Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа
Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.
Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89
III этап
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень
притязаний, характеризует результат
от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно
высокий уровень — от 75 до 89 баллов,
подтверждающий оптимальное представление
о своих возможностях, что является
важным фактором личностного развития.
Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет
нереалистическое, некритическое отношение
детей к собственным
2.2. Содержание
методики обследования. Количественный
и качественный анализ
1. Методика «Лесенка». Данная методика позволяет выявить уровень самооценки ребенка (заниженная, адекватная, завышенная). Предлагалось поставить отметку на одной из семи ступеней нарисованной лесенки и тем самым показать, как он себя оценивает. Чем выше ступень, тем выше самооценка.
Сначала дети оценивали сами себя:
Диаграмма 1Затем дети оценивали себя с позиции сверстников:
Диаграмма 2
Согласно последней инструкции в данной методике, дошкольники оценивали себя с позиции взрослого (воспитателя).
Диаграмма 3
2. методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте
По результатам рисунка были получены следующие результаты:
Диаграмма 4
Экспериментальная группа
Уровень самооценки в настоящий момент (в баллах):
Критерии | ||||||||
Имя испытуемого |
здоровье |
ум |
характер |
авторитет |
умелые руки |
внешность |
уверенность в себе | |
1 |
43 |
55 |
91 |
98 |
50 |
89 |
75 | |
2 |
49 |
63 |
40 |
97 |
99 |
50 |
90 | |
3 |
80 |
82 |
81 |
55 |
56 |
60 |
55 | |
4 |
90 |
83 |
94 |
70 |
85 |
93 |
84 | |
5 |
50 |
90 |
83 |
91 |
94 |
63 |
78 | |
6 |
83 |
79 |
81 |
80 |
87 |
81 |
83 | |
7 |
64 |
83 |
53 |
44 |
78 |
85 |
76 | |
8 |
95 |
85 |
47 |
68 |
80 |
79 |
85 | |
9 |
84 |
91 |
83 |
85 |
56 |
73 |
90 | |
10 |
53 |
44 |
38 |
54 |
63 |
80 |
94 |
Уровень притязаний (в баллах):
Критерии | ||||||||
Имя испытуемого |
здоровье |
ум |
характер |
авторитет |
умелые руки |
внешность |
уверенность в себе | |
1 |
87 |
95 |
99 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
2 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
3 |
100 |
100 |
100 |
95 |
78 |
94 |
100 | |
4 |
100 |
100 |
100 |
95 |
94 |
99 |
84 | |
5 |
97 |
98 |
94 |
92 |
97 |
84 |
92 | |
6 |
92 |
99 |
98 |
93 |
100 |
91 |
97 | |
7 |
74 |
99 |
86 |
100 |
99 |
100 |
100 | |
8 |
100 |
100 |
98 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
9 |
96 |
94 |
92 |
100 |
74 |
89 |
100 | |
10 |
100 |
97 |
80 |
98 |
79 |
82 |
100 |
Величина расхождений между уровнем притязаний и самооценкой (в баллах):
Критерии | ||||||||
Имя испытуемого |
Здоровье |
ум |
характер |
авторитет |
умелые руки |
внешность |
уверенность в себе | |
1 |
44 |
40 |
8 |
2 |
50 |
11 |
25 | |
2 |
51 |
37 |
60 |
3 |
1 |
50 |
10 | |
3 |
20 |
18 |
19 |
40 |
22 |
34 |
45 | |
4 |
10 |
17 |
6 |
25 |
9 |
6 |
0 | |
5 |
47 |
8 |
11 |
1 |
3 |
21 |
14 | |
6 |
9 |
20 |
17 |
13 |
13 |
10 |
14 | |
7 |
10 |
16 |
33 |
56 |
21 |
15 |
24 | |
8 |
5 |
15 |
51 |
32 |
20 |
21 |
15 | |
9 |
12 |
3 |
9 |
15 |
18 |
16 |
10 | |
10 |
47 |
53 |
42 |
44 |
16 |
2 |
6 |
Контрольная группа
Уровень самооценки в настоящий момент (в баллах):
Критерии | ||||||||
Номер испытуемого |
Здоровье |
ум |
характер |
авторитет |
умелые руки |
внешность |
уверенность в себе | |
11 |
75 |
51 |
49 |
79 |
47 |
56 |
51 | |
12 |
64 |
73 |
60 |
64 |
85 |
77 |
74 | |
13 |
58 |
85 |
47 |
55 |
86 |
81 |
54 | |
14 |
96 |
77 |
44 |
74 |
78 |
73 |
84 | |
15 |
57 |
53 |
72 |
81 |
89 |
47 |
95 | |
16 |
66 |
82 |
85 |
64 |
51 |
66 |
83 | |
17 |
48 |
64 |
82 |
67 |
94 |
55 |
67 | |
18 |
69 |
88 |
49 |
59 |
79 |
82 |
77 | |
19 |
47 |
82 |
57 |
76 |
53 |
78 |
88 | |
20 |
64 |
59 |
44 |
84 |
79 |
78 |
52 |
Уровень притязаний (в баллах):
Критерии | ||||||||
Имя испытуемого |
Здоровье |
ум |
характер |
авторитет |
умелые руки |
внешность |
уверенность в себе | |
11 |
99 |
97 |
100 |
100 |
79 |
87 |
100 | |
12 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
99 |
100 | |
13 |
88 |
89 |
100 |
96 |
100 |
100 |
100 | |
14 |
97 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
15 |
89 |
93 |
97 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
16 |
100 |
79 |
89 |
92 |
86 |
100 |
100 | |
17 |
100 |
97 |
96 |
100 |
89 |
100 |
95 | |
18 |
79 |
100 |
100 |
100 |
96 |
79 |
100 | |
19 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
99 |
100 | |
20 |
100 |
100 |
98 |
100 |
96 |
100 |
100 |
Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста