Семья как фактор социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать семью как фактор социализации.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть основные теории социализации;
дать определение понятию «социализация», выявить сущность процесса социализации;
охарактеризовать агенты и институты социализации;
рассмотреть семью в системе институтов социализации;
продемонстрировать особенности социализации в разных видах семьи;
проанализировать роль семьи в социализации личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность процесса социализации 6
1.2. Теории социализации в зарубежных и отечественных трудах 11
1.3. Агенты и институты социализации 15
2. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 18
2.1. Семья в системе институтов социализации 18
2.2. Особенности социализации в полных и неполных семьях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ5.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

 
СОДЕРЖАНИЕ

                                                                  Стр.

ВВЕДЕНИЕ           3

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ   6                        

1.1. Понятие и сущность процесса социализации                                        6

1.2. Теории социализации в зарубежных и отечественных трудах           11                                                 

1.3. Агенты  и институты социализации                                                       15

2. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ                                                             18                         

2.1. Семья в системе институтов социализации                                          18

2.2. Особенности социализации в полных и неполных семьях                 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                   26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                  28

 

ВВЕДЕНИЕ

     «Личностью  не рождаются, а становятся» – писал А. Н. Леонтьев [19]. А сам процесс «становления личности» называется процесс социализации. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

     Введение  термина «социализация» впервые зафиксировано в конце XIX века и связывается с именами социологов Ф. Гиддингса, Э. Дюркгейма, Г. Тарда и др.[9;]. Дальнейшее осмысление понятия социализации в социологической науке происходит в русле ее основных теорий. Наибольший интерес содержит интерпретация социализации представителями структурного функционализма (Э. Дюркгейм), символического интеракционизма (Дж. Мид) и психоаналитического подхода (З. Фрейд).

     Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях  является поиск своего социального места. В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.

     Социализация  человека начинается с рождения и  продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный  человечеством социальный опыт в  различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять  определенные, жизненно важные социальные роли.

      Ключевая  роль в социализации человека принадлежит  семье. Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий не только функцию общества как  воспроизводство его членов, но и осуществляющий их первичную социализацию. Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп.

     По  мнению И. А. Кураповой, успешность социализации оценивается по трем основным показателям: а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе; б) человек признает существование норм в отношениях между людьми; в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония. Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я – другие». [18]   

      Актуальность изучения выбранной темы заключается в том, что меняются ценности общества, а соответственно, меняется семья, как институт социализации, и у современной молодежи уже совсем другие ценности, другие моральные установки. Общество в тоже время будет неспособно к жизнедеятельности и самовоспроизводству, если в нем исчезнет семейная социализация, и особенно если семья утратит эту функцию. Происходящие с семьей и в семье процессы безусловно отражаются на процессе становления личности и усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения. А от устройства семьи как основы социализации личности зависит, какой человек будет выходить из нее. Через процесс социализации семья решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений.

         Объектом  исследования данной курсовой работы является социализация как процесс формирования личности. Предмет исследования – семья как фактор социализации.

         Цель  работы: проанализировать семью как фактор социализации.

         Основные задачи курсовой работы:

  • рассмотреть основные теории социализации;
  • дать определение понятию «социализация», выявить сущность процесса социализации;
  • охарактеризовать агенты и институты социализации;
  • рассмотреть семью в системе институтов социализации;
  • продемонстрировать особенности социализации в разных видах семьи;
  • проанализировать роль семьи в социализации личности.

    Методологической  основой исследования явились материалы, изложенные в трудах:

     Данная  работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из параграфов. В первой главе рассматривается понятие и сущность «социализации» как процесс становления личности. Вторая глава посвящена рассмотрению семейной социализации как процесса формирования социально – компетентной личности.

     В заключении представлены основные выводы 

 

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ  

1.1 Понятие и сущность процесса социализации

     Существуют  различные подходы к интерпретации  термина «социализация» и его  соотношение с понятиями «образование»  и «воспитание». Современные западные социологи понимают социализацию как процесс становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

     С.С.Фролов определяет социализацию как «процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности» [10; 118].

     Наиболее  подходящее, на мой взгляд, дано определение Г.М.Андреевой: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». [1; 159]

     Именно  на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы. Первая сторона процесса социализации –  усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.

     Социализация  объясняет возникновение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем, социализация, то есть становление человека в качестве «homo sapiens», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение, прежде всего, результат социализации. [7; 225]

     Вопрос  о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе  психологического знания. С точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества, юности и в зрелом возрасте. Так, в социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую [1; 161].

  • дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: 1 – ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; 2 – стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе, частично в ВУЗе и техникуме.
  • трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.
  • послетрудовая стадия социализации. С точки зрения той схемы, которая описывает процесс социализации в социальной психологии; пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта.

     Социализация представляет собой многосторонний процесс, в связи с чем существует множество типизаций социализации. Анализ существующих подходов к разработке типизаций позволил выделить следующие основания для их разработки: сфера социализации, сфера жизнедеятельности, характер социальности общества, содержание социализационного процесса, результативность социализации, уровень стихийности-организованности процесса.

     Для раскрытии сущности процесса социализации избрана технология, предложенная С.А.Беличевой [(1; 36)], рассматривающей процесс социализации как две относительно самостоятельные стороны: содержательную и функциональную. Содержательная сторона предполагает объяснение того, какие личностные приобретения и образования формируются в процессе социализации. К основным образованиям относятся:

  • формирование профессиональных намерений, знаний, навыков, позволяющих человеку включиться в систему трудовых производственных отношений;
  • формирование системы регулятивных механизмов общественного поведения индивида, системы его ценностно-нормативных, правовых, этических, социальных, политических представлений, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений и т.д.;
  • формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые особенности личности.

     При анализе функциональной стороны наибольший интерес привлекает разработка отечественного исследователя Е.Б.Весны, которая выделяет два подхода к пониманию механизмов социализации: со стороны общества в целом как системы (социологический подход) и со стороны личности (психологический подход). [(2; 181)] В рамках социологического подхода рассматриваются механизмы воздействия общества на личность. К социализирующим факторам воздействия исследователь относит: ролевые предписания, социальные ожидания – экспектации, обычаи, традиции; санкции поощрения и наказания, контроль; референтность, престиж, авторитет, популярность; внушение, воспитание. Психологический подход показывает как, каким образом личность осуществляет интериоризацию, какие внутренние процессы обеспечивают перевод социального в глубинные структуры личности. К механизмам психологической трактовки процесса социализации Е.Б.Весна относит: конформность (восприятие господствующих стереотипов на неосознанном уровне), психологическое заражение; подчинение – стремление к удовлетворению, избегание неприятностей; психологические защиты; суггестия, рефлексия (осознание, анализ, сознательное следование образцам).

Информация о работе Семья как фактор социализации