Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель работы: проанализировать семью как фактор социализации.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть основные теории социализации;
дать определение понятию «социализация», выявить сущность процесса социализации;
охарактеризовать агенты и институты социализации;
рассмотреть семью в системе институтов социализации;
продемонстрировать особенности социализации в разных видах семьи;
проанализировать роль семьи в социализации личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность процесса социализации 6
1.2. Теории социализации в зарубежных и отечественных трудах 11
1.3. Агенты и институты социализации 15
2. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 18
2.1. Семья в системе институтов социализации 18
2.2. Особенности социализации в полных и неполных семьях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Таким образом, социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.
1.2 Теории социализации в зарубежных и отечественных трудах
Благодаря социализации индивид приобретает разнообразные социальные характеристики, социальную природу, умения и навыки участия в социальной жизни. С другой стороны, только взаимодействие социализированных индивидов создает все многообразие социального, все феномены общества. Не случайно первые попытки теоретического осмысления процесса социализации относятся к периоду становления социологии как самостоятельной науки, предметом которой является общество как целостная система, социальный организм.
Проблема социализации рассматривается в разных теоретических парадигмах, представленных в социологической мысли XIX - начала XX в.в. структурным функционализмом, символическим интеракционизмом и поведенческим подходом. Анализ теорий социализации излагается со взглядов Эмиля Дюркгейма, Джорджа Герберта Мида, Зигмунда Фрейда, Франклина Генри Гиддингса, Габриэля Тарда.
Первой
собственно социологической концепцией
социализации можно считать позитивистскую
концепцию Э. Дюркгейма. В основе
его методологии можно выделить
два принципиальных положения:
1. Общество как особая реальность, стоящая
над индивидами и осуществляющая контроль
над их действиями;
2. Несоциализированную, импульсивную человеческую природу нужно сдерживать и контролировать силами общественной морали и угрозой наказания.
Концепция Э. Дюркгейма артикулирует социализирующую роль общества, которое в процессе социализации включает все новые и новые поколения человеческих существ, «асоциальных к моменту рождения», в сферу «социальной жизни».
Выделяя два типа обществ – «тип простого общества», основанного на кровном родстве, и «вторичный социальный тип», основанный на разделении специализаций и функций, – и два типа солидарности (механическую и органическую), соответствующие им, Э. Дюркгейм выводит два типа социализированности. «В первом случае, индивид социализирован потому что, не имея собственной индивидуальности, он сливается вместе с ему подобными в одном и том же коллективном типе; во втором – потому что, имея личный облик и особую деятельность, отличающие его от других, он зависит от них в той же мере, в какой отличается, и, следовательно, зависит от общества» [4; 213].
Каждое
общество, считал Э. Дюркгейм, имеет
некий идеал человека, который
не только в моральном и
Среди социологических концепций социализации особое место занимает теория символического интеракционизма. Один из основателей этой теории Дж. Мид рассматривал интеграцию индивида в общество как процесс превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я». Мид считал, что этот процесс происходит «внутри» индивида и по своей природе является социальным. Центральным понятием концепции Дж. Мида является понятие межиндивидуального взаимодействия. Особую роль в действии индивидуального и общественного субъекта Дж. Мид отводит взаимодействию «Я» с «другими значимыми», в процессе которого конструируется социальность как индивида, так и общественных структур.
Блумер утверждает, Мид показал,
что «человеческая групповая
жизнь явилась сущностным
Проблема
социализации рассматривается также
представителями
Теория
личности Фрейда выделяет три части
в психической структуре
Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия.
Эго («Я») — контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта.
Суперэго («сверх — Я») — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.
Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.
Фрейд пришел к заключению, что в основном нашим поведением управляет бессознательное, и что поведение взрослого человека во многом зависит от тех влечений, которые формируются на самых ранних этапах его жизни. Большая часть опыта раннего детства теряется в нашей сознательной памяти, однако этот опыт составляет базис, на котором основывается самосознание человека. [3; 77]
Таким образом, отражены две научные точки зрения социализации детей: объективное и субъективное направление.
