Семья как фактор социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать семью как фактор социализации.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть основные теории социализации;
дать определение понятию «социализация», выявить сущность процесса социализации;
охарактеризовать агенты и институты социализации;
рассмотреть семью в системе институтов социализации;
продемонстрировать особенности социализации в разных видах семьи;
проанализировать роль семьи в социализации личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность процесса социализации 6
1.2. Теории социализации в зарубежных и отечественных трудах 11
1.3. Агенты и институты социализации 15
2. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 18
2.1. Семья в системе институтов социализации 18
2.2. Особенности социализации в полных и неполных семьях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ5.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Определяющая  роль семьи в процессе социализации личности обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

     Т. В. Андреева считает, что «семья и  ребенок – зеркальное отражение  друг друга. В результате, именно в  семье формируются те качества, которые  более нигде сформированы быть не могут» [1; 56].

     Семья имеет большие преимущества в  социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я».

     Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка.

     Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — живут и дети.

 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии. Книги.

1. Андреева, Т.В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2. Антонов, А.И. Социология семьи. –  М.: МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996.  – 304с.

3. Гидденс, Э. Социология. Учебник. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703с.

4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного  труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1990.

5. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод,  предназначение.  –  М.: Канон, 1995.

6. Коулман,  Дж. Роль социального капитала  в создании человеческого капитала. –  Казань: Казанский гос. университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2004. – 506с. 

7. Кравченко,  А.И. Социология: Общий курс: Учебное  пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 323с.

8. Смелзер,  Н. Социология: пер. с англ. –  М.: Феникс, 1998.

9. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 2003.

10. Фролов, С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. –  256с.

11. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979. – 75с.

12. Харчев, А. Г. Быт и семья в социалистическом обществе. – Л.: Знание, 1968.

13. Черняк  Е. М. Социология семьи. Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. – 238с.

14. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи.  – СПб.: Питер, 2008. – 672с.

Статьи.

15. Blumer H. Sociological Implications of the Thought of George Herbert Mead. – «American Journal of Sociology», 1966, – 535p.

16. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая  ситуация. / Под ред. Римашевской  Н.М.. –  М.: РИЦ ИСЭПН, 2002. – 181с.

Интернет-ресурсы.

17. Закиров В.М.  Как подростки из полных и неполных семей ощущают свою жизнь в семье http://www.isras.ru/abstract_bank/1208942932.pdf

18. Курапова  И.А. Проблемы социализации в  современном обществе http://www.nii-etno.ru/pages/11-2009/21-problemy-socializacii-v-sovremennom-obshhestve.html

19. Леонтьев  А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. http:// www.psy.msu.ru/science/public/leontev/index.html

Информация о работе Семья как фактор социализации