Проблемы молодежного досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:19, доклад

Краткое описание

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки).

Файлы: 1 файл

Проблемы молодежного досуга.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Проблемы молодежного  досуга 

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и обусловлена  воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического  и социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки). 

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается. Наблюдается тенденция к деморализации  в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие    на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями. 

Ситуация в  нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала  резко изменяться, приобретая всё  более негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок-/и  т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства". Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. 

   В создавшейся  ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус. 
 

Досуг 

В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят множеством повседневных дел: профессиональной деятельностью, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Досуг необходим людям для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности. 

Досуг и отдых  могут включать следующие виды деятельности:

спорт или разнообразная  физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

художественная  деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий  и другое ручное творчество);

забота о животных;

хобби (разнообразная  деятельность по интересам);

посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

игры (настольные, компьютерные игры);

развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

общение с другими  людьми (телефонные разговоры, написание  писем, приглашений, организация и  посещение вечеров и других развлекательных мероприятий). 

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется  его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени.  

Во время тяжелой  болезни прекращается нормальное течение  жизни. В силу вынужденного, чаще всего лежачего положения человек ведет малоподвижный образ жизни. Его томит монотонность жизни, он страдает от скудости происходящих событий. Человек находится во власти болезненных переживаний, тревожных мыслей о своем здоровье, будущем. Он вынужденно бездельничает. У многих больных развивается депрессия. Если такое положение продолжается длительное время, постепенно теряются навыки не только профессиональные, но и самые простые, бытовые, такие как навыки ходьбы, одевания и пр. 

В связи с  этим организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми, так как они не заняты в трудовой сфере деятельности в связи с болезнью.  

Основными задачами правильно организованного досуга больных людей являются:

разрушение монотонности больничного (особенно, постельного) образа жизни;

поднятие настроения, создание положительных эмоций;

выработка установки  на излечение, на возвращение к труду;

сохранение двигательной активности в пределах возможного;

борьба с тревогой и депрессией;

поддержание познавательных способностей;

повышение самооценки. 

Не все виды досуга и отдыха приемлемы для  лежащих или больных с ограниченной подвижностью. Нужно помочь больному определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы адаптации больного для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь больному в восстановлении утраченных функций в результате болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов способствует концентрации внимания, развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга для лежачего больного можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование, написание писем (если больной к этому способен). Часто единственным и доступным для больного является чтение, что оказывает лечебное воздействие на психику больного. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ, также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг больного человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для больных, которые не могут выходить из дома. Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелобольного человека. Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для больных, находящихся дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.

Информация о работе Проблемы молодежного досуга