Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель работы: проанализировать семью как фактор социализации.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть основные теории социализации;
дать определение понятию «социализация», выявить сущность процесса социализации;
охарактеризовать агенты и институты социализации;
рассмотреть семью в системе институтов социализации;
продемонстрировать особенности социализации в разных видах семьи;
проанализировать роль семьи в социализации личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность процесса социализации 6
1.2. Теории социализации в зарубежных и отечественных трудах 11
1.3. Агенты и институты социализации 15
2. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 18
2.1. Семья в системе институтов социализации 18
2.2. Особенности социализации в полных и неполных семьях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность
процесса социализации
1.2. Теории социализации
в зарубежных и отечественных трудах
11
1.3. Агенты
и институты социализации
2. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
2.1. Семья в системе
институтов социализации
2.2. Особенности социализации в полных и неполных семьях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
«Личностью не рождаются, а становятся» – писал А. Н. Леонтьев [19]. А сам процесс «становления личности» называется процесс социализации. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Введение термина «социализация» впервые зафиксировано в конце XIX века и связывается с именами социологов Ф. Гиддингса, Э. Дюркгейма, Г. Тарда и др.[9;]. Дальнейшее осмысление понятия социализации в социологической науке происходит в русле ее основных теорий. Наибольший интерес содержит интерпретация социализации представителями структурного функционализма (Э. Дюркгейм), символического интеракционизма (Дж. Мид) и психоаналитического подхода (З. Фрейд).
Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места. В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Ключевая роль в социализации человека принадлежит семье. Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий не только функцию общества как воспроизводство его членов, но и осуществляющий их первичную социализацию. Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп.
По мнению И. А. Кураповой, успешность социализации оценивается по трем основным показателям: а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе; б) человек признает существование норм в отношениях между людьми; в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония. Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я – другие». [18]
Актуальность изучения выбранной темы заключается в том, что меняются ценности общества, а соответственно, меняется семья, как институт социализации, и у современной молодежи уже совсем другие ценности, другие моральные установки. Общество в тоже время будет неспособно к жизнедеятельности и самовоспроизводству, если в нем исчезнет семейная социализация, и особенно если семья утратит эту функцию. Происходящие с семьей и в семье процессы безусловно отражаются на процессе становления личности и усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения. А от устройства семьи как основы социализации личности зависит, какой человек будет выходить из нее. Через процесс социализации семья решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений.
Объектом исследования данной курсовой работы является социализация как процесс формирования личности. Предмет исследования – семья как фактор социализации.
Цель работы: проанализировать семью как фактор социализации.
Основные задачи курсовой работы:
Методологической основой исследования явились материалы, изложенные в трудах:
Данная работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из параграфов. В первой главе рассматривается понятие и сущность «социализации» как процесс становления личности. Вторая глава посвящена рассмотрению семейной социализации как процесса формирования социально – компетентной личности.
В
заключении представлены основные выводы
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие и сущность процесса социализации
Существуют
различные подходы к
С.С.Фролов определяет социализацию как «процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности» [10; 118].
Наиболее подходящее, на мой взгляд, дано определение Г.М.Андреевой: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». [1; 159]
Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.
Социализация
объясняет возникновение
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. С точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества, юности и в зрелом возрасте. Так, в социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую [1; 161].
Социализация представляет собой многосторонний процесс, в связи с чем существует множество типизаций социализации. Анализ существующих подходов к разработке типизаций позволил выделить следующие основания для их разработки: сфера социализации, сфера жизнедеятельности, характер социальности общества, содержание социализационного процесса, результативность социализации, уровень стихийности-организованности процесса.
Для раскрытии сущности процесса социализации избрана технология, предложенная С.А.Беличевой [(1; 36)], рассматривающей процесс социализации как две относительно самостоятельные стороны: содержательную и функциональную. Содержательная сторона предполагает объяснение того, какие личностные приобретения и образования формируются в процессе социализации. К основным образованиям относятся:
При анализе функциональной стороны наибольший интерес привлекает разработка отечественного исследователя Е.Б.Весны, которая выделяет два подхода к пониманию механизмов социализации: со стороны общества в целом как системы (социологический подход) и со стороны личности (психологический подход). [(2; 181)] В рамках социологического подхода рассматриваются механизмы воздействия общества на личность. К социализирующим факторам воздействия исследователь относит: ролевые предписания, социальные ожидания – экспектации, обычаи, традиции; санкции поощрения и наказания, контроль; референтность, престиж, авторитет, популярность; внушение, воспитание. Психологический подход показывает как, каким образом личность осуществляет интериоризацию, какие внутренние процессы обеспечивают перевод социального в глубинные структуры личности. К механизмам психологической трактовки процесса социализации Е.Б.Весна относит: конформность (восприятие господствующих стереотипов на неосознанном уровне), психологическое заражение; подчинение – стремление к удовлетворению, избегание неприятностей; психологические защиты; суггестия, рефлексия (осознание, анализ, сознательное следование образцам).