Объективный подход рассматривает социализацию как приспособление личности, адаптацию к среде. В ряде случаев исследователи определяют данное направление как адаптивное, которое объясняет социальное формирование личности с позиции приспособления к господствующим в обществе культурным нормам. Так, французский социолог Э. Дюркгейм определяет значение индивидуальной реальности как вторичной. Социальное безраздельно господствует над индивидуальным: «коллективные представления» - над индивидуальными, «коллективное сознание» - над индивидуальным. По мнению Э. Дюркгейма, именно общество, нуждающееся в воспроизводстве, определяет потребность в тех или иных личностных качествах своих членов: общество «конструирует этот тип и конструирует его сообразно своим потребностям». Общество задает идеал, портрет, социальный заказ и отражает особенности социальной организации. Человек - «индивидуальное существо», эгоистичное и асоциальное по рождению, должно стать «социальным существом», способным вести социальную и нравственную жизнь. В этом Э. Дюркгейм видит смысл воспитания.
Второй подход – субъективный – делает акцент на развитие (саморазвитие) и реализацию потенциальных возможностей индивида. Так, символический интеракционизм, объясняя процесс социализации, исходит из следующего принципа: «люди обладают способностью мыслить», и «эта способность должна формироваться и совершенствоваться в процессе социального взаимодействия». Отличительная особенность данного подхода заключается в представлении социализации как динамического процесса, который позволяет людям развивать способность мыслить и развивать ее желательным для человека образом (а не усваивать принципы, необходимые для выживания в обществе).
Представители психоанализа рассматривают включение человека в общество с позиции противоречий и конфликтов. У З. Фрейда конфликт между «Оно» (сфера бессознательного) и «Сверх-Я» (социальный регулятор поведения) в рамках теории социализации рассматривается как процесс приобретения контроля над импульсами с целью адаптации к окружающей среде.
1.3 Агенты и институты социализации
Социализация с точки зрения общества предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
На дотрудовой стадии выделяют следующие институты и агенты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа, различные внешкольные образовательные учреждения. Семья традиционно рассматривалась в системе психоаналитических теорий как единственный институт социализации. Дошкольные детские учреждения, как указывает Г. М. Андреева, до последнего времени не «получили прав гражданства в социальной психологии» [1;162]. Объяснением этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность, и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, выпадает из ее анализа.
Институтами социализации на трудовой стадии являются трудовые коллективы, общественные группы (например, разного рода клубы и союзы – спортивные, туристические, оздоровительные, творческие), церковь.
Семью не принято рассматривать как институт социализации на трудовой стадии, однако на основании ряда психологических работ можно утверждать, что семья продолжает оставаться институтом социализации личности: во-первых, в качестве родительской семьи, так как по ее модели люди выстраивают собственную семью (Кратохвил С., Ричардсон Р., Дымнова Т. И., Захаров А. И.), а также в смысле ее влияния на особенности творческого становления, направленности интересов и активности личности и ее жизненного пути; во-вторых, институтом социализации личности в зрелом возрасте является и собственная семья, которую создает человек на дотрудовой стадии (вуз) или в период трудовой стадии социализации. Несомненно, что семья (супруги, дети, другие родственники) оказывает влияние на формирование личности: становление характера, изменения ценностей, ведущих приоритетов (Алешина Ю. Е.), зрелости личности (Громыко М. М.).
Вопрос об институтах социализации на послетрудовой стадии, по замечанию Г. М. Андреевой, является таким же спорным, как и сама эта стадия. Предположительно автор называет общественные организации, в которых участвуют пенсионеры, но замечает, что вопрос об институтах еще предстоит исследовать.
Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.
Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».
Итак, на протяжении процесса социализации человек сталкивается с различными институтами и агентами социализации.