Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 363.80 Кб (Скачать)

Игра «Тут что-то не так»

Ведущий достает куклу  Тимошу. Тимоша обращается к детям:

- Здравствуйте, ребята! Что  я вам расскажу. Иду я вчера  по дороге, солнышко светит, темно,  листочки синие под ногами  шуршат. И вдруг из-за угла как  выскочит собака, как зарычит  на меня: «Ку-ка-ре-ку!!!» и рога  уже наставила, я испугался  и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет, среди листочков  зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю сидит на берегу рыба, нога на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а  она прыг в воду и уплыла.

Дети отвечают, что было неправильно, что было в рассказах  Тимоши.

Подвижные игры.

Игра «Сова».

Дети выбирают водящего –  сову, которая садится в гнезда и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий  говорит: «Ночь». Сова открывает глаза  и начинает летать. Все игроки сразу  должны замереть. Кто пошевелится  или засмеется – становится совой. И игра продолжается.

Игра «Белые медведи».

Намечается место, где  будут жить белые медведи. 2 детей  берутся за руки. Это белые медведи.

Со словами: «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда  они переловят всех играющих, игра заканчивается.

Психомышечная тренировка.

«Факиры»

Дети садятся на ковер  по-турецки скрестив ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и  шея расслаблены, голова опущена (подбородок касается груди), глаза закрыты. Пока звучит тихая спокойная музыка, факиры отдыхают.

Занятие 8

Цель: коррекция взаимоотношений  детей, эмоционально-личностной сферы  психики детей. Закрепление приемов  релаксации.

Упражнение «Ток». Дети встают в круг, держась за руки и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимая руку стоящего справа).

Игра «Пожелание». Дети сидят  в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят друг другу добрые пожелания.

Игра «Ура победителю!»  Стулья расставляются по кругу спинками внутрь. Стульев на один меньше, чем  участников игры. Все бегают вокруг стульев, пока ведущий не хлопнет  в ладоши. Как только это произошла, нужно успеть занять стул. Участник, оставшийся без стула, выходит из игры. При этом он должен издавать звуки, имитируя какое-нибудь животное (хрю-хрю, му-му, мяу-мяу и т.д.). Бегающие по кругу оставшиеся участники опять должны по сигналу ведущего успеть занять стулья, которых снова на один меньше, чем участников. Игра продолжается, пока не останется один победитель. Он залезает на стул и кричит: «Ура победителю!», а все остальные хором издают звуки, которые они издавали во время игры.

Задачи-шутки. Детям предлагается решить задачу-шутку: «Ты да я , да мы с тобой. Сколько нас всего?»  выслушав ответы, ведущий предлагает детям встать парами напротив друг друга и поочередно проговорить  задачу, соотнося слова с соответствующими действиями.

Примерные задачи-шутки:

Едет тележка: два колеса впереди, два – сзади, два –  слева, два – справа. Сколько всего  колес?

Решил петух проверить  свой вес. Встал он на весы двумя  ногами и увидел, что весит 2 кг. Сколько  весит петух на одной ноге?

У бабушки Даши внучка маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько  у бабушки внуков?

Релаксация. Комплекс «На  берегу моря».

Занятие 9

Цель: коррекция взаимоотношений  детей, нежелательных черт характера, поведения детей. Снижение психического напряжения.

Коммуникативные игры.

«Доброе слово». Дети сидят  в кругу. Каждый по очереди говорит  что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза  тому, о ком говорит.

Упражнение «Ток». Дети встают в круг, держась за руки и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимая руку стоящего справа).

«Молекула». Все бегают по комнате. При слове «молекула», которое  произносит ведущий, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к  другу.

«Волшебное зеркало». Выбирается «зеркало» — это может быть другой ребенок или взрослый. Ребенок  смотрится в «зеркало», которое  повторяет все его движения, жесты, мимику.

Аутотренинг. «Волшебный сон». Лежа с закрытыми глазами, дети слушают  тихую, спокойную музыку. Ведущий  сообщает им, что они видят один и тот же сон и рассказывает его содержание: дети видели во сне  то, что они делали на занятии (закрепление  полученных впечатлений и навыков).

Занятие 10.

Цель: коррекция взаимоотношений  детей, эмоционально-личностной сферы  психики. Закрепление приемов саморасслабления.

Коммуникативные игры.

Упражнение на сплоченность группы. Руки всех детей вытянуты вперед. На счет «Три» все должны одновременно хлопнуть в ладоши.

«Колокол». Все встают в плотный круг, один ребенок – в центре. Стоящему в центре нельзя переступать с ноги на ногу, отрывать ноги от пола. Все толкают его от себя, и он свободно падает из стороны в сторону, как язык колокола.

«Сороконожка». Все дети встают в затылок друг другу, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. Задача: не упасть.

«Доброе слово». Дети сидят  в кругу. Каждый по очереди говорит  что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза  тому, о ком говорит.

Упражнение «Ток». Дети встают в круг, держась за руки и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимая руку стоящего справа).

«Я – разный». Для проведения данной игры потребуется лист бумаги, разделенный на три части, цветные  карандаши. Детям предлагается нарисовать себя в трех рисунках: какой был  раньше, какой он сейчас и каким  бы он хотел стать (какой он будет). После рисования обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

Аутотренинг. «Волшебный сон».

Дети ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в  локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в  стороны.

Ведущий обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная  музыка, вы закроете глаза и начнется игра "Волшебный сон". Вы не заснете  по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать  глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. "Волшебный сон" закончится тогда, когда я громко скажу: "Открыть глаза! Встать!". Внимание... Наступает "Волшебный сон"...

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем... (2 раза)

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... засыпают... (2 раза)

Шея не напряжена

И рас-сла-а-аб-ле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется... (2 раза)

Дышится легко... ровно... глубоко...

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело... (2 раза)

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые,

Но нисколько не усталые...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется... (2 раза)

Нам понятно, что такое...

Состояние покоя... (2 раза)»

Долгая пауза (до конца  медленной музыки).               

Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами.

Ведущий обращается к детям:

«Мы спокойно отдыхали,

 Сном волшебным засыпали...

  Хорошо нам отдыхать!

 Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

 Их повыше поднимаем. 

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть  глаза и встать!»

Данная методика может  использоваться

 

3.3. Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов проведение исследования

С целью выявления уровня самооценки у детей после проведенной  коррекционной работы был организован контрольный эксперимент с использованием тех же методик, что и в констатирующем.

Методика «Лесенка». Как и до эксперимента, дети сначала оценивали сами себя:

Диаграмма 1

Затем дети оценивали себя с позиции сверстников:

Диаграмма 2

Согласно последней инструкции в данной методике, дошкольники оценивали  себя с позиции взрослого (воспитателя).

Диаграмма 3

2. методика «Нарисуй  себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте

По результатам рисунка  были получены следующие результаты:

Диаграмма 4

  1. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Экспериментальная группа

Уровень самооценки в настоящий  момент (в баллах):

Критерии

Имя испытуемого

здоровье

ум

характер

авторитет

умелые руки

внешность

уверенность в себе

1

78

67

63

85

50

78

75

2

64

79

73

86

91

70

90

3

77

82

84

92

76

60

55

4

95

66

91

73

82

98

84

5

59

99

77

59

92

66

78

6

69

64

59

78

47

81

83

7

74

88

53

71

78

85

76

8

77

70

47

62

88

79

85

9

95

100

66

95

74

73

90

10

75

80

83

55

63

80

94


 

Уровень притязаний (в баллах):

Критерии

Имя испытуемого

здоровье

ум

характер

авторитет

умелые руки

внешность

уверенность в себе

1

91

87

82

92

73

89

96

2

100

96

87

88

95

96

99

3

88

91

93

100

100

100

89

4

96

94

99

91

98

99

97

5

100

100

100

100

100

100

100

6

99

97

100

100

96

99

100

7

100

99

94

100

100

100

100

8

100

100

100

100

100

100

100

9

100

100

99

97

100

100

100

10

99

97

100

96

100

100

99

Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста