Методы исследования социальных групп: детей, молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть методы исследования социальных групп: детей и молодежи.
Задачи исследования:
Изучить объекты социальной работы: дети и молодежь.
Раскрыть методику исследований в социальной работе.
Рассмотреть основные методы исследования в социальной работе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
3
1. Дети как объект социальной работы
5
2. Молодежь как объект социальной работы
7
3.Методика исследований в социальной работе 11
4. Основные методы исследования в социальной работе 12
5. Особенности исследований социальных групп: детей и молодежи34
Заключение……………………………………………………………42
Список использованных источников………………………………..

Файлы: 1 файл

Методы исследования социальных групп детей, молодежи.docx

— 69.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра социальной политики, психологии и педагогики профессионального образования

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Методы исследования в социальной работе»

на тему «Методы исследования социальных групп: детей, молодежи»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст.гр. СРСдо – 13

Чипизубова Е.Г.

Проверил преподаватель кафедры

СПП и ППО

Амельченко Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..

3

1. Дети как объект социальной работы

5

2. Молодежь как объект социальной работы

7

3.Методика исследований  в социальной работе

11

4. Основные методы исследования в социальной работе

12

5. Особенности исследований социальных групп: детей и молодежи

34

Заключение……………………………………………………………

42

Список использованных источников………………………………..

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимают дети и молодежь. Для них незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.

Дети и молодежь являются наиболее восприимчивой к изменениям группой, подобно «кальке» отображающей модификации, происходящие в современном обществе. Актуальность социальных исследований детей и молодежи обусловлена неослабевающим научным интересом к проблемам жизни этой группы людей, а также факторам, влияющим на их жизненных путь.[8]

Сегодня дети и молодежь часто характеризуются как жестокие, безнравственные и бездуховные. Это аргументируются ростом преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы, увеличением детских суицидов и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всех детей и молодежи в целом.

Цель исследования: рассмотреть методы исследования социальных групп: детей и молодежи.

Задачи исследования:

    1. Изучить объекты социальной работы: дети и молодежь.
    2. Раскрыть методику исследований в социальной работе.
    3. Рассмотреть основные методы исследования в социальной работе.
    4. Выделить особенности исследований социальных групп: детей и молодежи.

Объект исследования: дети и молодежь (к молодежи причисляют людей в возрасте от 14 до 30 лет).

Предмет исследования: основные методы исследования социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ДЕТИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

С точки зрения психологии категория «возраст» обозначает определенную, качественно-своеобразную ступень развития, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. По определению Л.С.Выготского, основными характеристиками возраста являются «социальная ситуация развития», отражающая место человека в системе социальных отношений, его деятельность, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов. В нормативно-ценностном плане каждый возраст характеризуется особыми жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода к следующему возрастному этапу (например, осознанный выбор профессии, создание семьи и др.).

Конвенция о правах ребенка определяет возрастные рамки детства от 0 до 18 лет, если по закону, действующему в данной стране, ребенок не достигает совершеннолетия ранее. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», подтверждает именно эти границы детского возраста.

В России принята следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); ранняя юность (15-17 лет); второй период юности (17-21 год).

Детство и дети стали привлекать ученых в качестве объектов их научных изысканий сравнительно недавно. Несмотря на то, что еще древние мыслители касались детской проблематики в своих работах, целенаправленная научная деятельность стала развиваться лишь в XVIII веке, отдельные научные отрасли (такие, как возрастная психология, педология, этнография детства) сформировались значительно позднее, в конце прошлого - начале нынешнего века.

Во второй половине XX века детство постепенно становится объектом изучения комплекса гуманитарных и общественных наук. Ряд из них сформировал свои научные концепции детства, в других подобные исследования эпизодичны. Но сегодня мы с полным правом можем констатировать, что интерес научных кругов к проблеме детства не случаен, он обусловлен повышением внимания к детству и детям в мировом сообществе. С другой стороны, именно результаты научных проектов позволяют обществу строить свою стратегию поддержки и защиты детства.

Несмотря на то, что различные научные дисциплины общегуманитарного и социального циклов по-разному определяют само понятие «детство» и «дети», они признают, что детство является неотъемлемой частью образа жизни и культуры как всего человечества, так и каждого народа нашей планеты.

Параметрами анализа детства как художественно осмысленного будущего могут быть приняты: темпоральность детства (возрастные границы, периодизация), характер взаимодействия между взрослым и детским сообществами, содержание мировоззрения ребенка, его деятельности (наличие игровой, учебной и иной деятельности), процессы становления определенных личностных качеств ребенка, механизмы формирования социального субъекта, технологии реализации государственной политики по отношению к детям.

2. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Решающим условием национальной безопасности и суверенного развития современной России является обеспечение ее конкурентоспособности. Это предполагает укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления, обеспечение необходимого уровня обороноспособности. Успешное решение этих задач невозможно без активного участия в этих процессах молодежи.

 Молодежь выполняет  особые социальные функции:

1. наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

2. обладает инновационным потенциалом развития экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;

3. молодые люди составляют основную часть кадров силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

Целостная и последовательная социальная работа с молодежью призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.

В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы социальной работы с молодежью.

Российская молодежь в целом успешно адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, еще достаточно велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, наблюдается рост числа молодежных «групп риска» и их численности, все более заметны проявления молодежного экстремизма и радикализма.

Абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения уменьшается. При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, имеет ряд особенностей:

    1. молодежи присуще неполное включение в существующие социально- экономические отношения, но при этом именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником политической и экономической инициативы;
    2. в силу возрастных особенностей интересы молодежи не во всем совпадают с интересами общества в целом, а недостаток жизненного опыта увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений.

В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных тенденций и явлений:

    • продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;
    • медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;
    • обостряются проблемы молодой семьи;
    • ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;
    • растет криминализация молодежной среды;
    • снижается доступность качественного образования;
    • растет имущественное расслоение в молодежной среде;
    • происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников -  молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;
    • минимальна включенность молодых людей в систему управления государством.

 С другой стороны  в молодежной среде укрепляется  целый ряд позитивных тенденций:

    • развивается инновационный потенциал молодежи;
    • растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;
    • увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;
    • возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;
    • формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;
    • растет заинтересованность в укреплении своего здоровья;
    • современная российская молодежь становится полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

 

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой осуществление ряда функций. Прежде всего, это научно–познавательная, исследовательско–аналитическая функция, для реализации которой необходимо знать методику исследования социальной реальности. Известен ряд этапов исследовательского процесса, направленного на социальную реальность:

  1. Процесс исследования социальной реальности, социальных феноменов начинается с определения предмета познания, его внешних границ.
  2. Постановка исходных проблем – вопросов, с помощью которых исследователь (исследовательский коллектив) определяет наиболее актуальные аспекты предмета исследования.
  3. Выяснение причинно – следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации.
  4. Формулировка рабочих гипотез исследования
  5. Проведение основных исследовательских мероприятий, использование соответствующих методов (социологических методов исследования, методов статистического анализа).
  6. Анализ полученной информации.
  7. Выработка рекомендаций, направленных на улучшение ситуации и разрешение проблем.

Информация о работе Методы исследования социальных групп: детей, молодежи