Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 363.80 Кб (Скачать)
    1. Современные методы коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста

 

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных  приемов и средств преодоления  дефекта. Многочисленность и недостаточная  эффективность методик преодоления  заикания объясняются сложностью его  структурных проявлений и недостаточным  уровнем знаний о его природе.

Изучая существовавшие ранее  приемы, средства и методы преодоления  заикания, я думаю,что стоит рассматривать  их в зависимости от характера  рекомендуемых средств воздействия  на заикающегося — медицинских или  педагогических. В первом случае —  это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные  сочетания лечебного и педагогического  воздействия на заикающихся.

 

Терапевтические средства для  преодоления заикания применялись  в разной степени и формах во все  времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна и  др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени  дополняли его.

С 1 в. н.э. до середины XIX в., применялся хирургический метод лечения заикания, пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с ортопедической целью  восходит еще к Демосфену, который  якобы успешно применял для лечения  собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под  языком во время речевых упражнений. Специалисты применяли при лечении  заикания различные механические приспособления: Итар — язычную вилку, Коломба  — язычный нажиматель и распорку для губ, Эрве-де-Шегуан —накладки  на оба ряда зубов, Кленке — деревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель — скобы из китового уса на нижние зубы и т. д. Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.

С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать  первостепенное значение в его преодолении  психотерапевтическому воздействию (Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое  страдание, поэтому при выборе средств  воздействия на заикающегося учитывали  влияние этих средств на его психику.

Последователи дидактических  приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы  разнообразных и постепенно усложняемых  речевых упражнений, охватывающих как  отдельные элементы речи, так и  речь в целом (Андрес, Гимиллер, Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, Куссмауль, Ли).

Использовалась и система  лечебно-педагогических мер. Первыми попытками определить систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).

В настоящее время многие исследователи уделяют много  внимания психотерапевтическим воздействиям на личность заикающегося в комплексной  системе лечения. Опираясь на исследования отечественных физиологов — И. М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты- практики преодолели тенденциозность разработанных  ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комплексный  подход к преодолению заикания.

Большинство исследователей заикания отмечают сложный системный  характер этого заболевания, возникновение  которого связано с причинами  разного характера, что в свою очередь, требует соответствующих  методов коррекции. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; социальная реадаптация и адаптация заикающегося. В настоящее время делаются попытки глубже изучить индивидуальные психологические особенности заикающихся. Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно- оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно- оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.). Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

К лечебно-оздоровительной  работе относятся: создание благоприятной  обстановки для лечения, организация  режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и  психотерапия. У ребенка надо поддерживать хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом. Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Они развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений. Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.

Медикаментозное лечение  заикающихся ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного  аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений. Роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся  увеличивается. Это объясняется  усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова  как фактора социального общения.

Психотерапия в комплексе  лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии —  оздоровление психики заикающегося. Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная  и прямая психотерапия. Под косвенной  психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение  обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое. Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в  виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В психотерапии различают  два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В.М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).Для  маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных  игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и  пр. Эти формы психотерапии тесно  смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших  школьников необходимо широкое использование  основных приемов рациональной психотерапии. Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии (К. М. Дубровский) и в состоянии гипнотического сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых. Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании. Заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов. В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не применяются. Многие специалисты, работая с заикающимися детьми, используют игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица. Среди активизирующих методов психотерапии значительное место занимают функциональные тренировки (А. Г. Иванов-Смоленский). Они представляют собой тренировку нервных и психических процессов, укрепление активности и воли. Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств. Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно- педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно- педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие  в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие  реализуется во время групповых  и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают  развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания  и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического  восприятия, коррекцию нарушений  звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование  грамматического оформления фразы. На занятиях у заикающихся устраняют  психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность. Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений (коррекция неправильного  произношения, беседы психологического характера и т. д.). Косвенное логопедическое воздействие представляет собой  систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения  к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой  режим. Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим  школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых  речевых упражнений, понимание ими  требований правильной речи, систематическую  тренировку навыков правильной речи в разных условиях. Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию  и координацию дыхательной, голосовой  и артикуляторной функций, воспитание правильной речи. В литературе имеется  несколько мнений о методике воспитания правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать, применяя дыхательные дидактические  упражнения. Другие считают, что ритм дыхания восстанавливается через  спокойную плавную речь, т. е. воспитывается  неторопливый темп речи и в результате нормализуются все речевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители  психологической школы считают, что воспитанию речи, а, следовательно, и дыхания способствует тренировка воли. В каждом из этих мнений можно  найти рациональное, если работу над  дыханием проводить индивидуально, в зависимости от структуры речевого дефекта. Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на обеспечение благоприятных  условий воздействия на заикающегося ребенка; создание правильного отношения  к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной  работы ребенка вне логопедических занятий.

Несмотря на то, что в  настоящее время исследование заикания направлено на раскрытие его центральных  механизмов, они остаются мало изученными. Проблема возникновения нейрофизиологических механизмов синдрома заикания до сих  пор остается нерешенной. Актуальность исследования этой проблемы определяется необходимостью разработки адекватных методов терапии и коррекции, поскольку существующие в настоящее  время подходы к лечению заикания часто не приводят к полному излечению. При проведении исследований оказалось, что некоторые симптомы заикания, непосредственно обусловленные действием неблагоприятных факторов на ранних этапах онтогенеза, были компенсированы с течением времени в силу пластичности развивающегося мозга. Действительно, сравнение данных комплексного обследования детей и взрослых показало, что электроэнцефалографические и нейропсихологические признаки изменения функционального состояния мозга на уровне глубинных структур и коры, связанные с нарушением кровообращения в задних, преимущественно левосторонних, отделах, ярко проявляясь в детском возрасте, у взрослых уже не отмечались. При этом неврологическая симптоматика, характеризующая состояние нижележащих (стволовых) отделов нервной системы, менее подверженных пластическим перестройкам, сохранялась. Среди основных факторов риска развития заикания наиболее часто называют наследственность, раннее мозговое повреждение и нарушения эмоционально-волевой сферы. Психологическое исследование не выявило существенных различий между детьми с разными сроками заикания. Всем детям в разной степени были свойственны нарушения эмоциональной сферы, расторможенность, страхи, быстрая истощаемость. Эти наблюдения еще раз подтвердили дисфункцию высших центров вегетативной и эмоциональной регуляции у больных заиканием независимо от сроков заболевания и возраста. Комплексное обследование взрослых с синдромом заикания позволило обнаружить возможные нейрофизиологические механизмы развития этого синдрома. Вместе с тем данные, полученные при исследовании взрослых больных, характеризуют функциональное состояние мозга и эмоционально- волевой сферы по прошествии длительного периода с момента возникновения заболевания. Это обстоятельство в силу большой пластичности и компенсаторных возможностей мозга затрудняет выявление тех факторов риска возникновения заикания, которые связаны с ранним постнатальным развитием, а также не позволяет разграничить симптомы, непосредственно связанные с этиологией заикания и его последствиями. В данной работе заикание рассматривается как проявление патологических изменений на разных уровнях, а также возможные пути его коррекции, однако моя работа позволяет сделать вывод, что единой точки зрения по поводу заикания нет до сих пор ни по одному из компонентов структуры данного вопроса (этиология, симптоматика, классификация, методы коррекции). Но нельзя не признать, что практически все современные авторы рассматривают заикание не как узко речевую патологию, а как целый комплекс патологически развивающихся органов и систем.

Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста