Молодежь в силу того, что она
находится в процессе становления (социального,
психологического, мировоззренческого),
в большей степени, чем другие возрастные
группы, подвержена различным социально-экономическим,
политическим, идейным, культурным влияниям,
более непосредственно и активно реагирует
на них, что способствует поддержанию
высокого уровня неопределенности ее
социального поведения, подвижности ценностных
ориентаций. Все эти специфические особенности
молодежи как социальной группы определяют
в целом ее сложный, проблемный характер.
Предметная область социологического
исследования молодежи достаточно широка:
- общие социально-групповые
характеристики молодежи — границ и структуры
ее как группы, основные тенденции динамики,
социально-демографические показатели;
- основные качественные параметры
существования молодежи в обществе —
условия и особенности прохождения процесса
социализации;
- специфика образа жизни и моделей
поведения молодых людей в зависимости
от их принадлежности к различным социальным
стратам;
- реальные статусные позиции
и социальные роли молодежи в структуре
общества;
- характер и направленность
социальной мобильности;
- особенности и динамика изменений
ценностных ориентаций и поведенческих
мотиваций молодых, в том числе в контексте
межгенерационного взаимодействия;
- возможности самореализации
молодежи применительно к конкретным
социокультурным и политико-экономическим
условиям.
При сборе и обработке информации
достоверность получаемого знания во
многом зависит от полноты и всестороннего
учета характеристик объекта исследования,
его психологических, этнических, социальных
и других особенностей, в нашем случае
прежде всего необходим учет возрастных
особенностей. В связи с этим возникает
необходимость иметь четкие ориентиры
возрастной периодизации внутри группы.
Возраст во многом определяет границы
допустимости и возможности получения
информации по интересующей проблематике,
оптимальность использования того или
иного метода.
Исследование социальных групп
детей и молодежи имеет ряд особенностей
(в зависимости от возраста):
- Дошкольный и младший школьный
возраст полностью исключают возможность
проведения стандартной анкеты, ведь дети
не владеют в достаточной мере навыками
чтения и письма. В этом случае используют
рисуночную анкету, где рисунок детей
анализируют как ответ на вопрос.
- До семилетнего возраста мысль
ребенка проникнута тенденциями игры,
чрезвычайно трудно отличить выдумку
от мысли, принимаемой за правду. Ребенок
этого возраста склонен считать, что он
все знает, даже вопросы, которые он задает
сам, - в значительной мере риторические,
ребенок на них ответа со стороны взрослых
и не ожидает.
- При обмене мыслями между ребенком
и взрослым роли двух сторон неравны. Ребенок
чувствует себя ниже взрослого и в то же
время у него долго остается впечатление,
что взрослый его вполне понимает.
- Применение анкеты до семилетнего
возраста признается полностью невозможным,
проведение интервьюирования серьезно
ограничено.
- Только с младшего подросткового
возраста возможно широкое применение
анкетного метода практически по всему
спектру проблем. При этом обязательным
условием выступает соблюдение особых
правил составления анкет и проведения
опросов.
- Если взрослые при исследовании продолжают относиться к подростку как к ребенку, то могут возникнуть подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения.
- Чем старше дети, тем более подробную,
детальную информацию от них можно получить. Младшие подростки могут объяснить причины своего поведения. Подростки постарше, 14-16 лет, уже могут оценить свои поступки и чувства, способны рассуждать об абстрактных понятиях и оценивать действия
своих ровесников и взрослых, могут прогнозировать
личностную ситуацию.
- Для изучения проблем современного
детства могут применяться и опросы взрослых
людей: жителей двора, родителей, учителей,
работников внешкольной сферы. Цель проведения
таких опросов состоит в получении дополнительной
информации или в сравнении мнения детского
и взрослого сообществ.
- Информация, получаемая о внутренней
субкультуре подростков от взрослых, часто
бывает серьезно искажена даже в том случае,
когда опрашивают самых близких детям людей –
родителей.
- При проведении исследования,
в котором объектом выступают подростки,
необходимо учитывать большую ориентацию
данной категории на мнение сверстников,
чем взрослых.
- Результаты, полученные исследователями,
показывают, что дети могут быть отнесены
к группе респондентов, которые обладают
низким уровнем искренности, он составляет
около 68 %.
- Процедурно необходимо предварительное
пояснение целей исследованияя, а также указания на анонимность опроса и отсутствие правильных или неправильных ответов на вопросы исследователя.
- Даже для письменного опроса
важно выбрать правильное место и время:
например, в школьном классном кабинете,
во время учебных занятий возможны те
же ассоциации с проверкой и экзаменом,
лучше пригласить ребят для подобного
исследования вечером или в выходные дни
в актовый зал.
- Прежде всего, необходимо определить,
понимают ли респонденты все термины и
понятия, используемые в анкетах и опросниках
и совпадает ли их толкование с толкованием
исследователя.
- Важно правильно выбрать тему
опроса, поскольку некоторые темы могут
смущать детей или вызывать у них нежелание
обсуждать, например, свои личные предпочтения
или свое поведение.
- Чтобы получить достоверную
информацию по «закрытым» темам можно
употреблять подростковый жаргон, показать,
что исследователь посвящен в их тайны,
проявить свой интерес к тому, что их волнует.
- Опрос не должен длиться долго.
В конце нужно обязательно поблагодарить
респондентов за помощь и потраченное
время.
- При постановке вопроса необходимо
быть уверенным в адекватном (правильном,
точном) понимании всеми респондентами
употребляемых в нем слов, терминов и понятий.
- Важно не только подобрать слова
понятные детям, но и учитывать их возрастные
особенности восприятия некоторых тем.
- Опрос детей с применением анкет
на их родном, национальном языке способствует
получению качественно полной информации.
- При формулировании вопросов
анкеты о фактах поведения и о личности
респондента в отношении детей необходимо
учесть, что общение посредством анкеты
для подростка имеет межличностный характер,
и ребенок воспринимает каждый вопрос
как индивидуально заданный именно ему.
- При формулировании вопросов
также рекомендуется учитывать такие
возрастные особенности детей, как внушаемость,
ориентация на социальную желательность
(мнение старших, мнение значимых взрослых-родителей
и ровесников). Поэтому крайне важным считается
сделать анкету так, чтобы вопросы не внушали
респондентам представления о «нужных», ожидаемых или неудобных, плохих вариантах ответов и не содержали прямых или косвенных подсказок.
- Кроме того, опыт проведения
исследования показал, что для детей недостаточно
инструкций по заполнению анкеты. Для
того чтобы объяснить каждому юному респонденту
порядок определения и отметки нужного
кода, анкетер может предложить детям
вместе заполнить первые вопросы о поле,
возрасте, месте проживания, национальности.
- Более сложные вопросы, требующие
активизации мыслительных процессов и
анализа, располагаются в середине анкеты.
Учитывая особенности психологии подростков,
в качестве своеобразных «переключателей» внимания рекомендуем использовать не только вводные пояснения, но и специально подобранные рисунки.
- В качестве поощрения за участие
в исследованиях детей (особенно младшего
подросткового возраста) могут быть использованы
календарики, картинки, наклейки с сюжетами
из популярных мультиков.
- Особой формой методики при
проведении опросов подростков является
сочинение. Его можно классифицировать
как развернутый, неформализованный ответ
на анкету, содержащую только один вопрос.
По своему содержанию и информативности
сочинение представляет не меньший интерес,
чем анкета.
- Задавая ребятам прямые вопросы «в лоб» о специфических сторонах образа жизни подростков, особенно о негативно оцениваемых обществом (например, сексуальная жизнь юных, наркотики и подобное), мы заранее обрекаем себя на получение искаженной информации. Вот почему в подобных случаях больше подойдет методика неоконченных предложений.
- Кроме использования описанных
выше приемов считается очень эффективным привлечение самих детей к разработке методик по изучению ребенка и к проведению самих исследований в данной области.
- Для изучения взаимоотношений
в детских сообществах применяют социометрический
метод, разработанный Дж.Морено.
- Для изучения специфических
аспектов детства может быть использован
метод качественного анализа особых свидетельств
жизнедеятельности людей: литературных
произведений, фильмов, произведений живописи,
фотографий и других предметов искусства.
Для сбора данных в таком случае используется
качественный анализ.
В социальной работе нет готовых
рецептов для исследования детей и молодежи.
Только с помощью методов и приемов, опыта
и знаний исследователя можно получить
необходимую информацию и использовать
ее в своей деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя вышесказанное,
можно сделать вывод о том, что методы
исследования рассматриваются как часть
социальной работы, которые позволяют
изучать как отдельного человека, так
и социальные группы в целом.
Таким образом, социальная работа
направлена на практическое решение социальных
проблем, на помощь социально незащищенным
или мало защищенным группам населения.
Выполнение этих задач требует от социального
работника не только практических знаний,
но и знания теории социальной работы,
в том числе методики и основных методов
исследования в социальной работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ:
Нормативно – правовые
акты:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
Учебная литература:
- Альперович В.Д. и др. Справочник социального
работника; под. общ. ред. Е.П. Агапова, В.А.
Шапинского. – Ростов н/Д.: Фкникс, 2006.-336с.
- Денисова Н. С. Технологии социальной
работы с молодежью/ Педагогическое мастерство:
материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва,
декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
- Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное
пособие.-3-е изд., перераб. и доп.-Ростов
н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.;
- Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное
пособие.-М.: Издательско – торговая корпорация
«Дашков и К0»; Растов н/Д: Наука – Пресс, 2007.-480с.;
- Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ. - М.: Юристь,
2001. - 334 с.;
- Щеглова С.Н. Социология
возраста. Учеб. - метод. материалы.
- М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. - с.
Электронные ресурсы
- http://practic.childpsy.ru/education/articles.php?ID=28750 (дата обращения 29.10.2013).
- http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologiya-molodezhi.html (дата обращения 04.11.2013.)