Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 363.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого – педагогического  исследования 
2.1.  цель, задачи, методы организации исследования. Характеристика испытуемых

В первой курсовой работе передо мной стояла задача раскрыть сущность заикания – его этиологию, патогенез  и современные методы коррекции. В данной работе я хотела бы исследовать  самооценку заикающихся дошкольников, ее становление в старшем дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст  выбран мной не случайно – это период, когда дети только начинают осознавать себя, свои потребности и притязания в мире человеческих отношений. Интересен  тот факт, что самооценка дошкольников  уже дифференцирована, поэтому  исследование ее по какой-либо методике не даст однозначных  результатов. Дети по-разному оценивают  себя, окружающих – родителей, друзей, незнакомых людей.

На самооценку заикающихся  непосредственно влияет фиксированность  на собственном дефекте. Чем больше больной обращает на него внимания, тем  более выраженной становится симптоматика заикания. Однако болезненность  фиксации может выражаться по-разному  – от отсутствия ее до характерного ухода в болезнь. Из этого следует, что заикание представляет собой  дефект, влияющий на самооценку, значимость которой очень велика в коррекционной  работе. Оптимистичный настрой и  уверенность в себе благоприятно влияют на ее исход, нежели неуверенность  в собственных силах.

В дошкольном возрасте дети учатся оценивать свои поступки, свои умения и знания. Самооценка в этот период несколько завышена, что связано, в основном, с положительной оценкой  их действий взрослыми. Однако в старшем  дошкольном возрасте самосознание детей  становится более реалистичным, они  учатся оценивать свои достоинства  и недостатки, учитывая оценку окружающих. Таким образом, путем принятия оценки окружающих, формируется детское  самосознание, в которое включена и самооценка.

Самооценка детей может  варьироваться. Она бывает адекватно  устойчивой, завышено устойчивой, а  также неустойчивой в сторону  неадекватного завышения или  занижения. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей ребенка сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает надежды на хорошее отношение к себе, успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для дошкольников с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти  дети очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие дети избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они  не надеются на успех. Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что ребенок руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Ребенок знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. При завышенной самооценке ребенок уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

Цель  работы: изучение самооценки заикающихся дошкольников.

Объект  исследования: личность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования: В основе исследования - предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.

Методологические  основы исследования: положение С.Л.Рубинштейна о том, что самосознание выступает как компонент личности, и включается в процесс развития.

Методы  исследования  - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования),

Практическая  значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов ДОУ.

В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать и применить  комплекс методик для исследования  самооценки у детей старшего  дошкольного возраста.

2. Осуществить эмпирическое  исследование по выявлению и  изучению особенностей проявления  самооценки у детей старшего  дошкольного возраста.

Характеристика испытуемых.

Данный констатирующий эксперимент  проводился в ДОУ № 14 г. Санкт-Петербурга. Общее количество выборки – 20 детей, из них  11 мальчиков и  9 девочек. Возраст испытуемых – 7 лет. В процессе эмпирического исследования осуществлялось выявление структурных компонентов  и уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста, определялись особенности проявления самооценки у старших дошкольников. Наблюдения показали, что причины заикания сложны и индивидуальны, а форма и тяжесть заикания варьируют у одного и того же больного.

В эксперименте участвовали  дети, у которых неуравновешенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) явилось следствием развившегося заикания. До возникновения заикания дети этой группы были практически здоровыми и уравновешенными. Также в эксперимент были включены двое детей, у которых неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и являлось индивидуальной особенностью их личности. В анамнезе этих детей имелись указания на соматические расстройства различного происхождения: неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовая травма, постнатальная травма головы, острые или хронические инфекционные заболевания, некоторые формы сердечно-сосудистых заболеваний, эндокринные расстройства.

Психологические особенности  проявления самооценки определялись при  помощи следующих методик:

  1. методика «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте;
  2. методика «нарисуй себя» А.М. Прихожан;
  3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур основана на том, что испытуемым на нарисованной лесенке из семи ступеней предлагалось отметить карандашом себя. Также дети определяли свое место на «лесенке» с позиции окружающих его людей: сверстников, воспитателей. Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, ее устойчивость или противоречивость.

Методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте является проективной методикой изучения личности детей старшего дошкольного возраста. Методика основана на предложении детям нарисовать три рисунка определенными цветными карандашами. На первой странице – отмечается имя, возраст ребенка, пол; на второй – необходимо нарисовать «плохого мальчика» или «плохую девочку» черным и коричневым карандашами; на третьем – «хорошего мальчика» или «хорошую девочку» синим и красным карандашами, на четвертой – себя, «Я», всеми цветами, предложенными за все исследование. Данная методика основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста.

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели, базирующиеся на методе прямого шкалирования.

1.    Анализ «автопортрета» (рисунок «Я»): наличие всех основных  деталей, полнота изображения,  количество дополнительных деталей,  тщательность их прорисовки, степень  украшенности «автопортрета»; статичность  рисунка или представленность  фигурки в движении, включение  себя в какой-либо сюжет —  игру, танец, прогулку и т.п.  Известно, что наличие дополнительных  деталей— подробная прорисовка, «разукрашивание» — свидетельствуют  о позитивном отношении к рисуемому  персонажу. Напротив, неполнота рисунка,  отсутствие необходимых деталей  указывают на отрицательное или  конфликтное отношение, о чем  говорилось выше. Изображение в  движении, включение в сюжет —  на активное, творческое отношение  к действительности.

2.    Анализ других  проективных показателей по «автопортрету», в том числе по размеру рисунка,  его расположению на листе  (так называемая проективная семантика  пространства), по соотношению отдельных  частей рисунка и т.п. Известно, например, что размещение рисунка  внизу страницы может свидетельствовать  о депрессивности ребенка, наличии  у него комплекса неполноценности.  Наиболее неблагоприятным является  «автопортрет», нарисованный в  профиль и расположенный в  нижнем углу страницы, особенно  в левом.

3.    Сопоставление  «автопортрета» ребенка с рисунками  «хорошего» и «плохого» сверстника  по следующим параметрам: а) цвета,  использованные в «автопортрете», их соответствие цветам «хорошего»  и «плохого» ребенка, каких  цветов больше; б) размер «автопортрета»  по сравнению с размерами двух  других рисунков; в) повторение  в «автопортрете» деталей из  рисунков «хорошего» и «плохого»  ребенка: одежда, головной убор, игрушка,  цветок, рогатка, пистолет и т.п.  г) наличие в «автопортрете»  новых деталей и их характер; д) общее впечатление о похожести  «автопортрета» на рисунок «хорошего»  или «плохого» сверстника.

4.    Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без  существенного улучшения качества  рисунка); их выраженность свидетельствует  о конфликтности, тревожности  ребенка.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации  А. М. Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких  как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными  знаками уровень развития у них  этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень  развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому  предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности изображается вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать  самое низкое развитие, а верхняя  — наивысшее. Ребенку предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

-здоровье;

-ум, способности;

-характер;

-авторитет у сверстников;

-умение многое делать  своими руками, умелые руки;

-внешность;

-уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) испытуемый отмечает, как он оценивает  развитие у себя определенного качества, После этого крестиком (х) отмечает, при каком уровне развития этих качеств, сторон он был бы удовлетворен собой  или почувствовал гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При  этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться  как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ребенок заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно  ли применяются предложенные значки при ответе на вопрос. После этого  испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы  вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается как тренировочная  и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для  удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие  этапы:

I этап

По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”, “характер”, “авторитет у сверстников”, “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе”) определяются:

а) уровень притязаний в  отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (“О”) до знака “X”;

б) высота самооценки - от “О”  до знака “-”;

в) величина расхождения  между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака “X” до “-”; в тех случаях, когда уровень  притязаний ниже самооценки, результат  выражается отрицательным числом.

Записывается значение каждого  из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения  между ними) в баллах по каждой шкале.

II этап

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно  оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая  самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует  о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут  скрываться два совершенно разных психологических  явления: подлинная неуверенность  в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного  позволяет не прилагать никаких  усилий.

Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста