылки его формирования и прогнозировать последствия. Такой подход позволит не только понять причины происходящих в сфере досуга молодежи изменений, но и объяснить обусловленность ими других трансформаций. Динамика изменений в сфере досуга характеризуется общей социокультурной ситуацией, которая выступает фактором формирования досуговых ориентаций современной молодежи.

Проведенный анализ позволил сделать следующий вывод: в настоящее время в сфере досуга молодежи формируется принципиально иная социокультурная среда, обусловливающая формирование новых ценностных ориентаций современной молодежи в сфере досуга. Социокультурная среда, обеспечивая условия для удовлетворения досуговых потребностей, не только оказывает влияние на их формирование, но при этом трансформируется сама - преобразуется в связи с деятельностью человека. Иными словами, появление новых и изменение существовавших ранее видов досуговой деятельности молодежи раскрывает взаимовлияние социокультурной среды и досуговой деятельности.

Список литературы

 

1)     Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - Киев: Высшая школа, 1988. --53с.

2)     Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. - М., 1996.№ 7.-С.10-13.

3)     Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.

4)     Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: Диссертация. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003

5)     Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 1990.-С.92-108.

6)     Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений // в: Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции  11-12 июля 2000 г. - Тамбов, 2000. - С.175-179

7)     Мосалев Б.Г. Досуг. - М.: Изд-во МГУК, 1995.-85с.

8)     Родионова Н.В. Молодежная субкультура: ценностное содержание в условиях трансформации российского общества: Отчет о НИР. - М.: ГУУ - 51 с.

9)     Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.- С. 105-110.

 

 

[1] Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений // в: Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции  11-12 июля 2000 г. - Тамбов, 2000. - С.175-179

 



Информация о работе Досуг как фактор и сфера социализации молодежи