Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 16:24, контрольная работа
Цель исследования: рассмотреть методы исследования социальных групп: детей и молодежи.
Задачи исследования:
Изучить объекты социальной работы: дети и молодежь.
Раскрыть методику исследований в социальной работе.
Рассмотреть основные методы исследования в социальной работе.
Введение……………………………………………………………..
3
1. Дети как объект социальной работы
5
2. Молодежь как объект социальной работы
7
3.Методика исследований в социальной работе 11
4. Основные методы исследования в социальной работе 12
5. Особенности исследований социальных групп: детей и молодежи34
Заключение……………………………………………………………42
Список использованных источников………………………………..
Анкета представляет собой вопросник, используемый для сбора данных при опросе, тиражируемый документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом, либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером.
В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании особенно важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методические указания по заполнению анкеты, графическое оформление анкеты и т.п.
Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей опрос, место и год издания. Инструкцию по заполнению анкеты лучше вынести на отдельный лист. Эти правила необходимо соблюдать при большом объеме опросника. Вместо титульного листа вначале анкеты может быть вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация. Проводящая исследование; объясняется техника заполнения анкеты.
После вступления (обращения к респонденту) располагаются наиболее простые вопросы, нейтральные по смыслу. Задача этих вопросов - заинтересовать респондента, ввести его в курс обсуждаемых проблем. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещают в середине анкеты. К концу работы с анкетой степень сложности вопросов должна снижаться, здесь обычно помещают «паспортичку», с помощью которой получают данные о личности опрашиваемого.
Графическое оформление анкеты также играет важную роль. Грамотное графическое оформление требуется для облегчения восприятия респондентом предлагаемой информации.
Метод экспертной оценки
Такие формы сбора первичной социальной информации, как анкетирование, интервьюирование предназначены для массовых опросов. Их особенность заключается в том, что они направлены на выявление информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки респондентов, их отношение к событиям, явлениям действительности. Цель массового опроса заключается в получении достоверного знания о предмете исследования. Однако, в ходе массового опроса источником социологической информации, дающей оценку тем или иным сторонам объекта исследования, выступают представители этого же объекта. На практике часто возникает ситуация , когда выделить объект (носителя проблемы) очень сложно, и , следовательно, невозможно использовать объект в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозирования изменения того или много социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего предмета через несколько лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.
Подобная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
При формировании группы экспертов необходимо учитывать ряд критериев: род занятий, стаж работы, уровень и характер образования, опыт общественно-политической жизни, возраст и т.д. При отборе экспертов необходимо руководствоваться целями и задачами исследования.
Опрос компетентных лиц называется экспертным опросом, результаты опроса – экспертными оценками.
Методика проведения экспертного опроса существенно отличается от методики проведения массового опроса. Массовые опросы, как правило, анонимны. В экспертном опроса анонимность исключается, эксперт должен быть полностью осведомлен о задачах исследования, которые он призван помочь решить. Основной инструментарий экспертного опроса – анкета или бланк-интервью, таким образом, процедура опроса может заключаться либо в анкетировании, либо в интервьюировании экспертов.
Выделяют основные функции экспертного опроса: прогноз тенденций развития явлений и процессов социальной действительности; оценка степени достоверности данных массовых опросов.
Программа прогнозного опроса экспертов носит преимущественно концептуальный характер. В программе прежде всего однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода. Процедура опроса экспертов может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонное интервью). Одна из форм экспертного опроса – обмен мнениями. Он предполагает одновременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции по интересующему исследователя вопросу. Часто применяется при экспертном опросе «дельфийская техника». Метод «дельфийской техники» заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. После первого опроса и обобщения результатов его итоги сообщаются участникам экспертной группы. Затем проводится повторный опрос, в ходе которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют ее. Эта процедура повторяется 3 – 4 раза и в результате вырабатывается согласованная оценка.
При проведении массовых опросов часто возникает вопрос о степени достоверности полученных данных. Экспертный опрос позволяет оценить степень компетентности мнений, высказанных респондентами в ходе массового опроса. Для этого составляется анкета эксперта идентичная анкете респондента массового опроса, результаты которого необходимо оценить эксперту. Задача эксперта – высказать по вопросам непредвзятую, объективную оценку. При этом эксперту необходимо учитывать интересы исследователя.
Конечно, результаты экспертного опроса не являются «истиной в последней инстанции». Это, однако, не отменяет важности участия экспертов в исследовании.
Метод эксперимента
Одним из своеобразных методов сбора первичной информации является эксперимент. Основная цель эксперимента – проверка гипотез, имеющих непосредственное применение на практике. Как разновидность углубленного, аналитического исследования и одновременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.
Эксперимент лучше проводить в небольших однородных группах обследуемых. Объект, с помощью которого проводится эксперимент, выступает только как средство создания экспериментальной ситуации и, в отличие от объекта массового исследования, может иметь отношение к использованию полученных результатов и выводов.
Суть метода эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик (контрольных характеристик).
Успех эксперимента зависит от создания соответствующих условий:
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.
В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования. При этом члены группы могут быть осведомлены либо нет о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомленности в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы как правило осведомлены об эксперименте.
Как в полевом, так и в лабораторном эксперименте в качестве дополнительных методов сбора информации о ходе эксперимента могут быть использованы опрос и наблюдение. Их результаты дают основание исследователю решать вопрос о том, вмешиваться в процесс протекания эксперимента или нет.
По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.
Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, нейтральные, факторные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам. Важно, чтобы в ходе линейного эксперимента было исключено воздействие на объект анализа всех мешающих факторов.
В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным и нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на ход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, и делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.
Для успешного проведения эксперимента необходим правильный подбор его участников. Различают следующие методы отбора участников эксперимента:
Подготовка и проведение эксперимента предполагают осуществление ряда этапов:
Проведение эксперимента сопровождается большими трудностями, что объясняет его непопулярность в среде исследователей.
5. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
«Детство - страна, откуда каждый родом, но куда никто не может вернуться», - так часто образно характеризуют детство в обыденном сознании. Вернуться в детство действительно невозможно, но совершить попытку изучить и понять сегодняшних детей возможно. Более того, нам представляется это крайне актуальным именно в современных условиях.
Государственная политика в интересах детей, становление которой происходит в нашем государстве сегодня, предполагает заботу о материальных и духовных условиях развития подрастающего поколения. Эта политика способствует включению юного поколения в процесс жизнедеятельности общества в посильных границах для этого возраста, обеспечению при этом гарантий соблюдения прав детей.
Главный подход к изучению детства состоит в следующем:
1. Для всестороннего изучения детства необходимы не только теоретические, но и эмпирические исследования.
2. Возможно проведение
эмпирических исследований в
самой детской среде при
3. Получаемое при этом
знание можно считать в
Современное детство можно исследовать лишь соединив вместе и теоретический и практический подходы. При этом нужно знать, что просто сложить все известные методы не получится, нужно правильно подобрать для раскрытия разных сторон детской жизни свой метод. На практическом уровне данные о современном статусе детства могут быть получены опросными и неопросными путями, с применением мнения самих детей и с привлечением экспертов, качественными и количественными методами.
Выделим некоторые методические сложности прямого изучения детского сообщества. При проведении подобных исследований требуется:
Информация о работе Методы исследования социальных групп: детей, молодежи