Семья как фактор социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать семью как фактор социализации.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть основные теории социализации;
дать определение понятию «социализация», выявить сущность процесса социализации;
охарактеризовать агенты и институты социализации;
рассмотреть семью в системе институтов социализации;
продемонстрировать особенности социализации в разных видах семьи;
проанализировать роль семьи в социализации личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность процесса социализации 6
1.2. Теории социализации в зарубежных и отечественных трудах 11
1.3. Агенты и институты социализации 15
2. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 18
2.1. Семья в системе институтов социализации 18
2.2. Особенности социализации в полных и неполных семьях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ5.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, агенты социализации делятся на первичных и вторичных.

     Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.

 

2. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

2.1 Семья  в системе институтов социализации

     Институты социализации, выполняющие роль трансляторов социального опыта, на разных этапах исторического развития имеют неодинаковое значение и нагрузку. Семья как институт социализации детей претерпевает изменения. Вместе с тем, семья остается важнейшим институтом социализации детей в силу ее значимости для ребенка: первый социальный опыт, а также эмоциональное тепло и чувство защищенности могут дать только родители. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

     Существует  множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым. [11; 75]

     Сущность  семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов. Выделяют несколько функций семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Наиболее подробно рассмотрим воспитательную функцию семьи или по другому ее называют функцией социализации.

     Выполнение  семьей функции социализации детей  зависит от множества факторов различного уровня: от макросоциальных до микросоциальных. В Государственном докладе «О положении семьи в Российской Федерации» к факторам, влияющим на эффективность реализации воспитательной функции семьи, отнесены: факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят; структура семьи; материальные условия жизнедеятельности; личностные характеристики родителей; психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность; помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения. [16]

    В зарубежной литературе при рассмотрении семьи как института социализации детей представляет интерес теория Джеймса Коулмана, в которой обозначены три различных компонента, определяющих «семейный фон»: финансовый капитал, человеческий капитал и социальный капитал. Таким образом, наиболее значимыми факторами семейного воспитания признаются материальный фактор или семейный доход, а также уровень образования родителей, который представляет собой потенциал когнитивной среды ребенка. Приоритетная роль отводится автором социальному капиталу семьи, так как он обусловливает качество человеческого капитала. Социальный капитал семьи представляет собой «отношения между детьми и родителями» (и другими ее членами) и зависит от физического присутствия взрослых в семье и от того внимания, которое взрослые уделяют ребенку. Физическое отсутствие взрослых, связанное с высокой занятостью вне семьи, определяется Дж. Коулманом как дефект структуры социального капитала семьи. [6; 29 ]

    Семья как социальный институт проходит ряд  этапов, последовательность которых  складывается в семейный цикл или  жизненный цикл семьи. Исследователи  выделяют различное количество фаз  этого цикла, но главными среди них  являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

      Таким образом, выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

    Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

    Семья является одним из наиболее важных институтов социализации. В семье происходит первоначальное становление личности. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он сознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение.

 

2.2 Особенности  социализации в разных видах семьи

      В классификации семей по структурным  признакам выделяются следующие  типы: семьи детные (малодетные, многодетные) и бездетные; нуклеарные (простые) и  многопоколенные (сложные или расширенные), полные и неполные. Выделение демографического типа семьи по ее полноте предполагает наличие или отсутствие брачной пары (муж и жена), которые несут взаимную ответственность за содержание и воспитание детей.

     Если  в полной семье эта супружеская  пара присутствует и выступает в  роли матери и отца по отношению к своим детям, то в неполной семье проживает лишь один из родителей (чаще всего мать) с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста, несущий за детей основную ответственность.

     Воспитание  ребенка в неполной семье может  повлечь за собой ряд сложностей: отсутствие одного из родителей затрудняет для ребенка знакомство с семейными отношениями, характерными для полной семьи, осложняется уход за ребенком и воспитательный процесс, из-за отсутствия образа полового поведения ребенок иногда лишен возможности получить необходимые мужские или женские черты поведения. Ребенок, который вырос в неполной семье, часто повторяет негативный родительский опыт в собственной семье.

     Среди исследователей семейных отношений  распространено положение о более  низком воспитательном потенциале семей с одним родителем по сравнению с обычными, в результате чего они чаще, чем полные, не обеспечивают детям нормальной адаптации. Аргументируя подобную точку зрения, и теоретики, и практики приводят данные о проблемах поведения у детей из неполных семей; о более низкой успеваемости и слабо развитом стремлении к достижениям; о повышенном детском аморализме и преступности в неполных семьях; о более высоком уровне конфликтности отношений между матерью и детьми.

     По  мнению специалистов, структура семьи является решающим условием полноценного развития личности ребенка. Присутствие в семье обоих родителей создает возможность для ребенка наблюдать модели женской и мужской половых ролей, взаимоотношения между супругами, дифференцированные воспитательные меры отца и матери по отношению к ребенку. То есть, неполная семья сталкивается, прежде всего, с проблемой формирования полоролевой модели поведения детей, с отсутствием образца супружеских отношений. Данная группа включает в себя: семьи, потерявшие кормильца, одиноких матерей, разведенных, находящихся под следствием и осужденных родителей, а также семьи прародителей с внуками. В каждом типе семей возникают свои специфические проблемы, создаются различные условия и предпосылки для воспитания. Результаты исследований сведены в таблицу.

     Существует  мнение, что издержки воспитания в  неполной семье связаны с ограниченными  материальными ресурсами. Исследование Закирова В.М «Как подростки из полных и неполных семей ощущают свою жизнь в семье» показало, что подростки из неполных семей остро ощущают отсутствие одного из родителей (отца) в семье, но в меньшей степени, чем подростки из полных семей, желают жить в другой стране. При этом дети из неполных семей чаще торопятся домой, и их наказывают значительно реже. Дети в этих семьях реже употребляют алкогольные напитки, имеют гораздо меньший сексуальный опыт, но чаще курят. Среди них никто не отметил опыт потребления наркотиков, а среди близкого окружения нет наркоманов. При этом необходимо отметить, что те дети, которые недоедают или не всегда сыты – эти дети из неполных семей. [17]

     Следует отметить, что действительно неполная семья характеризуется более низким экономическим статусом. Этот тип семьи в большей своей части относится к низкодоходной группе: по данным исследований, проведенных Н.М. Римашевской, неполные семьи «по доле бедных опережают все другие типы семей». [16; 181]

     В научном сообществе существуют определенные разногласия в оценке результатов  социализации детей в неполной семье. Одни специалисты говорят о негативных последствиях и отмечают наличие проблем со здоровьем, проблем психологического плана, низкую успеваемость и склонность к асоциальным поступкам. Другие считают, что дети из неполных семей ничем не отличаются от своих сверстников из полных семей. Однако большинство ученых сходится во мнении о наличии пониженного воспитательного потенциала в семьях такого типа.

      В результате низкого экономического статуса неполных семей обнаружены следующие отрицательные последствия  для воспитательного процесса: материальные трудности неполной семьи повышают конфликтность во взаимоотношениях родителя и детей; дети из неполных семей испытывают дефицит внимания со стороны родителя; ограниченные материальные возможности неполной семьи формируют у детей завышенные материальные требования к будущей работе. Можно сделать вывод, что издержки социализации в неполной семье в значительной степени связаны с ее ограниченными материальными ресурсами.

     Таким образом, среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Традиционно основным институтом воспитания человека,  начиная с момента его непосредственного рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Уже по преобладающим  структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.

     В этой связи возникает вопрос о  том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательные влияния неполной семьи на воспитание ребенка. Поэтому проблема  неполной семьи как объекта социально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения в последние годы приобретает все большую и большую актуальность в педагогике, социологии и психологии.

     Этот  вопрос изучается как зарубежными, так и отечественными специалистами, которые предлагают свои варианты решения проблем семейного воспитания и определения путей социально - педагогической помощи ребенку и родителю в неполной семье. У истоков отечественных научных исследований педагогических проблем семейного воспитания стояли И.М. Балинский, И.А. Сикорский и П.Ф.Лесгафт. Психологические проблемы личностных особенностей детей из неполных семей исследовали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.  Рубинштейн. Различные социальные и психологические аспекты проблем неполных семей как института воспитания и социализации детей изучали в своих работах С.И. Голод, И.Е. Калабихина, И.М. Марковская, М.С. Мацковский, А.Г. В.С. Торохтий, В.С. Харчев и другие.    
 

Информация о работе Семья как фактор социализации