Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа
Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.
Введение 3
1. Досуг как фактор и сфера социализации молодежи. 4
2.Современная социокультурная ситуация в сфере досуга молодежи. 6
2.1. Интернет и компьютерные игры.. 8
2.2. Телевидение. 11
2.3. Чтение. 13
2.4. Кино. 14
2.5. Дискотеки. 15
2. Общая характеристика и типология досуговых стратегий молодежи. 17
Заключение 19
Список литературы. 21
Таким образом, необходимо отметить изменения молодежного досуга, которые базируются на новой форме реальности, новом информационном поле, пространстве компьютерного общения и коммуникации. Такая необходимость подтверждается тем фактом, что компьютеры сегодня затрагивают самую суть культуры, поскольку связанная с ними революция в средствах массовой информации меняет образ мыслей и взглядов, определяет социально-культурную жизнь человека.
Прежде всего развитие всемирной сети означает появление новой коммуникационной среды для межличностного и внутригруппового общения.
Можно говорить о том, что Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственной коммуникации, а приобретает черты, определяемые новым средством - Интернетом. В Сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле. Нельзя отрицать, что в определенной степени такие возможности содержат позитивную составляющую, но есть и очень важная негативная сторона, сильно влияющая на молодого человека: уход от реальности - удовлетворение своих потребностей в «другой» реальности, поиск себя в другом мире, не там, где приходится жить на самом деле. Как справедливо отмечает Е. Викентьева, «компьютер съедает реальную жизнь, подменяя ее виртуальной».
Наряду с общением в сети Интернет, одним из распространенных увлечений молодежи, связанных с компьютером, являются игры. Если в начале 80-х гг. массовое распространение получили видеоигры, то в настоящее время чрезвычайно широкое распространение получили компьютерные игры (именно они занимают верхнюю строку рейтинговой таблицы частоты посещения сайтов в нашей стране1), ставшие, как и в целом Интернет, отмечают ученые, одним из элементов образа жизни, прежде всего, детей и молодежи.
Что касается собственно игр, то их негативное влияние, скорее всего, относится к тем из них, которые отрицательно воздействуют на психику и сознание увлеченного их содержанием молодого человека (игры, цель которых заключается в постоянном преследовании жертвы, уничтожении виртуальных противников с помощью всевозможных средств и методов и т.п.).
Вместе с тем, основываясь на их возможностях в моделировании реальных явлений, можно говорить и о воспитательном потенциале игр. Будет неверным не отметить их роль в расширении кругозора, стимулировании интереса. Как отмечают исследователи, философия зрелища электронной игры состоит в развитии целого ряда способностей, в том числе творческих и познавательных.
Новые возможности создает компьютеризация и в сфере производства культуры, формирующая новые увлечения, находящие свое место в досуге молодежи: компьютерная мультипликация (в качестве примера может послужить Масяня - героиня компьютерной мультипликации школьницы из Санкт-Петербурга), компьютерная живопись (в частности - «фракталы» - составление узоров, получаемых по определенным правилам с использованием компьютерных программ), компьютерная графика, web-дизайн (подобные молодежные увлечения начинают включать в различные соревнования, примером чему могут быть Национальные Дельфийские игры, в которых традиционно принимают участие танцоры, музыканты и художники).
Особый интерес представляет компьютерная живопись. В настоящее время реальностью становятся даже выставки таких картин. Увлекающаяся подобным изобразительным искусством молодежь вполне допускает, что через 10-15 лет появится школа компьютерной живописи, и ее ученики будут развивать складывающиеся в настоящее время традиции компьютерной живописи, привносить свое3.
Интернет как вид досуговой деятельности организуется не только дома, но и в различных компьютерных клубах, Интернет-кафе. Вместе с тем функционирование подобных предприятий в сфере досуга молодежи связано с рядом проблем.
В этой связи актуальны замечания профессора В. Дуликова о негативном влиянии на социокультурную ситуацию в сфере молодежного досуга политики «двойного стандарта», проявляющейся в поддержании того или иного явления или его последствий в связи с личной выгодой независимо от того, каковы будут последствия для окружающих или общества в целом.
Нам представляются вполне справедливыми размышления Л.В. Скворцова об информационной культуре. В качестве фундаментальной проблемы информационного общества исследователь рассматривает возникновение в массовых масштабах упрощенных форм самоидентификации, ведущих к «упрощению» личности, эрозии ее духовного измерения, вследствие чего, по мнению ученого, происходит эрозия индивидуальности. Сравнивая традиционные и современные, свойственные информационной культуре, формы самоидентификации, Л.В. Скворцов точно, на наш взгляд, определяет причину их несоответствия - исчезновение ее духовного основания.
Говоря о характере потребностей, реализуемых через Интернет, И.И.Засурский отмечает: «Сеть, в отличие от масс-медиа, никоим образом не связана рамками приличия и хорошего вкуса, поэтому в Интернете картина пристрастий, вкусов и потребностей пользователей получает адекватное отражение. Аналогичную точку зрения высказывает и Х.М. Энценсбергер: «Интернет не является ни проклятием, не благословением; он просто отражает состояние сознания своих пользователей».
Рассмотренные выше формы применения компьютера в сфере досуга молодежи, хотя и не исчерпывают всего их многообразия, однако в определенной степени иллюстрируют те инновации, обусловленные техническими достижениями, которые характеризуют современные увлечения молодежи в сфере досуга.
Учитывая весь спектр последствий распространения Сети, крайне важно поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, предотвратив тем самым хотя бы частично некоторые негативные последствия, связанные с новым видом досуговой практики молодежи - Интернетом.
В нашей стране повсеместное развитие подобных сетей - дело будущего, пока они существуют локально, главным образом в крупных городах. Поэтому основным средством воздействия среди других электронных средств массовой информации еще долгое время будет оставаться телевидение. Это объясняется, прежде всего, его доступностью и, как следствие, распространенностью.
2.2. Телевидение
Сегодня общий объем отвлекаемого телевидением времени составляет 1000 ч/год или 3-4 ч/день. На молодежное сознание телевидение оказывает особое влияние. Тем не менее, адекватного замещения старого официального идеологизированного центрального ТВ новым, способным воспитывать молодежную аудиторию с учетом произошедших изменений в нашей стране за последние 10-15 лет, не состоялось.
Рассмотрим запросы и потребности молодежной аудитории, которые были выявлены в исследованиях. Лидирующее место по популярности (на 1998 год) занимали художественные фильмы, следом - молодежные музыкальные программы, далее - игры, программы для широкого круга зрителей (различные ток-шоу, информационные и пр. передачи).
Просветительских молодежных программ практически не существует, а рейтинг того небольшого количества просветительских и общеобразовательных передач, рассчитанных на широкую аудиторию и популярных среди молодежи, ничтожно мал, по сравнению с кино-, видео- и музыкальной продукцией.
Особое место на телевидении занимает реклама. Как мы уже отмечали, телевидение посредством передач, фильмов вырабатывает стереотипы, формирует социальные установки, пропагандирует определенный образ жизни.
В этом значительную роль играет реклама. В настоящее время особая роль в пропаганде образа жизни отводится рекламе пива, которая превращает его в непременный атрибут повседневного быта молодежи. Такой результат стал возможным благодаря способности рекламных роликов формировать новые потребности и ожидания. Чтобы это продемонстрировать, проанализируем содержание слоганов рекламных роликов пивных кампаний на центральных каналах российского телевидения. К наиболее часто рекламируемым видам пива можно отнести: «Клинское» - «продвинутое пиво» (рекламная ориентация исключительно на молодежь как на целевую группу); «3 богатыря» - «вместе - мы - сила»; «Балтика» - «знаменитое пиво России»; «Столичное» - «город ждет»; «Бочкарев» - «правильное пиво»; «Белый медведь» - «для отрыва - море пива»; «жить - хорошо»; «3 медведя» - «встреча с удовольствием»; «Ярпиво» - «больше позитива», «все на своих местах»; «Тинькофф» - «он не такой, как все», «он такой один»; «Очаково» - «традиция, которая нас объединяет»; «Красный Восток» - «с ним забываешь обо всем».
Анализ слоганов приводит к выводу, что реклама пива пропагандирует образ жизни, которой немыслим без алкоголя, поскольку атрибутируется такими понятиями, как сила, хорошая жизнь, удовольствие и пр. Не без помощи рекламы пива, на которую тратится по 4-5 млн. долларов в год, потребление этого алкогольного напитка в России за последние десять лет выросло в десять раз.
По данным социологических исследований среди школьников, проведенных в городах и сельской местности Кубани в 2003 г., 82,8% мальчиков и 86,9% девочек потребляют алкогольные напитки. Это наиболее высокий уровень алкоголизации по России (в среднем 71,8% у мальчиков и 76,7% девочек). Половина опрошенных подростков и 60,7% студентов не видят серьезной социальной опасности в распространении пьянства. Остается только надеяться, что массированная реклама пива на телевидении, влияющая на формирование негативных сторон образа жизни молодого поколения, будет запрещена.
2.3. Чтение
Еще одним видом досуговой деятельности молодежи является чтение.
Чтобы составить общую картину того, насколько современную молодежь можно считать читающей, необходимо отметить, что если еще недавно интерес к художественной литературе преобладал над интересом к другим видам искусства, то сегодня он уступает просмотру телепередач. В свое время недоступность широкой молодежной публике критического печатного слова вызвала появление «самиздата», сокращение тиражей привело к распространению книг на «черном рынке».
В настоящее время наблюдается обратная зависимость между многообразием и обилием книг, подписных изданий, периодической печати и количеством подписчиков и читателей. Большинство людей не могут позволить себе подписаться на ставшие дорогими газеты и журналы.
Кроме того, падение интереса к периодическим изданиям можно объяснить и другим фактором: газеты и журналы стали малоинтересными и узконаправленными по своему содержанию. В погоне за прибыльностью периодические издания стремятся к сенсационным материалам и, как показывает практика, часто непроверенным и малодостоверным. Сплетни и скандальная хроника «желтой» прессы приходит на смену информационно- аналитическим статьям и рубрикам.
В погоне за прибыльностью издательства превращают молодежную периодику в источник «бескультурья» и «невежества», ими не предпринимаются какие- либо попытки привить молодому поколению ценностей истинной культуры.
Как могут у молодежи сформироваться иные ценностные ориентации и потребности, кроме как «получить от жизни побольше удовольствий», если насаждаемая средствами массовой информации «современная культура» пропагандирует только лишь отдых и развлечение, причем самого примитивного характера. На страницах молодежных журналов и газет отсутствует информация о театре, классической музыке, мировой литературе и искусстве. Даже новости об отечественной музыке и российском кинематографе встречаются гораздо реже, чем о зарубежных исполнителях и кинофильмах.
Вместе с тем нельзя объяснить сложившуюся ситуацию только лишь как ответ предложения на спрос. Безусловно, молодежь, уходя в сферу досуга, одной из своих целей ставит отдых. Однако задачами регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи является то, чтобы, развлекая и давая возможность отдохнуть и расслабиться, обеспечить эффективность воспитательного процесса. Именно поэтому средства массовой информации играют в становлении личности молодого человека одну из определяющих ролей.
Но само чтение утрачивает свой исключительный статус, теряя былую самоценность в качестве интеллектуального занятия. Теперь чтение оказывается в совершенно ином эмоциональном и содержательном окружении - решения проблемы заработков, повышения квалификации или переобучения.
Все более активно в круге чтения населения утверждается литература для отдыха и развлечений, на втором месте оказывается то, что удовлетворяет «деловые» мотивы - учебная, научная, справочная литература. Интерес к «серьезной» литературе проявляет незначительная часть населения, и она все уменьшается.
2.4. Кино
Еще одним средством, оказывающим большое влияние на формирование духовной культуры общества и воспитание молодого поколения, является кино. Здесь так же, как и в средствах массовой информации, в художественной форме создается идеальный образ-модель, который используется молодежью как образец для подражания и воплощения в реальной жизни. Кино также является одним из наиболее действенных средств формирования духовного мира молодежи, приобщения ее к той или иной культуре, к тем ценностям, которые пропагандируются с экрана.
В настоящее время отечественная кинематография переживает кризис.
Поворот к свободному предпринимательству, реформирование киноиндустрии вызвали разрушительные тенденции, угрожающие самому существованию российского кинематографа. После того, как российский кинематограф оказался в стихии рынка, репертуар российских кинотеатров стал формироваться в основном за счет зарубежной кинопродукции, и, прежде всего, - американской. В условиях кинематографического кризиса российское киноискусство оказалось беззащитным перед лицом конкуренции со стороны зарубежной кино- и видеопродукции.
Американские и западноевропейские фильмы стали каналами широкого проникновения в российское общество, его социокультурную среду «инородных» культурных ценностей. Это явилось одной из причин изменения привычного ценностного содержания, вытеснения прежних ценностей идеологизированной советской культуры ценностями западной (американской) культуры. К тому же преобладающее большинство фильмов - зарубежные киноленты (эротические, полицейские, боевики), преследующие прежде всего развлекательную цель и воспринимаемые молодыми зрителями как возможность отдыха и рекреации. Поэтому кинематограф не может выполнять свои важнейшие воспитательные задачи, в особенности, когда в погоне за прибыльностью, репертуар проката заполняется кинематографическим «ширпотребом».
Несмотря на спад посещаемости, молодежь продолжает ходить в кино.
Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен прежде всего на молодежь: герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов - все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоционально- чувственное отношение и стремление к развлекательности. Но нельзя забывать о том, что средствами кино можно не только развлекать молодежь, но и формировать ее культуру.
Процесс сокращения и «омоложения» киноаудитории начался давно, но до середины 80-х годов определялся в основном общесоциальными причинами, среди которых решающее значение имели распространение телевидения и «одомашнивание» досуга. На рубеже 80-90-х годов наряду с данными факторами, влияние которых не только не угасло, но и усилилось в условиях всеобъемлющего кризиса, остро дали себя знать глубокие перемены в самом кино. В их числе: изменение структуры и характера кинорепертуара, рост цен на билеты, ухудшающееся качество обслуживания и криминогенная обстановка в кинотеатрах. Однако, из всех факторов наиболее заметное влияние на поведение зрителей оказала репертуарная политика.
Информация о работе Досуг как фактор и сфера социализации молодежи