Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель работы: проанализировать семью как фактор социализации.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть основные теории социализации;
дать определение понятию «социализация», выявить сущность процесса социализации;
охарактеризовать агенты и институты социализации;
рассмотреть семью в системе институтов социализации;
продемонстрировать особенности социализации в разных видах семьи;
проанализировать роль семьи в социализации личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность процесса социализации 6
1.2. Теории социализации в зарубежных и отечественных трудах 11
1.3. Агенты и институты социализации 15
2. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 18
2.1. Семья в системе институтов социализации 18
2.2. Особенности социализации в полных и неполных семьях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определяющая
роль семьи в процессе социализации
личности обусловлена ее глубоким влиянием
на весь комплекс физической и духовной
жизни растущего в ней
Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [1; 56].
Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я».
Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка.
Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — живут и дети.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии. Книги.
1. Андреева, Т.В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
2. Антонов, А.И. Социология семьи. – М.: МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. – 304с.
3. Гидденс, Э. Социология. Учебник. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703с.
4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1990.
5. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Канон, 1995.
6. Коулман,
Дж. Роль социального капитала
в создании человеческого
7. Кравченко, А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 323с.
8. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1998.
9. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 2003.
10. Фролов, С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 256с.
11. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979. – 75с.
12. Харчев, А. Г. Быт и семья в социалистическом обществе. – Л.: Знание, 1968.
13. Черняк Е. М. Социология семьи. Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. – 238с.
14. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 672с.
Статьи.
15. Blumer H. Sociological Implications of the Thought of George Herbert Mead. – «American Journal of Sociology», 1966, – 535p.
16. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. / Под ред. Римашевской Н.М.. – М.: РИЦ ИСЭПН, 2002. – 181с.
Интернет-ресурсы.
17. Закиров
В.М. Как подростки из полных и неполных
семей ощущают свою жизнь в семье http://www.isras.ru/abstract_
18. Курапова
И.А. Проблемы социализации в
современном обществе http://
19. Леонтьев
А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.
http:// www.psy.msu.ru/science/public/