Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 363.80 Кб (Скачать)

Если сознание ориентировано  на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает  и как субъект, и как объект познания и отношения [24] Самосознание предстает как особо сложный процесс (самоосознавание), динамическое образование психики, которое пребывает в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя [25].Я-концепция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения. Самосознание - сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считал В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны товарищ с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и собственным телом. Сознание "Я" проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее важность в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Другое представление  о структуре самосознания принадлежит  В.С. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в структуре самосознания. Первое звено - имя свое, кругом которого формируется сознаваемая человеком  собственная сущность. Идентификация  с именем происходит с первых лет: ребенку трудно мыслить о себе за пределами имени, оно ложится  в основу самосознания, приобретает  особый личностный смысл. Благодаря  имени ребенок получает вероятность  представить себя как обособленного  от других уникального индивида.

Второе звено - притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на "хорошие" и "плохие". Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к  признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства  и самоценности.

Третье звено - половая  идентификация. Она включает психологическое  признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Четвертое звено - психологическое  счастье личности. Оно связано с построением субъективной картины жизненного пути, со стремлением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем. Пятое звено - социальное пространство личности. Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой он принадлежит.

Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой  выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и  поведенческий (саморегуляция). Когнитивная  подструктура - некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом  себе. С точки зрения процессуальности, когнитивная образующая выступает как самопознание - процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание - начальное звено, основа существования и проявления самосознания.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит  себя с другими, происходит сопоставление "Я" и "другого человека". Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и  самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные  к конкретной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувственным  содержанием. В итоге формируются  некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем "Я", но ещё нет целостного, истинного  понимания себя, как правило, уже  связанного с понятием о собственной  сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового  возраста.

Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о  себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках "Я и Я", когда  человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними  приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего "Я", который как бы сплавляется  из единичных конкретных образов "Я" в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному  знанию о самом себе, т.е. результатом  процесса самопознания выступает целостный  Я-образ.

В содержании Я - образа выделяются две образующие: знания о тех общих  чертах и характеристиках, которые  объединяют субъекта с другими людьми, - система самоидентичности и знания, выделяющие "Я" субъекта в сравнении  с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, -дифференцирующаяобразующая. Представления о себе многоплановы. Исследователи различают несколько форм представлений о себе, дифференцированных либо по сфере проявлений человека («физическое Я", "социальное Я", "профессиональное Я", "семейное Я", "моральное Я", "духовное Я" и т.д.), либо на временном континууме («Я в прошлом", "Я в настоящем", "Я в будущем"), либо по какому-либо иному признаку. Представления о себе могут быть как позитивными, так и негативными. Отделить знания от оценки, отношения к ним крайне трудно, поскольку они тесно взаимосвязаны. В большинстве исследований возбудимый и оценочный компонент Я - концепции не разделяют, в таком случае говорят об эмоционально-ценностном самоотношении. Однако ряд экспиреметов убедительно доказывает, что самоотношение и самооценка не тождественны. Оценочная подструктура - наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, оценка представлений о себе с точки зрения определенной системы ценностей, поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает (Л.В. Бороздина). Самооценивание - осознание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение - отношения к себе).

Результатом процесса самооценивания является самооценка - суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в  целом. Выделяются частные самооценки - оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального  потенциала или своих успехов  в профессиональной деятельности) и  общая (глобальная) самооценка, которую  иногда называют самоуважением. Общая  самооценка личности - это не автономная, одномерная переменная и не простая  сумма всех частных самооценок, а  определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению  к значимым мотивам. Таким образом, за единой, интегральной самооценкой (самоуважением) постоянно стоит система смысловых  образований.

Дошкольный возраст считается  начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и  формирование произвольности поведения. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от5.5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура  мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании  сверстников, проявляется интерес  к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип  мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных  норм и правил поведения в обществе. Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче  в деятельности. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок  постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в  нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона  развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость  от изменения внешних обстоятельств.[23]Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведении. Этот этап благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.

В старшем дошкольном возрасте в содержание представлений о  себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих  возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной  деятельности, общения со взрослыми  и сверстниками. Представления ребенка  о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.[23]

Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую  он получает в процессе общения. Налаживая  контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей  деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и  о самом себе.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При  этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку  овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания считается ведущая  деятельность. Таким образом, мы можем  отметить, что основным фактором, оказывающим, существенное влияние на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте является игра.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Под термином "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную - знания и представления о себе (Кто я?), и оценочную, или самооценку (Какой я?) [10]. Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым, так как любое суждение старшего дошкольника о себе, в той или иной мере включает и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе. В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку

В старшем дошкольном возрасте позиция близости реального и  идеального «Я» является наиболее благоприятной (Л.И.Божович, М.И.Лисина, Е.Е.Кравцова), ибо служит пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей личности - потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, которая, собственно, и составляет базис целеполагания. Таким образом, наличие у ребенка «позиции близости двух Я» свидетельствует о его самотождественности, то есть о его уверенности в себе, уверенности в том, что он хороший, любимый.

К старшему дошкольному возрасту отношение к себе существенно  меняется. К этому возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие  от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом все это  отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения  старшего дошкольника к другим людям. Собственное «Я» ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного «Я». Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Окружающие влияют на развитие личности старшего дошкольника с  помощью моральных норм. Они усваиваются  ребенком под влиянием образцов и  правил поведения. Образцами поведения  для детей служат, прежде всего, сами взрослые - их поступки, взаимоотношения. Ребенок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей.

Дети старшего дошкольного  возраста знакомятся с жизнью взрослых многими путями - наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для дошкольника выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства. Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие. Соподчинение мотивов является одним из важных новообразований в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности.

Информация о работе Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста