Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:03, реферат
Социализация человека происходит в рамках схожих социальных систем (семьи, школы, улицы и т. п.). Поэтому можно говорить о единообразии мотивов и ценностей, которые формируются в данных системах. В процессе взаимодействия людей в этих системах каждый из них конформен по отношению к ожиданиям другого, когда реакция другого соответствует ожиданиям.
Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно
Социализация человека происходит в рамках схожих социальных систем (семьи, школы, улицы и т. п.). Поэтому можно говорить о единообразии мотивов и ценностей, которые формируются в данных системах. В процессе взаимодействия людей в этих системах каждый из них конформен по отношению к ожиданиям другого, когда реакция другого соответствует ожиданиям.
Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.
Роль
перечисленных факторов в социализации
человека опирается, по мнению Т. Парсонса,
на несколько потребностно-когнитивно-
Социализация — процесс и результат взаимодействия социализирующегося и перечисленных факторов, взаимных ролей, ожиданий, санкций. Если вначале импульсы идут от воспитателей, то затем — от социализирующегося, стремящегося повысить свой статус, реализовать потребности и способности. На разных этапах социализации соотношение мотивов и внешних факторов различно. Различно оно и у разных людей. У творческого человека мотивация преобладает над внешними обстоятельствами; но воспитатель обладает контролем над ситуацией обучения, механизмом вознаграждения-наказания воспитуемого, которые побуждают также к репрессии и замещению.
На социализацию решающее влияние оказывают возраст, пол, степень родства. В социологии выделяют три уровня и этапа социализации.
Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, в способности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей.
Вторичная социализация (до 23-25 лет), происходящая в системе образования, направлена на совершенствование возникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п.
Третичная социализация — это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.
Одна из существенных проблем социализации — совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами — системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Она решается использованием вышеназванных механизмов социализации. То же происходит в результате разности статусов и ролей человека: ребенка, отдыхающего, школьника, заключенного и т. п. Поэтому для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п.: только в этом случае характер и ментальность человека устойчивы. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми.
Согласно психологам, некоторые черты - модели — характера, закладываются в детстве. Соответственно, в то же время закладываются и основы ментальности, возникающие на основе характера, формируются ценности, нормы и роли, типичные для данной социальной группы. Данный характер и ментальность получили у социологов название «базовой личности», социализирующейся уже в детстве. Она образуется преимущественно через механизм идентификации. Такая личность является одновременно характеристикой типа общества. Состав ценностей базовой личности сказывается на новых ролевых ожиданиях социализирующейся далее личности.
На разнообразие типов личности (базовой) влияет ряд факторов. Во-первых, это возможность идентификации социализируемого с альтернативными ценностями и ролями, которые всегда существуют, особенно «на улице», «на телевидении» и т. п. Во-вторых, действует иерархия регрессивных возможностей (замещение), которую представляет богатая предметами и образованием ситуация. В-третьих, новая ролевая ориентация воспитуемого встречает у него сопротивление, связанное как с прежними ролями, так и с трудностью усвоения новых ролей. Чтобы социализация была «нормальной», соответствовала ментальности и ролями в обществе, существуют механизмы социального контроля, вознаграждения — наказания.
Социализация отлична в разных общественных формациях (строях), которые мы рассмотрим в четвертой части настоящего учебного пособия. В них возникают разные типы базовых личностей. В азиатских формациях базисом общества является деспотическое государство; там образуются преимущественно коллективисты. Таковым был советский строй и человек. В экономических формациях базисом является рыночная экономика; в них формируются преимущественно индивидуалисты. Таковым является капитализм. В смешанных (эконом и ко-политических) формациях формируются солидаристы. Таковы все современные (западные) общества.
В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: по мировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни. Одни из них - конформисты (консерваторы) — приспосабливаются к существующему обществу. Другие становятся реформаторами, т. е. умеренно несогласными с тем обществом, которое «досталось» им «в наследство». Третьи превращаются в революционеров, стремящихся разрушить общество, в котором они живут, а на его месте построить новое. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ (мы рассмотрим их в последней части этой книги).
Коллективисты, индивидуалисты и солидаристы по-разному связаны с консерваторами, реформаторами и революционерами. Коллективисты по своей природе являются консерваторами, они не способны на реформы. Это типично для России. Индивидуалисты - реформаторы и революционеры. Они образуют движущую силу феодального и буржуазного общества, в том числе в России. Солидаристы - типичные реформаторы, которые, с одной стороны, неплохо устаиваются в обществе, где социализировались, а с другой стороны, понимают необходимость его постоянного реформирования.
Современное индустриальное и постиндустриальное общество требует формирования универсальных ценностей и норм при одновременной аффективной нейтральности к ситуации. С одной стороны, в силу многообразия и сложности жизненных ситуаций человек должен опираться на универсальные ценности и нормы, которые должен уметь интерпретировать в каждой конкретной ситуации (особенно в предпринимательстве). С другой стороны, чтобы их реализовать он должен аффективно-нейтрально оценивать ситуацию, образовавшуюся из других людей и вещей.
Социализация, как уже отмечалось,
осуществляется в различных ситуациях,
возникающих в результате взаимодействия
множества обстоятельств. Именно совокупное
влияние этих обстоятельств на человека
требует от него определенного поведения
и активности. Факторами социализации
и называют такие обстоятельства, при
которых создаются условия для протекания
процессов социализации. Как много обстоятельств,
вариантов их сочетания, так много и факторов
(условий) социализации. А. В. Мудрик выделил
основные факторы социализации, объединив
их в три группы: макрофакторы (космос,
планета, мир, страна, общество, государство),
которые влияют на социализацию всех жителей
планеты или очень больших групп людей,
живущих в определенных странах; мезофакторы
(мезо - "средний, промежуточный")
- условия социализации больших групп
людей, выделяемых по национальному признаку
(этнос как фактор социализации); по месту
и типу поселения, в котором они живут
(регион, село, город, поселок); по принадлежности
к аудитории тех или иных сетей массовой
коммуникации (радио, телевидение, кино
и др.); микрофакторы - к ним относятся те,
которые оказывают непосредственное влияние
на конкретных людей - семью, группу сверстников,
микросоциум, организации, в которых осуществляется
социальное воспитание, - учебные, профессиональные,
общественные и др.
Микрофакторы, как отмечают социологи,
оказывают влияние на развитие человека
через так называемых агентов социализации,
т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии
с которыми протекает его жизнь. На различных
возрастных этапах состав агентов специфичен.
Так, по отношению к детям и подросткам
таковыми выступают родители, братья и
сестры, родственники, сверстники, соседи,
учителя. В юности или в молодости в число
агентов входят также супруг или супруга,
коллеги по работе, учебе и службе в армии.
В зрелом возрасте добавляются собственные
дети, а в пожилом - и члены их семей.
Социализация осуществляется с помощью
широкого набора средств, специфичных
для определенного общества, социального
слоя, возраста человека. К ним можно отнести,
например, способы вскармливания младенца
и ухода за ним; методы поощрения и наказания
в семье, в группах сверстников, в учебных
и профессиональных группах; разнообразные
виды и типы отношений в основных сферах
жизнедеятельности человека (общение,
игра, спорт) и др.
Чем лучше организованы социальные группы,
тем больше возможностей оказать социализирующее
влияние на личность. Однако социальные
группы неравнозначны по своей возможности
оказать воздействие на личность в различные
этапы ее онтогенетического развития.
Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее
влияние оказывает семья. В подростковом
и юношеском возрасте увеличивается и
оказывается наиболее действенным влияние
групп сверстников, в зрелом же возрасте
на первое место по значимости выходят
сословие, трудовой или профессиональный
коллектив, отдельные личности. Есть факторы
социализации, ценность которых сохраняется
на протяжении всей жизни человека. Это
нация, ментальность, этнос.
В последние годы все большее значение
ученые придают макпофакторам социализации,
в том числе и природно-географическим
условиям, поскольку установлено, что
они как прямым, так и опосредованным способом
оказывают влияние на становление личности.
Знание макрофакторов социализации позволяет
понять специфику проявления общих законов
развития индивида как представителя
Homo sapiens.
Факторы социализации - это развивающая
среда, которая должна быть спроектирована,
хорошо организована и даже построена.
Основным требованием к развивающей среде
является создание атмосферы, в которой
будут господствовать гуманные отношения,
доверие, безопасность, возможность личностного
роста.
Факторы социализации являются одновременно
и средовыми факторами формирования личности.
Однако в отличие от социализации факторы
формирования личности дополняются еще
биологическим фактором. Отдельные исследователи
(бихевиористы) отводят ему первостепенную
роль, считая, что среда, обучение и воспитание
являются лишь условиями для саморазвития,
проявления природно обусловленных психических
особенностей. В подтверждение своих выводов
они ссылаются на данные сравнительного
изучения развития близнецов.
Действительно, влияние биологического
фактора на формирование личности игнорировать
нельзя уже потому, что человек - это живой
организм, жизнь которого подчинена как
общим законам биологии, так и специальным
законам анатомии и физиологии. Но по наследству
передаются не качества личности, а определенные
задатки. Задатки - природная расположенность
к той или иной деятельности. Различают
задатки двух видов, общечеловеческие
(строение мозга, центральной нервной
системы, рецепторы) и индивидуальные
различия природных данных (особенности
типа нервной системы, анализаторов и
т.п.).
Большинство отечественных педагогов
не отрицают влияния биологического фактора
на формирование личности, но и не отводят
ему решающей роли, как это делают бихевиористы.
Разовьются ли задатки, станут ли они способностями
- это зависит от социальных условий, обучения
и воспитания, т.е. влияние наследственности
всегда опосредуется обучением, воспитанием
и социальными условиями. Природными особенностями
обусловливаются пути и способы формирования
психических свойств.
Они могут влиять на уровень, высоту достижений
человека в какой-либо области. При этом
их воздействие на личность не прямое,
а косвенное.
Д. Локк (1632- 1704) - английский философ, политик
и педагог. Разработал эмпирическую теорию
познания. В педагогике исходил из решающего
влияния среды на воспитание.
В то же время нельзя переоценивать и роль
социальных факторов формирования личности.
Еще Аристотель писал, что душа есть "неисписанная
книга природы, опыт наносит на ее страницы
свои письмена". Д. Локк считал, что человек
рождается с душой чистой, как доска, покрытая
воском. Воспитание пишет на этой доске
(tabula raza), что ему заблагорассудится. Социальная
среда понимается в этом случае метафизически,
как что-то неизменное, фатально предопределяющее
судьбу человека, а человек рассматривается
как пассивный объект влияния среды.
Переоценка роли (Гельвеций, Дидро, Оуэн)
привела к заключению: чтобы изменить
человека, надо изменить среду. Но среда
- это прежде всего люди, поэтому получается
замкнутый круг. Чтобы изменить среду,
надо изменить людей. Однако человек не
пассивный продукт среды, он тоже влияет
на нее. Изменяя среду, он тем самым изменяет
самого себя.
Признание деятельности личности ведущим
фактором ее формирования ставит вопрос
о целенаправленной активности, саморазвитии
личности, т.е. непрерывной работе над
собой, над собственным духовным ростом.
Саморазвитие обеспечивает возможность
последовательного усложнения задач и
содержания образования, реализации возрастного
и индивидуального подхода, формирования
творческой индивидуальности школьника
и в то же время осуществления коллективного
воспитания и стимулирования самоуправления
личностью своим дальнейшим развитием.
Характер развития каждой личности, широта,
глубина этого развития при одинаковых
условиях обучения и воспитания зависят
главным образом от ее собственных усилий,
от той энергии и работоспособности, которые
она проявляет в различных видах деятельности,
разумеется, с соответствующей поправкой
на природные задатки. Именно этим во многих
случаях объясняются те различия в развитии
отдельных людей, в том числе и школьников,
которые живут и воспитываются в одних
и тех же средовых условиях и испытывают
примерно одни и те же воспитательные
воздействия.
Отечественная педагогика исходит из
признания того, что свободное и гармоничное
развитие личности возможно в условиях
коллективной деятельности. Нельзя не
согласиться с тем, что при определенных
условиях коллектив нивелирует личность.
Однако индивидуальность может быть развита
и может найти свое проявление только
в коллективе. Организация различных форм
коллективной деятельности (учебно-познавательной,
трудовой, художественно-эстетической
и др.) способствует проявлению творческого
потенциала личности. Незаменима роль
коллектива в формировании идейно-нравственной
ориентации личности, ее социальной гражданской
позиции. В коллективе в условиях сопереживания,
осознания личностной сопричастности
совместной деятельности осуществляется
эмоциональное развитие. Коллектив с его
общественным мнением, традициями, обычаями
незаменим как фактор формирования обобщенного
положительного опыта, также социально
значимых умений и навыков общественного
поведения.
При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.
Первая – мегафакторы (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.
Третья – мезофакторы (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.
На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Пока индивид в подростковом возрасте, агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним относят:
1) способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним;
2) формируемые бытовые и гигиенические умения;
3) окружающие человека плоды материальной культуры;
4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание разговоров;
5) методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
6) последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Человек уже с детского сада понимает,
что нельзя брать чужое.
В школе ученик учиться вести себя в коллективе
и уважать товарищей
После школы молодой человек осознаёт.
что должен самостоятельно зарабатывать
себе на жизнь